Решение по делу № 2а-3809/2016 от 17.02.2016

№2А-3809/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области

В составе председательствующего судьи         Кузьминой А.В.

При секретаре                         Преснове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомова С.В. к "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) о признании незаконным решения наименование1 от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включении Сомова С.В. в Реестр пострадавших граждан города ....., обязании включить в реестр,

    у с т а н о в и л:

Административный истец, Сомов С.В., обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность трехкомнатную квартиру по адресу АДРЕС условный номер квартиры у компании ЗАО «наименование2». Истцом был заключен предварительный договор от ДД.ММ.ГГГГ и оплачены денежные средства в размере 6 523 200 рублей.

В августе 2009 года Главное следственное управление (ГСУ) милиции ..... возбудило против генерального директора наименование3 г-на ФИО уголовное дело по статье «Мошенничество», по которому Заявителя вызывали на допрос по адресу АДРЕС признали потерпевшим, о чем было выдано Постановление о признании потерпевшим б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

18.12.2012 года Президентом РФ по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве был дан ряд поручений Пр-2820 Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, правоохранительным органам РФ.

На основании поручений Президента Министерством Регионального развития РФ был разработан и утвержден Приказ от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены»

Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее по тексту – Приказ №403) были установлены критерии признания граждан обманутыми дольщиками, а также порядок включения указанных граждан в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее по тексту – Реестр пострадавших граждан города ..... или Реестр)

ДД.ММ.ГГГГ Сомов С.В., являясь гражданином, пострадавшим от недобросовестных действий ЗАО «наименование2», обратился в наименование1 с заявлением о включении в Реестр обманутых дольщиков, приложив к заявлениям документы, подтверждающие наличие договорных отношений с ЗАО «наименование2», копии документов, подтверждающих внесение заявителями денежных средств для строительства многоквартирного дома, а также копии документов о признании потерпевшим в рамках уголовного дела.

По результатам рассмотрения данного заявления, наименование1 отказал во включении Сомова С.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, о чем сообщил в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для отказа послужило отсутствие у Заявителя, вступившего в законную силу решений (определений) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику, указанного в п. 6 ст.10 Раздела III Приложения к Приказу

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение по гражданскому делу , которым ..... районный суд города ..... удовлетворил заявление Сомова С.В. о признании незаконным решения "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Сомова С.В. в Реестр пострадавших граждан города ..... и обязал "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроль в области долевого строительства рассмотреть заявление Сомова С.В. повторно.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам ..... городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу данное решение было оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ Сомов С.В. повторно обратился в наименование1 с заявлением о включении в Реестр обманутых дольщиков.

По результатам рассмотрения данного заявления, наименование1 снова отказал во включении Сомову С.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, о чем сообщил в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время основанием для отказа послужил п.1 ст. 14 Раздела IV Приложения №2 к Приказу №403, а именно отсутствие у Заявителя хотя бы одного критерия, установленного приказом Минрегионразвития России №403 от 20.09.2013г

В своем решении наименование1 указывает, что Сомовым С.В. был заключен предварительный договор купли-продажи недвижимости, а не договор участия в долевом строительстве, поэтому на него не распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ

Административный истец, Сомов С.В.. считает, что решение наименование1 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, в связи с чем просит его отменить и обязать Москомстройинвест включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, в заявлении поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие.

Представитель заинтересованного лица "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, дело просили рассмотреть в отсутствие.

На основании ст.ст.14, 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о рассмотрении и просивших о рассмотрении в отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме

В соответствии с ч.2 ст. 23 Закона 214-ФЗ от 30 декабря 2004 г. государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство (далее – контролирующий орган)

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан ( ч.4 названной статьи)

В соответствии с п.1 раздела I Положения о "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ , "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города ....., осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города ....., государственного контроля и надзора соблюдения в городе ..... законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - установленная сфера деятельности).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года № 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение № 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2).

