дело № 2-170/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 31 января 2020 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Штея Н.А.,
при секретаре Дидоха Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шак Е.П. к администрации Енисейского района Красноярского края об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, возложении обязанности учесть данный период при определении права на жилищную субсидию, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Шак Е.П. обратилась с исковым заявлением об установлении факта её постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Енисейском районе Красноярского края, отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера и возложении на ответчика обязанность учесть данный период при определении прав Шак Е.П. в рамках закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Также истец просит восстановить её в Списке граждан муниципального образования Енисейский район, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, с учетом постановки её на учет под номером 45 и даты постановки ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что истец родилась в городе Енисейске ДД.ММ.ГГГГ. С момента рождения по ДД.ММ.ГГГГ проживала со своими родителями: матерью Захаровой Г.Ф. и отцом Шаком П.П. в поселке <данные изъяты>; посещала дошкольное образовательное учреждение (детский сад) также в поселке <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ она с матерью Захаровой Г.Ф. переехала на постоянное место жительство в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. её отец Шак П.П. освободился из мест лишения свободы и стал проживать с ними в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истцу впервые была установлена инвалидность (причина инвалидности - инвалид детства) на 1 год. С ДД.ММ.ГГГГ. инвалидность была установлена бессрочно.
Деревня <данные изъяты> расположена на территории Енисейского района и входит в число населенных пунктов с особыми климатическими условиями, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Истец желает выехать из района, приравненного по условиям проживания к Крайнему Северу, на другое постоянное место жительство.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее — Федеральный закон) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели.
В <данные изъяты>, истец обратилась в администрацию Енисейского района Красноярского края с заявлением о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Согласно ответу заместителя главы Енисейского района Красноярского края Капустинской Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с тем, что из представленных документов невозможно установить факт пребывания её в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и в этой связи истец не имеет право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в соответствии с Федеральным законом.
В настоящий момент истцу необходимо установить факт проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Енисейском районе) в указанный период времени. Установление данного факта необходимо ей для получения жилищной субсидии, представляемой гражданам, имеющим право на их получение, в связи с чем, имеет место спор о праве, который необходимо рассматривать в порядке искового производства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено отделение по вопросам миграции (ОВМ) МО МВД РФ «Енисейский».
Истец Шак Е.П. в судебное заседание не явилась, доверив представлять свои интересы представителям Носкову О.В. и Зюзиной О.П.
Представитель истца Носков О.В., ранее участвуя в судебном заседании поддержал заявленные требования, сообщил, что истец состояла на учете на получение жилья, в администрации Енисейского района им сказали, что нужно восстановить истца в очереди под номером 45 от ДД.ММ.ГГГГ Они обращались к ответчику, в отделение по вопросам миграции МО МВД России «Енисейский», но им было отказано.
Представитель истца Зюзина О.П., ранее участвуя в судебном заседании, также поддержала требования. Сообщила, что отец истца отбывал наказание в тюрьме, изначально проживал в п<данные изъяты>, затем переехал в <данные изъяты>. Она - старшая сестра в семье, отец работал механизатором-бульдозеристом. Изначально проживали в п. Верхнебельске, затем переехали в д. Каргино. Своего жилья у них не было, квартиру им предоставляли. С ДД.ММ.ГГГГ отец жил с ними, мать сейчас болеет, перенесла приступ эпилепсии, проживает с ней. Мать также бывает у других дочерей. Истец в данный момент снимает комнату в доме, который продала, но прописку сохраняет, получает пенсию.
Третьи лица - Министерство строительства и ЖКХ РФ, Министерство строительства Красноярского края, администрация Новокаргинского сельсовета, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Первым заместителем министра строительства Красноярского края Василовской Т.А. в письменном отзыве указывается на необходимость предоставления истцом суду доказательства проживания на территории Енисейского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., равно как и невозможности установления данного факта в ином (кроме судебного) порядке.
ОВМ МО МВД РФ «Енисейский» также своего представителя в суд не направило, начальник отделения Маркус О.В. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик - администрация Енисейского района, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Представитель администрации Поротникова Е.М. заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее был представлен письменный отзыв на иск, согласно которому администрация Енисейского района исключила Шак Е.П. (распоряжение администрации Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ № 343-р) из списка участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», поскольку факт пребывания Шак Е.П. - инвалида с детства, в район, приравненный к районам Крайнего Севера (Енисейский район) с рождения по ДД.ММ.ГГГГ не установлен.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, допросив свидетелей ФИО24, ФИО23., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – ФЗ № 125).
В соответствии со ст.1 ФЗ № 125, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения (ст. 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
На основании п.п. «е», п. 19, главы II. Порядок формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы и подготовка выпуска сертификатов (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2017 г. № 1613) участнику программы необходимо предоставить:
- документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ. (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции);
- выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- копию документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров);
- копию пенсионного удостоверения или справку о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров;
- справку учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
- справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;
- копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
- копию документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
- выписку из домовой книги (копию поквартирной карточки) с последнего места жительства заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждающая постоянное проживание с гражданином, подавшим заявление об участии в ведомственной целевой программе, в указанных районах и местностях родственников (за исключением супруга или супруги, детей, родителей, усыновленных, усыновителей) и нетрудоспособных иждивенцев, прибывших с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающих с ним в избранном месте жительства и ведущих с ним общее хозяйство (если указанные родственники и нетрудоспособные иждивенцы были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство по прежнему месту жительства), - для граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с 01.01.1992 г. по 01.01.2015 г.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
На основании Постановления Совета министров СССР от 03.01.1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» Енисейский район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 г. № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления городских округов Енисейск, Лесосибирск, Норильск и Богучанского, Енисейского, Кежемского, Мотыгинского, Северо-Енисейского, Туруханского, Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов края наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включающими в себя: а) прием и регистрацию заявления и документов от гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом (далее по тексту статьи - заявитель); б) проверку документов заявителя; в) принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; г) направление заявителю уведомления о принятии решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения; д) формирование на каждого гражданина, поставленного на учет, учетного дела, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет, с присвоением учетному делу номера, соответствующего номеру в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному району); е) формирование списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категориям; ж) размещение списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременное предоставление по письменному обращению граждан необходимой информации по спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; з) ежегодное утверждение указанных в пункте "е" настоящей статьи списков и направление до 1 февраля их заверенных копий в уполномоченный орган исполнительной власти края в области жилищных отношений по вопросам переселения и улучшения жилищных условий граждан (далее - уполномоченный орган исполнительной власти края в области переселения); и) ведение книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному району); к) снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; л) направление уведомления гражданину о снятии с учета в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения; м) прием и регистрацию заявления и документов от гражданина об изменении оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; н) получение обязательств от гражданина, проживающего в жилом помещении на основании договора социального найма, - о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, от гражданина, проживающего в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, - о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 16 Устава Енисейского района Красноярского края, глава района в пределах своей компетенции издает постановления администрации района по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражданами, и распоряжения администрации по вопросам организации деятельности администрации района (п.1).
Правовые акты Главы района могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, в случае изменения перечня его полномочий - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Красноярского края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Красноярского края) (п.5)
В соответствии с п.п. «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что Шак Е.П., ДД.ММ.ГГГГ состояла в очереди «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», дата регистрации о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца заместителем главы администрации Енисейского района в адрес истца направлено письмо №, в котором сообщается, что из представленных в администрацию документов выявлено, что в копии паспорта истца дата регистрации по месту жительства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ документы, содержащие сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях истца в период с рождения до ДД.ММ.ГГГГ не представлены. Факт пребывания Шак Е.П. в районе, приравненном к районам Крайнего Севера (Енисейский район) с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не установлен. В связи с чем администрация Енисейского района сообщила, что Шак Е.П. не имеет права на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в соответствии с Федеральным законом. Истцу разъяснено право, в случае несогласия с позицией администрации Енисейского района обратиться в Енисейский районный суд за защитой своих прав.
Распоряжением главы администрации Енисейского района Ермакова С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», руководствуясь Положением о жилищной комиссии при администрации Енисейского района, утвержденным распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № и ст.ст. 16, 29 Устава Енисейского района, Шак Е.П. (состав семьи 1 чел.) была исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» очередь «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)».
До обращения в суд с настоящим исковым заявлением истец предпринимала попытку установить факт проживания на территории Енисейского района с рождения – в ГУ МВД РФ по Красноярскому краю.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. № врио заместителя начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Красноярскому краю Лопатиной М.И. на электронное обращение истца следует, что в управлении отсутствует архивная информация по поводу регистрации заявителя.
