Решение по делу № 8Г-23175/2024 [88-23646/2024] от 08.10.2024

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-23646/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Кемерово    19 ноября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Латушкиной С.Б.,

судей: Андугановой О.С., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/2024 (УИД 22RS0065-02-2023-004203-47) по иску Кузьминой Оксаны Юрьевны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о защите жилищных прав, признании права на выплату

по кассационной жалобе представителей Кузьминой Оксаны Юрьевны – Третьякова Игоря Владимировича, Третьяковой Ольги Николаевны на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Кузьминой Оксаны Юрьевны, представителей истца Третьякова Игоря Владимировича, Третьяковой Ольги Николаевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кузьмина Оксана Юрьевна (далее - Кузьмина О.Ю., истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России, ответчик), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю, ответчик) о защите жилищных прав, признании права на выплату.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением заседания комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от 11 мая 2023 г. Кузьмина О.Ю. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. .

По мнению истца, обжалуемое постановление комиссии ФСИН России нарушает ее право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку право собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, впервые зарегистрировано за Кузьминой О.Ю. в ЕГРН 30 декабря 2013 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г., а 22 января 2014 г., через 23 дня, право собственности на дом прекращено на основании договора купли-продажи, то есть явилось формальным для истца и площадь данного дома не подлежала учету при расчете обеспеченности истца.

Кузьмина О.Ю., с учетом уточнения, просила признать за ней право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек; признать постановление заседания комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от 11 мая 2023 г. о снятии Кузьминой О.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369 незаконным и отменить; возложить на комиссию ФСИН России обязанность восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из четырех человек с 20 апреля 2014 г.

Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от 3 октября 2023 г., гражданское дело по иску Кузьминой О.Ю. к ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, признании права, восстановлении на учете передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Протокольными определениями суда от 26 декабря 2023 г., 12 февраля 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО20., ФИО21 ФИО26., Администрация Колыванского сельсовета Павловского района Алтайского края.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 22 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. в удовлетворении иска отказано.

Представителями Кузьминой О.Ю. – Третьяковым И.В., Третьяковой О.Н., действующими на основании доверенности от 6 июля 2023 г., на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кассаторы указывают на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права при разрешении спора.

Также кассаторы указывают на то, что доказательств того, что отчуждение дома было произведено Кузьминой О.Ю. с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере не представлено, действий по отчуждению жилого помещения после постановки ее на учет истец не предпринимала.

По мнению кассаторов судебные инстанции вышли за пределы заявленных требований фактически рассмотрев вопрос о законности решения ФСИН России, содержащееся в протоколе заседания комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 г., которым Кузьмина О.Ю. составом семьи из 4 человек была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 апреля 2014 г.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ФИО23, ФИО24., ФИО25., представители ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю, Администрации Колыванского сельсовета Павловского района Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Кузьминой О.Ю., представителей истца Третьякова И.В., Третьяковой О.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Кузьмина О.Ю. в период с 11 ноября 2001 г. по 10 января 2017 г. проходила службу в уголовно-исполнительной системе, что подтверждается справкой от 30 января 2023 г. .

17 декабря 2013 г. Кузьминой О.Ю. подан рапорт о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, как относящейся к категории сотрудников, не являющихся собственником жилых помещений.

Согласно представленной Кузьминой О.Ю. выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 6 декабря 2013 г. в собственности у последней на дату подачи рапорта имелся земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, зарегистрированный на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 августа 2013 г.

Жилых строений, помещений Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи в собственности не имеют, что следует из справок филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 21 ноября 2013 г.

Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ее матери ФИО11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 июля 2005 г.

Протоколом от 31 декабря 2013 г. заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Алтайскому краю по предварительному рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения постановлено направить документы Кузьминой О.Ю. в Комиссию ФСИН России.

Протоколом от 26 ноября 2015 г. заседания комиссии ФСИН России Кузьмина О.Ю. составом семьи 4 человека поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 апреля 2014 г.

Согласно выписке из указанного протокола, общая продолжительность службы Кузьминой О.Ю. составляла более 12 лет.

Актом от 30 января 2023 г. в ходе проверки УФСИН России по Алтайскому краю документов, поступивших от Кузьминой О.Ю., выявлены нарушения: согласно выписке ЕГРН от 16 января 2023 г. заявителем 22 января 2014 г. зарегистрировано прекращение права собственности истца на жилое помещение площадью 41 кв. м. по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи дома с земельным участком указанное недвижимое имущество перешло в собственность ФИО12 При этом право собственности истца на указанное жилое помещение зарегистрировано 30 декабря 2013 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.