В соответствии с п.4 приведенных правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п.2 Приложения № 1 к настоящему Приказу.

Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:

1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;

2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;

3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);

4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;

8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;

9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены(Приложение №2 к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (приложение к настоящим правилам) (п.9). К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;

4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);

5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством РФ и определенной ценой сделки (при их наличии);

6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).

Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п.10).

Основанием для отказа во включении заявителя в реестр являются:

1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;

3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;

4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" после вступления в силу ФЗ от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты РФ" (Собрание законодательства РФ, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);

5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п.14).

Таким образом, обстоятельствами, имеющие значение по настоящему делу, является исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон( Критерии, перечисленные в п.2 названного Приложения № 1), связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и предоставить подтверждающие это доказательства.

наименование1, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.

Сомов С.В. перечисленные выше обязанности, возложенные на него законом, исполнил.

Так, административный истец указал, что он относится к той категории пострадавших, в отношении которых имеется: просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшие денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполнятся (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбуждения уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

Данные обстоятельства прямо предусмотрены подп. 3, 6 п.2 Критериев

В подтверждении того, что эти критерии на него распространяются, Сомов С.В. приложил к своему заявлению в наименование1 копию документа, удостоверяющего личность, копии договора и иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между ним и лицом, осуществлявшим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю, копии документов, подтверждающие внесение денежных средств для строительства многоквартирного дома, постановление о признании потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела(л.д.14-37).

Достоверность этих документов, их соответствие требованиям закона никем не оспаривается.

Другие имеющиеся в деле доказательства также подтверждают обоснованность требований заявителя.

Строительство многоквартирного дома, по указанному адресу осуществлялось на основании инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между Правительством Москвы и ЗАО «наименование2», предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству жилищно-гаражного комплекса, с размещением управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям наименование4 и эксплуатационного участка наименование5, расположенного по адресу: АДРЕС с предполагаемым объемом инвестиции 180 000000 ( сто восемьдесят) млн.рублей; в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести строительство жилого дома общей площадью 19 500 кв.м., установлен срок действия контракта с учетом дополнительного соглашения до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.35-56).

Застройщик ЗАО «наименование2» не выполнил свои обязательства по строительству и сдаче объекта в эксплуатацию. Решением Арбитражного суда г...... от ДД.ММ.ГГГГг. по делу общество признано несостоятельным (банкротом)(л.д.57-62).

Решением Комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов городе ..... от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об уступке прав и обязанностей по инвестиционному контракту от ЗАО «наименование2» к ГУП «наименование6») с внесением соответствующих изменений в условия инвестиционного контракта и договор аренды земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ выпущено соответствующее постановление Правительства Москвы № 469-ПП.

ДД.ММ.ГГГГ между наименование7, наименование8, "ответчик" по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) и ГУП «наименование10» заключен договор на предоставление субсидии на строительство жилого дома по адресу: АДРЕСл.д.64-72).

В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию , выданного наименование9 ДД.ММ.ГГГГ, многоэтажный жилой дом по строительному адресу: АДРЕС, введен в эксплуатацию, жилому дому присвоен почтовый адрес: АДРЕС(л.д.73-76).

Сведения о гражданах, включенных в реестр по объекту: АДРЕС находится в открытом доступе на официальном интернет-сайте наименование1, который ведет реестр дольщиков по указанному объекту инвестиционного строительства.

Отказ во включении Сомова С.В. в Реестр пострадавших граждан нарушает предоставленное ему законом право быть включенным в этот реестр, лишает объема государственной поддержки наравне с лицами, включенными в реестр, и фактически лишает его возможности получения в дальнейшем жилого помещения. Согласно Государственной программе города ..... «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в целях подпрограммы предусмотрено «завершение строительства жилых объектов в целях обеспечения квартирами граждан-соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками», в числе задач подпрограммы предусмотрено « завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов», предусмотрены субсидии ГУП «наименование6» на возмещение затрат, связанных со строительством жилых домов. В данной программе имеется прямая ссылка на Приказ наименование11 от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из заключенного ДД.ММ.ГГГГ между наименование7, наименование8, "ответчик" по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) и ГУП «наименование10» договора на предоставление субсидии наименование7 предоставил ГУП «наименование6» субсидию в размере 930 575 101 руб. на строительство жилого дома по адресу: АДРЕС именно в целях реализации Государственной программы города ..... «Жилище».

Отсюда следует, что Сомовым С.В.. доказаны основания заявленных им требований.

По смыслу закона ( п.4 приведенных правил) для включения в реестр достаточно одного критерия, установленного п.2 Приложения № 1 к упомянутому Приказу.

Довод наименование1 о том, что на такой договор не распространяются нормы Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» не основан на законе.

В Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 декабря 2013 года) даны следующие разъяснения по спорному вопросу.

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только названными в нем способами: 1) на основании договора участия в долевом строительстве;

2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Кроме того, частью 2.1 статьи 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» установлен запрет на привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 данной статьи. В соответствии с частью 2.2 этой же статьи лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

ФЗ от 17 июня 2010 года № 119-ФЗ « О внесение изменений в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты РФ", в соответствии с которым рассматриваемая статья ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» была дополнена частями 2.1 и 2.2 вступил в силу ( в данной части) 21 июня 2010 года.

Из судебной практики следует, что и после закрепления изложенных выше требований к привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов (и иных объектов недвижимости), связанному с возникновением у них права собственности на жилые помещения в таких домах (объектах недвижимости), которые на момент привлечения денежных средств не введены в эксплуатацию в установленном порядке, а также введения запрета, предусмотренного частью 2.1 статьи 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», привлечение денежных средств граждан для строительства осуществляется посредством иных сделок, совершаемых без учета требований названного ФЗ: заключения договоров купли-продажи жилого помещения в объекте строительства; заключения предварительных договоров участия в долевом строительстве; заключения предварительных договоров купли-продажи жилого помещения в объекте строительства; заключения договоров займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) после завершения его строительства в собственность; внесения денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) после завершения его строительства в собственность; заключения договоров простого товарищества в целях осуществления строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность; выдачи векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости); заключения договоров инвестирования строительства; заключения иных договоров, связанных с передачей гражданином денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность.

При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные. К отношениям, вытекающим из таких договоров, заключенных гражданами - участниками долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной названным Федеральным законом.

Из указанных разъяснений Верховного Суда РФ следует, что наименование договора само по себе не свидетельствует о правовой природе сделки и характере правоотношений сторон.

Вместе с тем содержание договора, заключенного Сомовым С.В., подтверждает, что он был совершен с целью приобретения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию.

Доказательства того, что денежные средства были привлечены ЗАО «наименование2» в нарушение законодательных запретов с учетом их действия во времени применительно к ч. 2.1 ст.1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» наименование1 не представлено.

В установленном законом порядке указанный договор не оспорен, не признавался притворной сделкой, свидетельствующий о том, что сторонами договора действительно имелся ввиду договор, на который не распространяются нормы Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Так как заявитель в полной мере соответствует всем критериям и им предоставлены все необходимые документы согласно п.10 Правил, то решение, вынесенное наименование1 об отказе во включении Заявителя в реестр, незаконно. Так как оспариваемое решение принято незаконно, то это является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом

Оценивая вышеизложенное, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению с обязанием "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (наименование1) включить Сомова С.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о чем сообщить в суд и административному истцу Сомову С.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроль в области долевого строительства (наименование1) от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включении Сомова С.В. в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать "ответчик" по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в двадцатидневный срок включить Сомова С.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о чем сообщить в суд и административному истцу Сомову С.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Одинцовский городской суд Московской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-3809/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сомов С.В.
Ответчики
Комитет г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строит
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
17.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
18.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2016[Адм.] Судебное заседание
21.03.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее