Дело № 2-5316/2024
(76RS0014-01-2024-004723-03)
Изготовлено 23.12.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 декабря 2024 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ананьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астафьева Сергея Евгеньевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о перерасчете пенсии,
установил:
Астафьев С.Е. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о перерасчете пенсии, а именно отменить решение от 23 августа 2024 года № и произвести перерасчет льготной выслуги лет и размера суммы пенсии Астафьеву С.Е. на основании пункта «а» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № по должностному окладу ДОЛЖНОСТЬ с 1 января 1995 года; отменить решение от 4 сентября 2024 года № и произвести перерасчет льготной выслуги лет и размера суммы пенсии Астафьеву С.Е. с 2 декабря 1994 года.
В обоснование иска указано, что с 2 декабря 1994 года Астафьев С.Е. является пенсионером МО РФ. Последнее место военной службы - <адрес>, ДОЛЖНОСТЬ. Астафьев С.Е. подавал заявления в Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о перерасчете пенсии по выслуге лет по двум основаниям, в том числе в связи с повышением денежного довольствия с 1 января 1995 года отдельной категории военнослужащих - ДОЛЖНОСТЬ путем внесения дополнения в название должности и установления новых тарифных разрядов, в связи с чем возникли основания для применения п. «а» ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Вынесены решение от 23 августа 2024 года №, решение от 4 сентября 2024 года №, которые оспариваются в рамках настоящего дела. С 1 января 1995 года ДОЛЖНОСТЬ во всех ВС РФ упразднили и ввели ДОЛЖНОСТЬ. Такое решение было принято в условиях сложной экономической обстановки в стране и возрастания роли финансовой службы ВС РФ. Более того, в связи с введением в силу Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» увольнение в запас с выплатой пенсии было разрешено по достижении выслуги военной службы 20 лет. В силу своего служебного положения ДОЛЖНОСТЬ использовали эту норму чаще других офицеров и увольнялись с военной службы. В связи с чем в войсках образовывался определенный дефицит ДОЛЖНОСТЬ. Принятое решение должно было сократить поток увольняемых ДОЛЖНОСТЬ, стимулировать дальнейшее прохождения ими военной службы. Соответственно, тарифный разряд и должностной оклад по таким должностям были увеличены у этой категории военнослужащих. На основании чего у должностных лиц областного военкомата возникли основания для перерасчета пенсии истца с 1 января 1995 года с учетом ст. 58 указанного Закона РФ. Служебно-должностная категория ДОЛЖНОСТЬ, в связи с изменением ее названия на «ДОЛЖНОСТЬ» не изменилась, права и обязанности этого должностного лица с 1 января 1995 года определялись все теми же руководящими документами Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Приказом Министра обороны СССР от 30.03.1973 N 80 "О введении в действие Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота, Приказом Министра обороны СССР от 25.05.1977 N 5 "О введении в действие Положения о финансовом хозяйстве военного округа и соединения". При этом наименование должности в Уставе внутренней службы и приказах МО не изменилось. Объем прав и обязанностей остался прежним. Астафьев С.Е. являлся ДОЛЖНОСТЬ, права и обязанности которого были определены Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения. Права и обязанности ДОЛЖНОСТЬ также определялись тем же Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения, так как других руководящих документов не существовало. Не изменились полномочия по должности ДОЛЖНОСТЬ по отношению к должности ДОЛЖНОСТЬ. Истец полагает, что ДОЛЖНОСТЬ имел те же самые полномочия как и ДОЛЖНОСТЬ, что подтверждает факт очередного повышения денежного довольствия с 1 января 1995 года отдельной категории военнослужащих - ДОЛЖНОСТЬ путем внесения дополнения в название должности и установления новых тарифных разрядов, в связи с чем и возникли основания для применения пункта «а» ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Также истец указывает на неправильное исчислением ему выслуги лет в отдаленной местности. После окончания училища, с конца августа 1978 года по начало сентября 1987 года (9 лет) истец проходил военную службу в <адрес>. Постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1984 г. N 482 (приложение № 2.2) для всех военнослужащих, проходящих военную службу на остальных территории <адрес> было установлено: засчитывать на льготных условиях выслугу лет в остальных территориях <адрес> для назначения пенсий один месяц службы за
полтора месяца; плановая замена, после 10 лет военной выслуги в указанной местности; выдача офицерам продпайка в натуре. Указанное постановление введено в действие с 1 января 1985 года. При назначении пенсии по выслуге лет истцу была исчислена выслуга лет в льготном исчислении 21 год 7 месяцев, т.е. засчитана была служба в льготном исчислении только с 1 января 1985 года по август 1987 года (2 года 8 месяцев вместо 9 лет). С этим истец не согласен. Периоды службы на остальной части <адрес> пенсионные органы МО СССР (потом и МО РФ) начали засчитывать на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий только с 1 января 1985 года. До этого они таких действий не производили и исчисляли только календарную выслугу лет на остальной территории <адрес>. Пенсионные органы стали трактовать дату «1 января 1985 г.» не только как начало срока, с которого они начали производить определенную процедуру, но и как начало срока исчисления периода прохождения службы военнослужащих на остальной территории <адрес>. Истец ссылается на толковый словарь Ожегова, "Словарь русского языка". Полагает, что пенсионный орган Ярославского облвоенкомата в Постановлении № 941 от 22 сентября 1993 года заменил понятие «засчитывать... с 01.01.1985 г.» на совершенно другое понятие «исчислять... с 01.01.1985 г.», чем изменил порядок действия должностных лиц и нарушил права истца на правильное исчисление и последующий зачет выслуги лет в отдаленной местности в льготную выслугу лет для исчисления пенсии. В личном деле имеются отметки: о зачислении в списки личного состава войсковой части №, расположенной по адресу <адрес> при прибытии в <адрес> для прохождения службы - в конце августа 1978 года; об исключении из списков личного состава войсковой части №, расположенной по адресу <адрес>, при убытии по замене из <адрес> в начале сентября 1987 года. Процесс исчисления выслуги лет для начисления пенсии состоит из следующих этапов: исчисление календарной выслуги лет военной службы; исчисление календарной выслуги лет в отдаленной местности; засчитывайте календарной выслуги лет в отдаленной местности в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим на льготных условиях. С 1 января 1985 года постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 обязывает пенсионные органы выслугу лет в отдаленной местности засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим на льготных условиях. 9 лет службы истца на остальной территории <адрес> должны были пересчитать в размере один месяц службы за полтора месяца, но такую процедуру пенсионные органы имели право произвести только после 1 января 1985 года. Сам стаж службы на остальной территории <адрес> исчисляли: финансовые службы воинских частей и соединений - ежемесячно для начисления денежного довольствия; кадровые службы - ежегодно для составления плана замены на следующий год; пенсионные органы с 1 января 1985 года после увольнения военнослужащих - единовременно при назначении пенсии. Постановление №941 не регламентирует порядок исчисления выслуги лет в отдаленной местности, этому посвящены Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах Российской Федерации, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях Российской Федерации) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардий Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 года N 58). Ранее эти вопросы регламентировало Положение о денежном довольствии военнослужащих (приказ МО СССР № 075 от 1978 года, ст. 257-285). Кроме того, кадровые органы исчисляют стаж выслуги лет в отдаленных местностях точно также как и финансовые органы. Исчисление льготной выслуги лет в отдаленной местности месяц за полтора месяца следовало исчислять в случае истца с конца августа 1978 года по сентябрь 1987 года, что составит 9 лет (13,5 года в льготном исчислении), а общая выслуга лет – 24 года 9 месяцев, что соответствует пенсии в размере 62%. Истец ссылается также на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года №407-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 372-О, Постановление Президиума Московского городского суда от 8 июля 1999 года, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N ГКПИ 97-133. Конституционный Суд Российской Федерации определил засчитывание выслуги лет в отдаленной местности в льготную выслугу лет как механизм, который был введен с 1 января 1985 года. Механизм не может быть началом исчисления выслуги лет в отдаленной местности, но позволяет засчитать эту выслугу лет в льготную выслугу лет, т.е. с 01 января 1985 года началось действие механизма по засчитыванию выслуги лет, но не исчисление этой выслуги лет. Остальные районы <адрес> с 01 января 1985 года были включены в перечень районов, в которых выслуга лет засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца. О том, что служба в остальных районах <адрес> до 01 января 1985 года не засчитывается в льготный период, в пункте 3 постановления № 941 от 22.09.1993 года и в пункте 3 Постановления Совета министров СССР от 21 мая 1984 г. N 482 ничего не сказано. Пенсионные органы обязаны с 01 января 1985 года засчитывать (а не исчислять) в льготную выслугу лет стаж военной службы в отдаленной местности. До этой даты они не могли осуществлять таких действий. Объектом засчитывания является уже исчисленная выслуга лет в отдаленной местности. Величина засчитанной выслуги лет является производной от исчисленной выслуги лет в отдаленной местности, это две самостоятельные величины. В постановлении от 22.09.1993 г. № 941 указана дата «с 01.01.1985», с которой начали засчитывать, но не исчислять выслугу лет в отдаленной местности, в нем нет указаний на дату начала исчисления выслуги лет в отдаленной местности. Также истец ссылается на положения абзац 2 п. 5 постановления № 941 от 22 сентября 1993 года, ст. 3 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, согласно которым женщины проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшим военнослужащим женского пола), входят в число военнослужащих включенных в статью 1 Постановления от 22 сентября 1993 года N941. Следовательно, и норма о периодах службы, указанных в подпунктах "в" и "г" п. 3 и п. 4 настоящего постановления, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях не ранее чем с 5 августа 1976 года распространяется и на всех военнослужащих, включенных в ст. 1 Постановления от 22 сентября 1993 года N941. Служба в остальных районах <адрес> ранее 01 января 1985 года учитывается при исчислении льготной выслуги лет.
В судебном заседании истец Астафьев С.Е. поддержал исковое заявление по доводам, изложенным в нем, в дополнениях к иску, возражениях на отзыв ответчика. Истец указывал, что доводы стороны ответчика противоречат положениям действующего законодательства, учитывается закон, не подлежащий применению. Ответчик сделал вывод о том, что организационно-штатные мероприятия, проведенные после увольнения Астафьева С.Е. с военной службы, в результате которых должность ДОЛЖНОСТЬ была исключена и введена ДОЛЖНОСТЬ, не могут служить основанием для пересмотра размера пенсии, так как на указанную вышестоящую должность он не назначался, в исполнение обязанностей по данной должности не вступал, должностной оклад по этой должности ему не устанавливался и не выплачивался. Пункт «а» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I и пункт 14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 не содержат такого ограничения для перерасчета пенсии при увеличении денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. До 7 мая 1998 года в абзаце 7 пункта14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 существовало ограничение для пересмотра военной пенсии «когда должностные оклады увеличиваются отдельным категориям военнослужащих и других лиц (а не одновременно всем категориям военнослужащих) и когда такое увеличение окладов производится не в связи с инфляцией, а в порядке упорядочения денежного довольствия», но решением Верховного Суда РФ от 7 мая 1998 г. N ГКПИ 98-86 абзац 7 пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 был признан недействительным (незаконным).
Представитель ответчика по доверенности Проценко М.Ю. возражал против удовлетворения искового заявления, дал пояснения согласно отзыва на иск, указывая на несостоятельность, противоречивость доводов стороны истца. ДОЛЖНОСТЬ Астафьев С.Е. приказом ОРГАНИЗАЦИЯ от 15 сентября 1994 года № уволен с военной службы с должности ДОЛЖНОСТЬ. Приказом ОРГАНИЗАЦИЯ от 7 октября 1994 года № Астафьев С.Е. исключен из списков личного состава части с 1 декабря 1994 года. Военным комиссариатом Ярославской области 12 января 1995 года Астафьеву С.Е. с 2 декабря 1994 года была назначена пенсия в размере СУММА руб. с учетом оклада по последней штатной должности ДОЛЖНОСТЬ СУММА руб., оклад по воинскому званию ЗВАНИЕ № руб., и ежемесячной надбавки за выслугу 20 лет 30% - СУММА руб. Ответчик исходит из положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в части положений ст. 43, 49 данного Закона, Подпункта 1 ст. 42, ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 11, 12, 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утв. Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941, в частности пп. «а» п. 9, пп. «г» п. 3 Порядка, приложение №1 раздел II к Порядку. Организационно-штатные мероприятия, проведенные после увольнения Афанасьева С.Е. с военной службы, в результате которых должность ДОЛЖНОСТЬ была исключена и введена должность ДОЛЖНОСТЬ, не могут служить основанием для пересмотра размера пенсии, так как на указанную вышестоящую должность он не назначался, в исполнение обязанностей по данной должности не вступал, должностной оклад по этой должности ему не устанавливался и не выплачивался. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1995 г. N 311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации" с 1 апреля 1995 года были повышены в 1,3 раза оклады по воинской должности (должностные оклады) и оклады по воинским (специальным) званиям, установленные военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работникам таможенной системы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 1994 года. С указанной даты заявителю был пересмотрен размер пенсии. Астафьев С.Е. проходил военную службу в Вооруженных Силах с 31 августа 1974 года по 1 декабря 1994 года. Приказом командира войсковой части 61304 от 9 сентября 1987 года № 130 Астафьев С.Е. исключен из списков личного состава части и убыл из отдаленной местности <адрес> 12 сентября 1987 года. Период военной службы Астафьева С.