Решение по делу № 2а-161/2021 от 08.09.2021

Дело №2а-161/2021

46RS0027-01-2021-000201-02

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 октября 2021 года п. Черемисиново

Черемисиновский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Кабановой О.М.,

при секретаре Извековой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по охране зеленых насаждений в части проведения их учета и оценки, а также возложении обязанности устранить указанные нарушения,

установил:

Прокурор Черемисиновского района Курской области в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района, выразившееся в непринятии мер по охране зеленых насаждений в части их учета и оценки и возложении обязанности по проведению работ по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области. В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области проведена проверка действующего законодательства, регулирующего осуществление благоустройства населенных пунктов на территории Стакановского сельсовета Черемисиновского района, в результате которой установлено, что полномочия по реализации вопросов местного значения, предусмотренных п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации», в части организации благоустройства территории сельского поселения администрацией Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области исполняются ненадлежащим образом. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями. В соответствии со ст.61 Закона №7 - ФЗ зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 14, 45.1 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 года № 711/пр, мероприятия по учету и оценке зеленых насаждений на территории муниципального образования в установленном порядке до настоящего времени не проведена, что свидетельствует о неисполнении обязанностей по обеспечению контроля и разработке своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, развитию зеленого фонда, необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В судебном заседании представители сторон, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Советскому лесничеству, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Статья 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, среди прочего, отнесены леса и иная растительность.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п.5 ч.2 ст.45.1 Закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.
В соответствии со ст.61 Закона №7 - ФЗ зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Пунктами 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 года № 153 (далее - Правила), предназначенных для исполнения всеми предприятиями, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, предусмотрены: система оценки состояния озелененных территорий (долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению), составление ведомости дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, а также порядок проведения инвентаризации городских зеленых насаждений (в соответствии с Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов от 28.07.1988 года №5.

В соответствии с п. 1 Методики инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно-архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, также удовлетворения иных потребностей соответствующей организации.

В соответствии с указанными целями учет зеленых насаждений заключается в: а) определении общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, и распределении ее по категориям, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и пр.; расчёт соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНиП;
б) установлении количества деревьев и кустарников с определением типа насаждения, породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;
в) установлении наличия и принадлежности стационарных инженерно- архитектурных сооружений и оборудования ландшафтно-архитектурных объектов (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.); г) составлении необходимых чертежей, заполнении паспорта, составлении сводных данных о зеленых насаждениях населенного пункта;

д) своевременной регистрации происшедших изменений.

Учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.

Строения, подземные и надземные сооружения, расположенные на ландшафтно-архитектурных объектах, учитываются по соответствующим инструкциям.

В результате проведения технического учета на каждый ландшафтный архитектурный объект должны быть составлены: инвентарный план, в зависимости от площади объекта, и паспорт.

При этом согласно п.3 Методики, по инструкции, установленной Методикой, учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтные архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.

Согласно п.5.1 Правил № 153 система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Кроме того, из положений п. 6.1 Правил следует, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.61 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мероприятия по учету и оценке зеленых насаждений муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области не проведены, что не позволяет обеспечить эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также построить прогноз их состояния с учетом реальной экологической обстановки и других факторов.

Непринятие администрацией мер по проведению оценки состояния озелененных территорий может привести к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений, и в конечном итоге повлечь ухудшение экологической обстановки на территории муниципального образования.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Черемисиновского района Курской области требований.

В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит разумным установить срок для устранения нарушений в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:


Административные исковые требования прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по охране зеленых насаждений в части их учета и оценки, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по охране зеленых насаждений в части проведения их учета и оценки, незаконным.

Обязать Администрацию Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по оценке качественных и количественных параметров зеленых насаждений, организовать ведение реестра зеленых насаждений в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.М. Кабанова

Копия верна:

Судья О.М.Кабанова

2а-161/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Черемисиновского района
Ответчики
Администрация МО "Стакановский сельсовет" Черемисиновского района
Другие
Отдел комитета лесного хозяйства Курской области по Советскому району
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Кабанова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее