№ 2а-6536/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре судебного заседания Гимиеве И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Володиной С.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ссылаясь на следующие обстоятельства. В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.01.2016г. и определением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРП были внесены записи о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 2895,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> за гражданином "Б". Согласно указанным судебным актам решением суда произведен выдел из совместного имущества собственников автопарковки (состоящей из 217/217 долей) под многоэтажным жилым домом по вышеуказанному адресу доли "Б", равной 128/217 долей и определен единый объект права собственности "Б" При этом помещения в автопарковке под жилым домом № остались в общей долевой собственности оставшихся собственников. Право собственности истца на конкретные объекты в общедолевой собственности в размере 128/217 от всей автопарковки подтверждено свидетельствами о регистрации права собственности. В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО обратилась Володина С.С. с заявлением произвести регистрацию прекращения права общей долевой собственности на парковку и регистрацию возникшего права в порядке преобразования уже существующего права собственности на ее долю в автопарковке по <адрес>, равную 24 /89 долей. В проведении указанных регистрационных действий Володиной С.С. было отказано Сообщением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. ввиду наличия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества. На основании изложенного просит признать незаконным отказ ответчика в государственной регистрации по прекращению права общей долевой собственности на 24/217 от автопарковки по <адрес> и обязать ответчика произвести регистрацию прекращения права общей долевой собственности в 217 дблях с преобразованием этих долей общедолевой собственности в 89 и зарегистрировать в ЕГРГ1 за Володиной С.С. 24 /89 доли от автопарковки по <адрес> в порядке преобразований уже существующего права собственности без определения доли в натуре.
В судебное заседание административный истец не явился, направив своего представителя Марыняко Н.С., которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещены надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав явившегося представителя, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов.
В силу п. 32 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 г. N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Следовательно, проводимая государственным регистратором, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, представляет собой комплексное исследование, направленное на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только Закона о государственной регистрации прав, но и иных нормативных правовых актов.
Как установлено судом, истица является собственником 128/217 общедолевой собственности - автопарковки под многоэтажным жилым домом по вышеуказанному адресу <адрес>.
В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.01.2016г. и определением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРП были внесены записи о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 2895,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> за гражданином "Б". Согласно указанным судебным актам решением суда произведен выдел из совместного имущества собственников автопарковки (состоящей из 217/217 долей) под многоэтажным жилым домом по вышеуказанному адресу доли "Б", равной 128/217 долей и определен единый объект права собственности "Б"
При этом помещения в автопарковке под жилым домом № остались в общей долевой собственности оставшихся собственников.
Вышеуказанным решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.01.2016г. и определением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. вопрос о перераспределении долей в праве общей долевой собственности не разрешен.
Согласно ст.8.1ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Порядок государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества регулируется нормами Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом,четырнадцатом пункта 1 статьи 20настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
Согласно п.6 Приказа Росрегистрации от 07.06.2007г. №112 права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (пункт 1 статьи 28 Закона).
Согласно п. 10 Приказа Росрегистрации от 07.06.2007г. №112 при наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственную регистрацию права иного лица, в пользу которого принято решение суда, рекомендуется производить только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права или в случае, если это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части судебного акта.
Согласно п.1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при не достижения согласия в порядке, установленном судом.
Согласно ч. 9 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
В случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества, права на которые возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.
В соответствии с действующим законодательством в результате раздела возникают новые объекты прав и регистрация осуществляется на основании судебного решения о разделе или выделе доли в порядке, определенном для регистрации прав, установленных решением суда (п. 1 ст.28 Закона о регистрации прав), каждый из правообладателей должен ходатайствовать о регистрации своего права на предназначенный ему объект (или его часть) с предоставлением планов вновь образованных объектов недвижимости, документа об оплате регистрации и судебного решения как правоустанавливающего документа.
Согласно п.1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Как следует из ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ч. 1 ст. 18 вышеуказанного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу п.1 ст.17 Закона о регистрации проверка юридической силы представленных документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Ст. 20 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2. настоящей статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.
Володина, являясь собственником 24/217 долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, расположенное по <адрес>, обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО с заявлением произвести регистрацию прекращения права общей долевой собственности на парковку и регистрацию возникшего права в порядке преобразования уже существующего права собственности на ее долю в автопарковке, равную, по ее подсчетам, 24 /89 долей, образованным после выдела доли "Б"
При проведении регистратором правовой по заявлению Володиной С.С. установлено наличие зарегистрированного права собственности заявителя на 24/217 долей в праве общей долевой собственности. Документов, свидетельствующих о возникновении у заявителя права на 24/89 доли в праве общей долевой собственности заявителем представлено не было.
Таким образом, имеются противоречия между заявляемыми Володиной С.С. правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что согласно действовавшему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ законодательству, влечет отказ в государственной регистрации права.
Указанные выше обстоятельства послужили основаниями для отказа в проведении указанных регистрационных действий Володиной С.С., о чем заявителю сообщено сообщениями об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. №, №, №, №, №, представленными в материалы дела.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение государственного регистратора принято в строгом соответствии с положениями Закона о регистрации. Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Володиной С.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании решений незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2017 года.
Судья Лепетюх А.В.