Решение по делу № 2а-3040/2021 от 16.06.2021

Дело №2а-3040/2021

УИД 24RS0013-01-2021-002718-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре Гореловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Кравченко Вячеслава Андреевича к Призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко В.А. обратился в суд с иском к призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края, в котором просит признать незаконным решение Призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края от 24.05.2021 о призыве его на военную службу. Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец состоит на воинском учёте в отделе военного комиссариата по Емельяновскому и Козульскому районам Красноярского края. Призывная комиссия вынесла в отношении него решение о призыве на военную службу. Однако в период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, он обращался с устными жалобами в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, а именно, на боли в стопах при длительной ходьбе. В связи с этим, указывал на необходимость направления его на дополнительное обследование в соответствии со ст.5.1. Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на что получил отказ и был признан годным к военной службе. С указанным решением не согласен, поскольку врачи-специалисты надлежащим образом не изучили его анамнез, результаты исследований и вынесли ошибочное заключение о состоянии его здоровья. В соответствии с п. «В» ст. 68 Расписания болезней приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Кроме того, состав призывной комиссии, принявшей в отношении него решение о призыве на военную службу, был неполным, поскольку в составе комиссии должно быть не менее семи человек, а в отношении него решение было принято сотрудниками военного комиссариата в составе шести человек. На основании изложенного, Кравченко В.А. обратился в суд с данным иском, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края о призыве его на военную службу (л.д. 3-7).

Истец Кравченко В.А. надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания (л.д. 31), в суд не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 32).

Представитель ответчика призывная комиссия Емельяновского района Красноярского края, представитель заинтересованного лица Военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов Красноярского края надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания (л.д. 31,34), в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей (л.д. 20,34), представили письменные возражения на иск (л.д. 15-20).

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1, 2).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).

В соответствии с пунктами 15 - 22 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.

По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания; призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования; медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей; в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663).

Пунктом 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ N 400 от 02.10.2007 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663 от 11.11.2006, закреплено, что призывник обязан иметь при себе медицинскую документацию о состоянии своего здоровья.

В соответствии с п. п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе».

Согласно пункту 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утв. Приложением N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.

Вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения призывной комиссии в том случае, если установит, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кравченко В.А., 22.10.1997 года рождения, является лицом, поставленным на воинский учет в Военном комиссариате Емельяновского и Козульского районов Красноярского края в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается протоколом №7 от 30.01.2014 (л.д. 24).

В ходе весеннего призыва 2021 года, 01.04.2021 Кравченко В.А. проходил медицинскую комиссию, был осмотрен врачами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматологом.

По результатам медицинского освидетельствования дано заключение о годности призывника к прохождению военной службы по категории Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Указанные обстоятельства следуют из содержащегося в учетной карте призывника листа медицинского освидетельствования (л.д. 26).

24.05.2021 Призывной комиссиейпринято решение о призыве Кравченко В.А. на военную службу, и ему вручена повестка о явке 11.06.2021 в Военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов для отправки в войска (л.д. 36).

Таким образом, судом установлено, что на момент прохождения медицинского освидетельствования заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, у Кравченко В.А. не имелось. Доводы истца об имеющемся у него заболевании (деформации и др.) стоп не нашли своего подтверждения. Указанные обстоятельства не были выявлены при прохождении Кравченко В.А. медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункт "в" ст. 68 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, на который ссылается административный истец, предусматривает плоскостопие и другие деформации стопы с незначительным нарушением функций.

Статья предусматривает приобретенные фиксированные деформации стопы. Стопа с повышенными продольными сводами (115 - 125 градусов) при правильной ее установке на поверхности при опорной нагрузке часто является вариантом нормы. Патологически полой считается стопа, имеющая деформацию в виде супинации заднего и пронации переднего отдела при наличии высоких внутреннего и наружного сводов (так называемая резко скрученная стопа), при этом передний отдел стопы распластан, широкий и несколько приведен, имеются натоптыши под головками средних плюсневых костей и когтистая или молоточкообразная деформация пальцев. Наибольшие функциональные нарушения возникают при сопутствующих компонентах деформации в виде наружной или внутренней ротации всей стопы или ее элементов.

При этом к пункту "в" относится умеренно выраженные деформации стопы с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; продольное плоскостопие III степени без вальгусной установки пяточной кости и явлений деформирующего артроза в суставах среднего отдела стопы; деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава III стадии; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера до 10 градусов и наличием артроза подтаранного сустава.

Исследовав материалы учетной карты призывника, содержащей сведения о пройденном призывником Кравченко В.А. медицинском освидетельствовании, лабораторных исследованиях, суд находит, что оспариваемое решение призывной комиссии основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца, принято в соответствии с установленным законом порядком, соответствует требованиям нормативных правовых актов.

Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, установлено, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

Согласно пункту 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

Правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался, тем самым отказался от реализации права на предоставление доказательств в обоснование своих доводов.

В судебные заседания, назначаемые судом административный истец не являлся, в связи с чем разрешение вопроса о проведении судебной военно-врачебной экспертизы, предполагающей освидетельствование при участии и с согласия административного истца, не представилось возможным.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не предоставлено надлежащих доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период весеннего призыва 2021 года у Кравченко В.А. имелось заболевание, дающее основание для установления ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Доводы истца о том, что призывной комиссией нарушена процедура проведения освидетельствования, так как состав призывной комиссии, принявшей в отношении истца решение о призыве на военную службу, был неполным, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что призывная комиссия Емельяновского района Красноярского края создана распоряжением губернатораКрасноярского края от26.03.2021 г. №136-рг «Об организации призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2021 года».

При этом положение о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от11.11.2006 г.№663 не содержит нормы, определяющей правомочность решения призывной комиссии о призыве на военную службу в зависимости от числа присутствующих на заседании членов комиссии.

Пункт 34 Положения о призыве предусматривает, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Таким образом, решение принятое призывной комиссией признается правомочным с участием 6 членов комиссии при её численности в 7 человек.

Из материалов личного дела следует, что решение о призывеКравченко В.А. на военную службу принято единогласно в составе 6 членов призывной комиссии, а именно: председателя призывной комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря призывной комиссии, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, представителя органа внутренних дел, представителя органа службы занятости населения (л.д. 26).

Исходя из совокупности исследованных судом материалов, учитывая, что обязанность по представлению медицинских документов о состоянии здоровья законом возложена на призывника, принимая во внимание, что с заявлениями в призывную комиссию Красноярского края о несогласии с заключением об установлении категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования административный истец не обращался, заключение независимой военно-врачебной экспертизы, подтверждающее иную категорию годности к военной службе не представил, суд приходит к выводу о том, что заявленные Кравченко В.А. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Кравченко Вячеслава Андреевича к Призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным решения от 24 мая 2021 года о призыве на военную службу, отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Ю. Хомченко

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2021 года.

Решение не вступило в законную силу.

2а-3040/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравченко Вячеслав Андреевич
Ответчики
Призывная комиссия Емельяновского района
Другие
Военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов Красноярского края
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Хомченко Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
16.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее