Дело № 2-113/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2015 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сахаутдиновой Э.Ф.,
при секретаре Миннегуловой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шафиков Р.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шафиков Р.М. обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с иском о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, обосновав его тем, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он имеет право на назначение пенсии при стаже педагогической деятельности в образовательных учреждениях 25 лет. Данный стаж выработал и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано на том основании, что в стаж педагогической деятельности не зачли периоды: обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; службы в составе вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с чем он не может согласиться, просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, обязать ответчика исчислить стаж его работы, включив в него указанные периоды обучения на курсах повышения квалификации, службы в армии, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Шафиков Р.М. и его представитель Масалимов Р.З. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям указанным в иске. Шафиков Р.М. заявил ходатайство о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В период повышения квалификации (усовершенствования), нахождения в учебном отпуске, работник пользуется всеми гарантиями и компенсациями, какие предусмотрены трудовым законодательством - за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Выплачивая работнику, направляемому на курсы повышения квалификации, находящемуся в учебном отпуске, заработную плату, работодатель уплачивает от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В периоды обучения на курсах повышения квалификации, нахождения в учебном отпуске, педагогические работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации, обучения является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В зависимости от уровня квалификации педагогическим работникам присваивается квалификационная категория. Повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная педагогическая деятельность.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что согласно п.4 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, решение Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ в этой части следует признать как не основанное на законе.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данные военного билета), действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Исходя из того, что на момент осуществления Шафиков Р.М.. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Шафиков Р.М.. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - ко ДД.ММ.ГГГГ истец выработал необходимый для этого стаж, отсюда его исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Проанализировав представленные доказательства, подтверждающие факт несения Шафиков Р.М. судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, суд, учитывая объем защищаемого права, количество судебных заседаний, степень сложности дела, требования разумности и справедливости, приходит к выводу о необходимости возмещения заявителю понесенных им судебных расходов на оплату услуг представителя за представление его интересов в суде в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шафиков Р.М. удовлетворить.
Признать неправомерным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Шафиков Р.М..
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить в специальный стаж Шафиков Р.М. периоды нахождения:
на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
службы в составе вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Шафиков Р.М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения - со ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>РБ в пользу Шафиков Р.М. в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя за оказание юридических услуг и представление его интересов в суде <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Э.Ф. Сахаутдинова