РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
29.06.2018 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием административного истца старшего помощника прокурора г.С. Коган Я.М.,
представителя административного ответчика администрации г.Сочи Воропаевой Н.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску прокурора г.Сочи в интересах Осиповой Е. А. и ее несовершеннолетних детей к администрации г.Сочи о признании бездействия незаконным, выразившееся в непринятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке,
установил:
Административный истец – прокурор г.Сочи обратился в суд в интересах Осиповой Е.А. и её несовершеннолетних детей, с административным иском к администрации г.Сочи, в котором просит
признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в не принятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду;
обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018 и плановые периоды 2019-2020 гг. расходные обязательства по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду, обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В обоснование своих требований прокурор указал, прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Осиповой Е.А.
Установлено, что администрацией г.Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделений льготным категориям граждан – многодетным, выразившихся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г.Сочи Краснодарского края Коган Я.М. требования административного иска поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Сочи Воропаева Н.А. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела видно, что прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Осиповой Е.А.
Установлено, что администрацией г.Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделений льготным категориям граждан – многодетным, выразившихся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На основании положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. К вопросам местного значения отнесена организация в границах посещения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Положением ст.6 Бюджетного кодекса РФ определено понятие бюджетных обязательств, как расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.
Так же данной нормой установлено, что публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом, размере или имеющие установленным указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе, отнесено: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на принципах: единства бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Подпунктом 1 п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя, в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство РФ (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
В силу ст.6 указанного выше закона в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений ч.3 ст.2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Согласно п.2 ст.38.1 Земельного кодекса РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с п.7 ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок за подключение, а также прядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 указанных выше Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 настоящих Правил. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п.5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже прав собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Сочи отнесена организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления предоставить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Аналогичная позиция закреплена и в Методических рекомендациях субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, которыми предусмотрено, что целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам РФ в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В силу п.17 указанных Методических рекомендаций, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать такие критерии как транспортную доступность; удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
В соответствии с п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п.23 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, согласно информации администрации г.Сочи, в рамках реализации муниципальной программы "Развитие инфраструктуры города-курорта Сочи" строительство сетей инженерной инфраструктуры на землях, выделенных многодетным семьям в <адрес> г.Сочи не предусмотрено.
В силу ст.10 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что за использование предоставленного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, к заявителю применяется административное наказание, предусмотренное ст.8.8 КоАП РФ. Одновременно орган местного самоуправления расторгает с ним договор аренды на указанный земельный участок.
Вместе с тем, отсутствие транспортной и инженерной инфраструктуры на территории массивов, сформированных для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, нарушает права и законные интересы данных лиц, препятствует использованию указанных земельных участков по целевому назначению, что влечет за собой привлечение указанных граждан к ответственности и расторжение с ними договоров аренды, т.е. существенное нарушение прав многодетных семей.
В соответствии со ст.83 Бюджетного кодекса РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только, в том числе, в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В силу ст.169 Бюджетного кодекса РФ, проект бюджета городского округа составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 15 Решения Городского Собрания Сочи от 17.01.2008 № 6 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в г.Сочи" установлено, что проект бюджета г.Сочи составляется и утверждается сроком на три года - на очередной финансовый год и плановый период.
Изложенное свидетельствует о наличии у администрации г.Сочи возможности выйти с инициативой внесения изменений в бюджет г.Сочи на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг.
Вместе с тем, администрацией г.Сочи возложенные законодательством обязанности не выполняются, работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктурой, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется, финансирование соответствующих мероприятий бюджетом муниципального образования на 2018 и плановые периоды 2019-2010 годов не предусмотрено, инициация процесса внесения изменений в контексте настоящего спора в бюджет не вносится.
На основании Постановления администрации г.Сочи от 31.03.2017 № 511 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду земельных участков, расположенных по <адрес> г.Сочи" Осиповой Е.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Однако на момент его выделения и до настоящего времени, указанный выше земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями.
Проведенной проверкой установлено, что финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в аренду многодетным семьям в <адрес> г.Сочи, в бюджете муниципального образования на 2017 г. не предусматривалось, как и не предусмотрено на 2018-2020 гг.
Указанные факты свидетельствуют о нарушение администрацией г.Сочи Бюджетного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
03.05.2018 в прокуратуру г.Сочи поступило обращение многодетной матери Осиповой Е.А. по вопросу защиты нарушенных жилищных прав многодетной семьи в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией г.Сочи в аренду земельного участка по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.
Выявленные в ходе проверки недостатки, бездействие органов местного самоуправления нарушают социальные права многодетной семьи Осиповой Е.А., создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в не принятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду.
Обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018 и плановые периоды 2019-2020 годов расходные обязательства по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду, обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 29.06.2018 г.
Председательствующий