Решение по делу № 33-2695/2018 от 16.02.2018

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 33-2695

Г.Пермь 19 марта 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего: Толстиковой М.А.

Судей Кузнецовой Г.Ю., Савельева А.А.

При секретаре Тотьмяниной Ю.А.

Рассмотрела в апелляционном порядке в открытом судебном заседании 19.03.2018 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Золотова Кирилла Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13.12.2017 года, которым постановлено:

«Золотову Кириллу Владимировичу в удовлетворении требований к территориальному Министерству социального развития Пермского края по г.Перми, администрации Гремячинского муниципального района Пермского края, администрации Гремячинского городского поселения, администрации города Перми о признании права на внеочередное получение жилого помещения, отказать».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения представителя истца Львовой Ю.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; проверив материалы дела, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Золотов К.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края по г.Перми, администрации Гремячинского муниципального района Пермского края, администрации Гремячинского городского поселения, администрации города Перми о признании права на внеочередное получение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что с рождения воспитывался в государственных учреждениях (в доме ребенка г.****, города ****, в **** детском доме, в доме детства г.****). Решением Гремячинского городского суда от 15.11.2002 года Золотов К.В. признан лицом, оставшимся без попечения родителей, то есть субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года. Какое-либо жилое помещение за Золотовым К.В. не закреплялось, собственником либо нанимателем жилья он не является. В связи с бездействием **** детского дома и администрации Гремячинского городского поселения Золотов К.В. не был поставлен на учет детей-сирот, нуждающихся в получении жилья по Гремячинскому муниципальному району до достижения возраста 23 лет. В дальнейшем его заявления о реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения уполномоченными органами оставлялись без удовлетворения со ссылкой на достижение заявителем возраста 23 лет.

В судебном заседании стороны участие не принимали, представитель Золотова К.В. на исковых требованиях настаивал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Золотов К.В., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе Золотов К.В. поддерживает правовую позицию, избранную в ходе рассмотрения дела, утверждает, что с момента вступления в законную силу решения Гремячинского городского суда от 15.11.2002 года до достижения 23-летнего возраста он не имел возможности обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения поскольку не имел постоянной регистрации по месту жительства. Последующие обращения в уполномоченные органы оставлены без удовлетворения с указанием на утрату заявителем статуса лица, оставшегося без попечения родителей.

Администрация Гремячинского городского поселения представила возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Золотов Кирилл Владимирович, дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей с момента своего рождения. Данный факт установлен решением Гремячинского городского суда Пермского края от 15.11.2002 года, вступившим в законную силу. Золотов К.В. не состоит на жилищном учете как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующий список не включен.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительная гарантия на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Золотов К.В., достигший возраста 37 лет, право на получение социальной поддержки утратил.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Следовательно, основания для признания права на предоставление жилого помещения вне очереди, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Золотова К.В., достигшего возраста 37 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в суд указанный статус заявителем был утрачен.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ, абз. 1, 2 п. 1, п. 3, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п. 2 ч. 2 ст. 57, ст. 109.1 ЖК РФ и пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа Золотову К.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как достиг возраста 23 лет, и в предусмотренный законном срок не обращался в уполномоченные государственные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок - сирота в целях последующего предоставления жилого помещения по данному основанию.

Учитывая вышеизложенное, в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Золотов К.В. не подлежит обеспечению жилым помещением как ребенок - сирота, оставшийся без попечения родителей.

Доводы иска о незаконности оспариваемого решения со ссылкой на п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются не состоятельными по следующим основаниям.

Действительно, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, как указано ранее, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на предоставление жилого помещения сохраняется по достижению 23 лет только в том случае, если оно было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23-летнего возраста.

Однако в рамках рассмотренного спора Золотов К.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет для обеспечения жильем как ребенок - сирота только в июне 2014 г., то есть по достижению возраста 33 лет, при этом ранее с таким заявлением не обращался и не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно исключительно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении с 18 до 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Доводы иска о ненадлежащем исполнении обязанностей органами опеки должностных обязанностей что, по мнению истца, привело к нарушению его прав, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечительство над Золотовым К.В. прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в Министерство социального развития Пермского края по г.Перми в 2014 году, при том, что имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижению им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к выражению заявителем несогласия с постановленным судом решением, однако не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О п р е д е л и л а :

Апелляционную жалобу Золотова Кирилла Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13.12.2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2695/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Золотов К.В.
Ответчики
ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми
Администрация г. Перми
Администрация Гремячинского муниципального района Пермского края
администрация Гремячинского городского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кузнецова Галина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.03.2018Судебное заседание
21.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее