Дело №33-8677/2022
№ 2-1457/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 декабря 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Устьянцевой С.А., Шор А.В.,
при секретаре Васякиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Л.В. по правилам производства в суде первой инстанции с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску Абдюкаева Вадима Ахмитовича к администрации города Орска Оренбургской области, муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом города Орска» о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Абдюкаева Вадима Ахмитовича
на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 06 сентября 2022 года,
установила:
Абдюкаев В.А. обратился в суд с иском к администрации города Орска Оренбургской области, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением заместителя главы г.Орска по социальной политике г.Орска от 01 июня 2021 года №... ему отказано в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда. Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 10 февраля 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска Оренбургской области, действующего в его интересах, удовлетворены, признан незаконным отказ администрации города Орска Оренбургской области во включении его, Абдюкаева В.А., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Суд возложил на ответчика обязанность включить его в указанный список и предоставить ему за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади. Незаконными действиями администрации города Орска Оренбургской области ему причинены нравственные страдания. На основании изложенного просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебное заседание суда первой инстанции Абдюкаев В.А. не явился. В адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Орска Оренбургской области Мукменева А.И. возражала против удовлетворения иска.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 06 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Абдюкаева В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Абдюкаев В.А. просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 декабря 2022 года произведен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом города Орска» (МУ КУИ г.Орска).
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, послужило то, что МУ КУИ г.Орска, в лице которого администрация города Орска, согласно Положению «О муниципальной казне города Орска», утвержденному решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 08 мая 2015 года №59-970, осуществляет управление и распоряжение имуществом, составляющим муниципальную казну, - в качестве соответчика привлечено не было, что в силу пункта 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
В заседании суда апелляционной инстанции не явились истец Абдюкаев В.А., представитель КУИ г.Орска, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии, также не явился прокурор.
Судебная коллегия в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика администрации г.Орска Еремеев Е.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку вина администрации г.Орска в причинении истцу морального вреда не доказана.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К числу мер социальной поддержки данным Федеральным законом отнесено, в том числе, предоставление благоустроенного жилого помещения (статья 8).
Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиками, Абдюкаев В.А., (дата) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ....
Распоряжением администрации города Орска ... над ... Абдюкаевым В.А. установлено попечительство, попечителем назначена *
31 марта 2021 года * обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации города Орска с заявлением о включении Абдюкаева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением заместителя главы г.Орска по социальной политике г.Орска от 01 июня 2021 года №... * на ее обращение отказано во включении Абдюкаева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке, с указанием на то, что Абдюкаев В.А. обеспечен жилой площадью и оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении не имеется.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 10 февраля 2022 года Оренбургской области исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска Оренбургской области в интересах Абдюкаева В.А. к администрации города Орска о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации города Орска во включении Абдюкаева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлено включить Абдюкаева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязать администрацию муниципального образования город Орск Оренбургской области предоставить Абдюкаеву В.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 24 мая 2022 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г.Орска - без удовлетворения.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Устава МО город Орск администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов городского Совета, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль. Администрация города Орска осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации города Орска, утверждаемого городским Советом.
Пунктом 1.3 Положения "Об администрации города Орска Администрация города Орска имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, выступает в качестве истца или ответчика в суде, а также в качестве иного участника судебного разбирательства.
Согласно пунктов 1.3 и 1.6 Положения «О муниципальной казне» муниципальную казну муниципального образования "Город Орск" (далее - муниципальная казна) составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Управление и распоряжение имуществом, составляющим муниципальную казну, от имени муниципального образования "Город Орск" осуществляет администрация города Орска в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" (далее - КУИ г. Орска).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как предоставление жилья, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Абдюкаевым В.А. в связи с неправомерными действиями администрации города Орска в связи с отказом во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Установлено, что действия администрации города Орска по отказу во включении Абдюкаева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещениям по договору найма специализированного жилого помещения признаны незаконными, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда.
Указанные незаконные действия администрации города Орска нарушили нематериальное благо Абдюкаева В.А. в виде нарушения конституционного права на жилище, лишили истца права на своевременное получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, отсрочили возможность получения жилья, в результате чего истец ... был вынужден восстанавливать гарантированное право на социальную поддержку в судебном порядке, соответственно, указанные действия отрицательно сказались на его эмоциональном состоянии, затронули достоинство его личности, тем самым причиняя ему моральный вред (нравственные страдания), который подлежит возмещению.
Ответственность по возмещению истцу морального вреда лежит на администрации ... в лице Комитета по управлению имуществом города Орска за счет казны муниципального образования город Орск, поскольку именно незаконными (виновными) действиями администрации города Орска истцу причинен моральный вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия, учитывая положения вышеуказанных норм, требования разумности и справедливости, конкретные обстоятельства дела, характер и степень нравственных и физических страданий истца, его индивидуальные особенности, определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
По мнению судебной коллегии указанный размер компенсации морального вреда будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истца и степенью ответственности, применяемой к ответчику, она позволит с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленном истцом размере судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств, причинения морального вреда на сумму 100 000 руб. истцом не представлено, поэтому в удовлетворении остальной части требований о компенсации морального вреда отказывает.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации города Орска в пользу Абдюкаева В.А. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию сумма в размере 300 руб.
Учитывая вышеизложенное, а также наличие безусловных оснований, установленных пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 06 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Абдюкаева Вадима Ахмитовича удовлетворить частично.
Взыскать с администрации города Орска Оренбургской области за счет казны муниципального образования город Орск в пользу Абдюкаева Вадима Ахмитовича компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации города Орска Оренбургской области в пользу Абдюкаева Вадима Ахмитовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 декабря 2022 года.