Главой Новокаргинского сельсовета Шук О.А. на обращения истца предоставлена информация о том, что по данным архива (домовая книга) администрации Новокаргинского сельсовета, Шак Е.П. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Адрес и место жительства в книге не указаны. Информация об убытии отсутствует. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шак Е.П. была зарегистрирована на территории Новокаргинского сельсовета по адресу: <адрес>
Вместе с тем, главой Новокаргинского сельсовета не дан ответ на запрос представителя истца Носкова О.В. о предоставлении справочной информации о прибытии (убытии, проживании) Шак Е.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Шак (Захаровой) Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Шак Е.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения (по возможности), по похозяйственным (домовым) книгам в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шак Е.П. родилась в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о её рождении серии №, выданным Енисейским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края (родители: Шак П.П., ДД.ММ.ГГГГ., Захарова Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.).
Отец и мать истца умерли соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ место смерти обоих – <данные изъяты>.
Истец имеет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования №, выданное ей как уроженке <данные изъяты>
Согласно паспорту истца № она как уроженка <данные изъяты> состоит на регистрационном учёте в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ. Шак Е.П. как жительница <данные изъяты> проходила освидетельствование в <данные изъяты> (также территория, приравненная к районам Крайнего Севера) в рамках медико-социальной экспертизы, и до ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена инвалидность второй группы (причина инвалидности «инвалид детства»).
В ДД.ММ.ГГГГ также в <данные изъяты> Шак Е.П. группа инвалидности устанавлена бессрочно.
С ДД.ММ.ГГГГ Шак Е.П. как жительнице Енисейского района назначена пенсия по инвалидности пожизненно, о чем в материалы дела представлена копия удостоверения №
В материалы дела представлена фотография истца в школьном возрасте, изготовленная в ДД.ММ.ГГГГ в школе № <данные изъяты>
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО23 пояснила, что знает истца давно, как и её родителей. Она приехала в п. <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ, семья истца приехала в ДД.ММ.ГГГГ с 3 детьми. Она работала в столовой. Отец истца работал бульдозеристом, мать – приемщицей. Они жили рядом. Затем она уехала в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, семья истца переехала туда же в ДД.ММ.ГГГГ так как поселок <данные изъяты> расформировали. Захарова Г.П. и Шак П.П. (родители истца) проживали в п<данные изъяты> до смерти. Истец до сих пор там проживает. Она владеет магазином в <данные изъяты>, истец часто к ней приходит.
Свидетель ФИО24 пояснила в суде, что истца знает давно, она ходила к ней в садик в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Она проживала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, переехала в д<данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. Семья истца состояла из отца, матери и 3 детей. Семья истца переехала в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, так как поселок <данные изъяты> был расформирован. Сейчас истец проживает в <данные изъяты>, после смерти родителей она никуда не уезжала.
В материалы дела представителем истца представлены заверенные копии похозяйственных книг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты>, в соответствии с которыми, по адресу: ул<адрес> семья Шак, в том числе истец проживали по данному адресу в указанный период времени.
Также представлены заверенные выписки из похозяйственных книг в <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым семья Шак, в том числе истец, проживали в данном поселке.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, а также показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение факт постоянного проживания истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в Енисейском районе Красноярского края, в связи с чем, данный период проживания подлежит учёту ответчиком при определении прав Шак Е.П. в рамках закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Действия ответчика по исключению истца из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в отсутствие документов, подтверждающих факт проживания в районе, приравненном к районам Крайнего Севера (Енисейского района), основанные на п.п. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, фактически временно лишили истца права на улучшение жилищный условий.
Из дополнительного отзыва на исковое заявление представителя администрации Енисейского района Поротниковой Е.М., предоставление социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с федеральным законодательством определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет.
Принимая во внимание то, что при рассмотрении настоящего дела нашел свое объективное подтверждение факт постоянного проживания истца не территории Енисейского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ право Шак Е.П. состоять в очереди в списке «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, подлежит восстановлению с учётом даты постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шак Е.П. удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Шак Е.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Енисейского района Красноярского края, отнесенного к местности, приравненной к районам Крайнего Севера и возложить на ответчика обязанность учесть данный период при определении прав Шак Е.П. в рамках Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Шак Е.П. - участника ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - восстановить в очереди «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)», с учётом даты постановки ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Н.А. Штей
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2020 года