Гражданское дело № 2-265/2020
УИД 04RS0024-01-2020-000704-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2020 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.Н., единолично, при секретаре Соловьёвой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление и.о. Прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хоринский район» о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к ответчику о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Просил возложить на Администрацию МО «Хоринский район» обязанность произвести обустройство пешеходных тротуаров по всей протяженности дороги по ул. Жанаева, ул. Октябрьская, ул. Хоринская с. Хоринск Хоринского района в срок до 01.10.2022; обеспечить надлежащее уличное освещение в соответствии с требованиями действующего законодательства в следующих населенных пунктах: с. Хоринск, с. Майла, у. Алан, у. Анинск, у. Кульский Станок; выделить бюджетные ассигнования МО СП «Ашангинское», МО СП «Верхнекурбинское», МО СП «Верхнеталецкое», МО СП «Краснопартизанское», МО СП «Кульское», МО СП «Удинское», МО СП «Ойбонтовское», МО СП «Хасуртайское» в целях разработки проектов организации дорожного движения.
В дальнейшем, прокурором были уточнены исковые требования: Просит возложить на Администрацию МО «Хоринский район» обязанность произвести обустройство пешеходных тротуаров по всей протяженности дороги по ул. Жанаева, ул. Октябрьская, ул. Хоринская с. Хоринск Хоринского района в срок до 01.10.2022; обеспечить надлежащее дорожное освещение в соответствии с требованиями действующего законодательства в следующих населенных пунктах: с. Хоринск, с. Майла, у. Алан, у. Анинск, у. Кульский Станок; выделить бюджетные ассигнования МО СП «Ашангинское», МО СП «Верхнекурбинское», МО СП «Верхнеталецкое», МО СП «Краснопартизанское», МО СП «Кульское», МО СП «Удинское», МО СП «Ойбонтовское», МО СП «Хасуртайское» в целях разработки проектов организации дорожного движения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района по информации МО МВД России «Хоринский» проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории МО «Хоринский район».
Установлено, что на дорогах с твердым покрытием по ул. Жанаева, ул. Октябрьская, ул. Хоринская с. Хоринск Хоринского района в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары. В населенных пунктах с. Хоринск, с. Майла, у. Алан, у. Анинск, у. Кульский Станок на автомобильных дорогах, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, отсутствует стационарное электрическое освещение. Также установлено, что во всех сельских поселениях района проекты организации дорожного движения требуют обновления. Вместе с тем, финансовых средств выделенных из бюджета муниципального образования, для осуществления поселениями переданных полномочий недостаточно.
По информации ОГИБДД МО МВД России «Хоринский» по причине отсутствия уличного освещения на территории района в 2019 году произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека погибло, 2 ранено, в 2020 году (по состоянию на 10.04.2020) – 1 ДТП, в котором ранено 2 человека. По причине отсутствия тротуаров в 2019 году произошло 1 ДТП, в котором ранен 1 человек.
В судебном заседании помощник прокурора Мантатова С.М. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации МО «Хоринский район» Ринчинова Н.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, пояснила, что на выполнение требований в сфере безопасности дорожного движения в с. Хоринск только на одну улицу заложено 78 000 000 рублей. В настоящее время финансирование данных мероприятий отсутствует. Кроме того, проведение конкурса и т.п., что займет значительное время. Просит предоставить срок для исполнения решения суда до 01.10.2023 года.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Закон № 131) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи 14 Закона № 131 предусмотрен перечень вопросов местного значения сельского поселения, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 131 иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, решение указанного вопроса относится к полномочиям МО «Хоринский район».
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее ФЗ «О безопасности дорожного движения») к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу абз. 6 и абз. 11 п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения определена как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257) установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, и тротуары (п. 5 ст. 3 ФЗ № 257).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Установлено, что на дорогах с твердым покрытием по ул. Жанаева, ул. Октябрьская, ул. Хоринская с. Хоринск Хоринского района в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.
Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, в том числе организации стационарного электрического освещения, возложена на органы местного самоуправления и должна обеспечиваться администрацией МО «Хоринский район».
В населенных пунктах с. Хоринск, с. Майла, у. Алан, у. Анинск, у. Кульский Станок на автомобильных дорогах, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, отсутствует стационарное электрическое освещение.
Соглашениями № 1/20, 2/20, 3/20, 4/20, 5/20, 6/20, 7/20, 8/20 от 26.12.2019 полномочия МО «Хоринский район» по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы сельским поселениям района, за исключением МО СП «Хоринское» (далее – Соглашения).
Пунктом 2.1 Соглашений установлено, что передача вышеуказанных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета МО «Хоринский район» в бюджеты сельских поселений.
Таким образом, сельские поселения осуществляют переданные полномочия в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств из бюджета муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 18 вышеуказанного закона внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
Установлено, что во всех сельских поселениях района проекты организации дорожного движения требуют обновления. Вместе с тем, финансовых средств выделенных из бюджета муниципального образования, для осуществления поселениями переданных полномочий недостаточно.
По информации ОГИБДД МО МВД России «Хоринский» по причине отсутствия уличного освещения на территории района в 2019 году произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека погибло, 2 ранено, в 2020 году (по состоянию на 10.04.2020) – 1 ДТП, в котором ранено 2 человека. По причине отсутствия тротуаров в 2019 году произошло 1 ДТП, в котором ранен 1 человек.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод, интересов неопределенного круга лиц.
Основанием для обращения прокурора в суд является защита интересов неопределенного круга лиц, так как непринятие администрацией МО «Хоринский район» мер в сфере безопасности дорожного движения нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие тротуаров и стационарного электрического освещения создают угрозу дорожно-транспортных происшествий и могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе детей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения по первому требованию – до 01.10.2022 г., по второму требованию – в срок до 01.10.2023 г., по третьему требованию – в срок до 01.02.2021 г. поскольку для его исполнения потребуется изыскание дополнительного финансирования, проведение конкурса и т.п., что займет значительное время.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации МО «Хоринский район» Прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хоринский район» о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО «Хоринский район» обязанности:
1. Произвести обустройство пешеходных тротуаров по всей протяженности дороги по ул. Жанаева, ул. Октябрьская, ул. Хоринская с. Хоринск Хоринского района в срок до 01.10.2022;
2. Обеспечить надлежащее дорожное освещение в соответствии с требованиями действующего законодательства в следующих населенных пунктах: с. Хоринск, с. Майла, у. Алан, у. Анинск, у. Кульский Станок в срок до 01.10.2023;
3. Выделить бюджетные ассигнования МО СП «Ашангинское», МО СП «Верхнекурбинское», МО СП «Верхнеталецкое», МО СП «Краснопартизанское», МО СП «Кульское», МО СП «Удинское», МО СП «Ойбонтовское», МО СП «Хасуртайское» в целях разработки проектов организации дорожного движения в срок до 01.02.2021.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Хоринский районный суд РБ.
Судья: Е.Н. Лебедева