Е. в <адрес> засчитан в выслугу лет на пенсию из расчета 1 месяц за 1,5 месяца с 1 января 1985 года по 12 сентября 1987 года. Льготное исчисление выслуги лет с 1 января 1985 года для военнослужащих, служивших в <адрес>, было введено постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1984 г. N 482 "О некоторых льготах военнослужащим Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР". С 1 февраля 1993 года порядок исчисления выслуги лет на пенсию установлен постановления Правительства от 22 сентября 1993 года N 941. Абзацем 16 раздела II приложения N 1 установлено, что военная служба в <адрес> для военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий с 25 июня 1949 года, а на остальной территории края - с 1 января 1985 года. Также ответчик ссылался на решение Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2003 года № ВКПИ 03-50, оставленное без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2003 года № КАСОЗ-429, определения от 18 ноября 2004 года N407-O, от 20 декабря 2005 года N 483-0 и др. Истец полагает, что льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии должно распространяться и на тех граждан, которые проходили службу на территории <адрес> до 1 января 1985 года, т.е. фактически ставит вопрос о придании оспариваемой норме обратной силы и о расширении сферы ее действия во времени и по кругу лиц. Ответчик считает, что правовых оснований для зачета в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении периодов его военной службы в <адрес> ранее 1 января 1985 года не имеется.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
ЗВАНИЕ Астафьев С.Е. приказом ОРГАНИЗАЦИЯ от 15 сентября 1994 года № уволен с военной службы с должности ДОЛЖНОСТЬ.
Приказом ОРГАНИЗАЦИЯ от 7 октября 1994 года № Астафьев С.Е. исключен из списков личного состава части с 1 декабря 1994 года.
Военным комиссариатом Ярославской области 12 января 1995 года Астафьеву С.Е. с 2 декабря 1994 года была назначена пенсия в размере СУММА руб. с учетом оклада по последней штатной должности ДОЛЖНОСТЬ СУММА руб., оклад по воинскому ЗВАНИЕ СУММА руб., и ежемесячной надбавки за выслугу 20 лет 30% - 89 205 руб.
С 1 апреля 1995 года были повышены в 1,3 раза оклады по воинской должности (должностные оклады) и оклады по воинским (специальным) званиям, установленные военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работникам таможенной системы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 1994 года. С указанной даты заявителю был пересмотрен размер пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 24мая 2007 года на Военный комиссариат Ярославской области была возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Астафьеву С.Е. за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года включительно в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% на основании Приказ Министра Обороны №20 от 10 января 1995 года, и выплатить недополученную пенсию за указанный период с учетом индекса роста потребительских цен, характеризующих уровень инфляции по Ярославской области.Астафьев С.Е. проходил военную службу в Вооруженных Силах с 31 августа 1974 года по 1 декабря 1994 года.
Приказом ОРГАНИЗАЦИЯ от 9 сентября 1987 года № Астафьев С.Е. исключен из списков личного состава части и убыл из отдаленной местности <адрес> 12 сентября 1987 года. Период военной службы Астафьева С.Е. в <адрес> засчитан в выслугу лет на пенсию из расчета 1 месяц за 1,5 месяца с 1 января 1985 года по 12 сентября 1987 года, имеется Приказ ОРГАНИЗАЦИЯ № от 14 января 1985 года.
Изложенное сторонами по делу не оспаривалось.
Истец просит отменить решение от 23 августа 2024 года № и произвести перерасчет льготной выслуги лет и размера суммы пенсии Астафьеву С.Е. на основании пункта «а» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № должностному окладу ДОЛЖНОСТЬ с 1 января 1995 года; отменить решение от 4 сентября 2024 года № и произвести перерасчет льготной выслуги лет и размера суммы пенсии Астафьеву С.Е. с 2 декабря 1994 года. Астафьев С.Е. неоднократно обращался к ответчику с требованием о перерасчете пенсии, полагая, что пенсия подлежит перерасчету по должностному окладу ДОЛЖНОСТЬ с 1 января 1995 года, с учетом его службы в <адрес> до 1 января 1985 года.
Суд с доводами стороны истца согласиться не может.
Применительно службы Астафьева С.Е. в <адрес>: истец был зачислен в списки личного состава войсковой части №, расположенной по адресу <адрес> края при прибытии в <адрес> для прохождения службы - в конце августа 1978 года; исключен из списков личного состава войсковой части №, расположенной по адресу <адрес>, при убытии по замене из <адрес> в начале сентября 1987 года.
Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 регламентирует порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно пп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца: в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков); и т.д.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительство РФ, воспользовавшись предоставленными ему ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями, 22 сентября 1993 года и было приняло Постановление N 941, в котором абзацами 15 и 16 раздела 2 Приложения N 1 к данному Постановлению определено, что в <адрес> военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца - с 1 января 1985 года, а именно:
<адрес>: для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме милиции) - с 25 июня 1949 г., а для личного состава милиции - с 1 января 1970 г., для сотрудников полиции - с 1 марта 2011 г., для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - с 1 января 2020 г.; на остальной территории края: для военнослужащих - с 1 января 1985 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 1 января 1988 г., для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - с 1 января 2020 г.
Приказ МВД СССР от 27.05.1977 N 165 "О введении в действие Положения о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу на должности солдат и сержантов", "Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в Советскую Армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин" (введено в действие Приказом Министра обороны СССР 1976 г. N 286), как и абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, на истца не может распространяться, поскольку касаются вопросов военной службы женщин.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято в соответствии с федеральными законами "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Данным постановлением установлены коэффициенты и правила их применения. Порядок исчисления выслуги лет указанное постановление не регламентирует, доводы истца в указанной части противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
С 1 января 1985 года вступило в силу Постановление Совмина СССР от 21.05.1984 N 482 "О некоторых льготах военнослужащим Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР", согласно которого засчитывать лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и женщинам, принятым в добровольном порядке на действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в выслугу лет, дающую им право на пенсию, время службы в местностях <адрес> с тяжелыми климатическими условиями один месяц службы за полтора, если в указанных местностях не установлены более льготные условия исчисления выслуги лет. Данное постановление применимо с 1 января 1985 года.
При этом постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" утвержден прилагаемый перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (п. 1). К районам Крайнего Севера были отнесены только Аяно - Майский и Охотский районы Хабаровского края, к местности, приравненной к районам Крайнего севера районы: Верхнебуреинский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско -Гаванский, Тугуро - Чумиканский и Ульчский; города Советская Гавань и Николаевск - на - Амуре, Дукинский и Амгуньский сельсоветы Комсомольского района.
До 1 января 2022 года действовало Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029".
<адрес> и <адрес>, где служил истец, в указанный выше перечень не входили, до 1 января 1985 года служба в указанном районе не может учитываться.
Анализ указанных положений закона с учетом доводов сторон, в том числе судебных актов (в том числе Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года №407-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 372-О, Постановление Президиума Московского городского суда от 8 июля 1999 года, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N ГКПИ 97-133), на которые ссылается истец, позволяет сделать вывод, что в выслугу лет служба в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, засчитывается военная служба в данных районах, в частности в районах <адрес> из расчета один месяц службы за полтора месяца, но не ранее, чем с даты отнесения их соответствующими правовыми актами федеральных органов государственной власти к районам Крайнего севера и приравненных к ним местностям.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для перерасчета пенсии Астафьеву С.Е. с учетом его службы в <адрес> до 1 января 1985 года.
Также суд учитывает положения ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Применительно исковых требований произвести перерасчет льготной выслуги лет и размера суммы пенсии Астафьеву С.Е. на основании пункта «а» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I по должностному окладу помощника командира бригады по финансово-экономической работе - начальника финансовой службы с 1 января 1995 года суд учитывает следующее.
В силу пп. «а» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзацев второго и третьего настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Согласно п.п. 11-13 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.
Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:
а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 N 727 определен порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат.
Ответчик указывал, что штатно-должностная категория «начальник финансовой службы бригады» - «майор» - 17-й тарифный разряд, «Помощник командира полка по финансово-экономической работе - начальник службы (главный бухгалтер)» - «подполковник» - 20 тарифный разряд. Истец изложенное не оспаривал, в иске подтвердил увеличение тарифного разряда и должностного оклада.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях, и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 49 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанными в статье 1 Закона N 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
По смыслу пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличения денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 Постановления N 941.
Истец полагает, что его пенсия подлежит перерасчету с 1 января 1995 года, полагая что должность ДОЛЖНОСТЬ и должность ДОЛЖНОСТЬ тождественны, имело место лишь изменение наименование должности.
При этом дата введения должности ДОЛЖНОСТЬ с 1 января 1995 года, не подтверждена, представления от сентября 1998 года, июня 1995 года содержат указание на должность ДОЛЖНОСТЬ.
Должность ДОЛЖНОСТЬ нашла отражение Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140) регламентированы полномочий по должности ДОЛЖНОСТЬ.
Астафьев С.Е. на момент увольнения занимал должность ДОЛЖНОСТЬ.
Приказом Министра обороны СССР от 25.05.1977 N 5 введен в действие Положения о финансовом хозяйстве военного округа и соединения. В нем не фигурирует должность ДОЛЖНОСТЬ. Фигурируют должности ДОЛЖНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЬ и т.д. Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобороны РФ от 01.09.2008 N 484.
Приказом Министра обороны СССР от 30.03.1973 N 80 введено в действие Положение о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота. Документ утратил силу с 1 сентября 2008 года на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 01.09.2008 N 484. В данном приказе фигурирует ссылка на должность ДОЛЖНОСТЬ. Полномочия по данной должности регламентированы в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР (Указ Президиума ВС СССР от 23.08.1960), а именно в п. 100 и п. 101, полномочия по указанной должности в значительной степени ограничены в сравнении с полномочиями по должности ДОЛЖНОСТЬ (п.п. 107-109, 113 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)), по должности ДОЛЖНОСТЬ (п.п. 112-114, 118 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495»)).
Указанные выше должности не являются тождественными по объему полномочий. По истечении времени, с учетом содержания принимаемых Уставов внутренней службы Вооруженных Сил, происходило не изменение наименований должностей, а введение новой должности с расширением полномочий по соответствующим должностям. Должности ДОЛЖНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЬ хотя и имеют пересекающиеся между собой полномочия, но при введении новой должности полномочия дополнялись, расширялись, повышался уровень ответственности лица, замещающего соответствующую должность, что также вытекает из анализа должностных обязанностей, приведенных истцом (л.д. 23-28).
Согласно п. 113 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140) начальник финансовой службы полка подчиняется командиру полка. В дополнение к изложенному в ст. 107 - 109 он отвечает за финансовое обеспечение полка, состояние его финансового хозяйства и обязан:
- организовывать и вести финансовое хозяйство полка; обеспечивать планирование, истребование денежных средств, достоверность финансового учета и отчетности; совместно с заместителями командира полка и начальниками служб составлять и представлять на утверждение командиру полка смету расходов денежных средств на предстоящий период; своевременно удовлетворять личный состав денежным довольствием;
- осуществлять контроль за расходованием денежных средств, соблюдением финансовой дисциплины должностными лицами полка, за своевременностью и полнотой возмещения ущерба, причиненного государству утратами, недостачами, хищениями, незаконным расходованием материальных и денежных средств; проверять подотчетных лиц полка;
- обеспечивать сохранность денежных документов, вверенных денежных средств и ценностей; ежедневно сверять наличие денежных сумм и ценностей с данными учета.
В силу п. 118 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495») ДОЛЖНОСТЬ подчиняется ДОЛЖНОСТЬ. В дополнение к изложенному в статьях 112 - 114 настоящего Устава он отвечает за финансовое обеспечение полка, состояние его финансово-экономической деятельности и обязан:
- организовывать и осуществлять финансовое обеспечение полка в соответствии с требованиями руководящих документов; своевременно истребовать денежные средства на нужды полка и обеспечивать их эффективное расходование, соблюдение бюджетной, финансовой, налоговой и кассовой дисциплины;
- своевременно производить начисление и выплату личному составу денежного довольствия, заработной платы и других установленных выплат;
- следить за соблюдением финансовой, авансовой и штатно-тарифной дисциплины должностными лицами полка, своевременным и полным возмещением причиненного государству материального ущерба; вести в установленном порядке учет денежных и материальных средств, обязательств и хозяйственных операций, составлять и представлять в установленные сроки бюджетную, статистическую, налоговую и иную отчетность;
- выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней по перечислению налогов и других обязательных платежей;
- обеспечивать разрешение обращений (предложений, заявлений или жалоб) личного состава по финансовым вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать сохранность вверенных ему денежных средств и ценностей, бухгалтерских и других документов.
Изложенное указывает, что полномочия ДОЛЖНОСТЬ шире полномочий ДОЛЖНОСТЬ, уровень ответственности больше, как и должностной оклад и тарифный разряд.
Таким образом, доводы стороны истца положенные в основу исковых требований суд полагает несостоятельными, а исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Астафьева Сергея Евгеньевича (паспорт №) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» (ИНН №) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья В.В.Воробьева