Протоколом от 11 мая 2023 г. заседания комиссии ФСИН России Кузьмина О.Ю. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369.

Также из материалов дела следует, что согласно расписке от 21 июня 2003 г., ФИО13 продал жилой дом по адресу: <адрес>, ФИО14, получив денежные средства за продажу дома в размере 27 000 рублей. Суду был представлен договор купли-продажи дома с земельным участком от 15 января 2014 г., заключенный между Кузьминой О.Ю., действующей через ее представителя по доверенности ФИО15, и ФИО12, согласно которому жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, проданы ФИО12 за 30 000 рублей.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 2, 4, 5, 11, 12, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, исходя из того, что, приобретя право собственности на наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес>, Кузьминой О.Ю. были улучшены жилищные условия, после чего Кузьмина О.Ю. прекратила право собственности на указанное жилое помещение на основании договора купли-продажи от 22 января 2014 г.; на момент постановки Кузьминой О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ее семья, состоящая из четырех человек, была обеспечена жилой площадью (Кузьмина О.Ю. с 2005 г., ее супруг ФИО19. с 2009 г., сын ФИО18 с 2010 г., сын ФИО10 с 2005 г. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв. м, принадлежащей на праве собственности матери истца ФИО11; Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи вселены в указанное жилое помещение как члены семьи собственника жилого помещения, и имели равное с собственником право пользования; с учетом площади дома в с. Колыванское 41 кв.м., на одного члена семьи истца приходилось по 20,41 кв.м.), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение ответчика о снятии с учета Кузьминой О.Ю. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 является правомерным и признанию незаконным не подлежит, в связи с чем остальные требования истца, как производные от вышеуказанных, также не полежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда дополнительно указала на добровольность отчуждения Кузьминой О.Ю., являющейся собственником жилого помещения по адресу: по адресу: <адрес>, в период совершения действий, направленных на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом распорядившись указанным недвижимым имуществом по своему усмотрению, истец не представила сведений при подаче заявления о постановке на учет, тогда как, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеуказанных Правил была обязана представить сведения о жилищных условиях за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о кратковременном владении указанным имуществом не в собственных интересах, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда указала на то, что указанные доводы противоречат обстоятельствам дела, общим началам возникновению права собственности и толкованию закона в части прав собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, а также на то, что действия истца носили добровольный и осознанный характер, что указывает на то, что Кузьмина О.Ю. по собственному волеизъявлению утратила право собственности данным помещением, что позволило ей поставить вопрос о получении жилого помещения без учета площади указанного жилого дома.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ) ( (часть 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила), которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а именно сотрудникам, имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении и принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1- 3 части 2 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ.

Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N№83-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе в п. "и" указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).

Согласно положениям пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из подпункта «б» пункта 15 Правил следует, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года №258-О-О, от 26 ноября 2018 г. №2972-О, от 25 ноября 2020 г. №2810-О, от 26 апреля 2021 г. №749-О, от 28 июня 2022 г. №1655-О и др.).

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец являлась собственником жилого дома площадью 41 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, распорядилась указанным жилым помещением после обращения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, как относящейся к категории сотрудников, не являющихся собственником жилых помещений, продав его ФИО12, с 10 января 2017 г. Кузьмина О.Ю. уволена со службы в уголовно-исполнительной системе, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, на момент постановки Кузьминой О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ее семья, состоящая из четырех человек, была обеспечена жилой площадью, суд первой инстанции с которым согласился суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при постановке истца на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при исчислении необходимой нуждаемости заявителя Кузьминой О.Ю. в соответствии с положениями пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на истца и членов ее семьи приходилось по 20,41 кв.м. общей площади, что не образовывало для него права на предоставление вышеуказанной выплаты, и поскольку на момент постановки истца на учет не прошло 5 лет с момента отчуждения истцом жилого помещения, по состоянию на ноябрь 2015 г., истец не могла быть поставлена на соответствующий учет.

Доводы кассационной жалобы о том, что доказательств того, что отчуждение дома было произведено Кузьминой О.Ю. с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере не представлено, действий по отчуждению жилого помещения после постановки ее на учет истец не предпринимала, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права и сводятся к оспариванию установленных по делу обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене обжалуемых судебных актов служить не могут. Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

Указание кассаторов на то, что судебные инстанции вышли за пределы заявленных требований фактически рассмотрев вопрос о законности решения ФСИН России, содержащееся в протоколе заседания комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 г., которым Кузьмина О.Ю. составом семьи из 4 человек была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 апреля 2014 г, выводов судебных инстанций не опровергает, поскольку судом разрешен вопрос о проверке законности решения ответчика о снятии с учета Кузьминой О.Ю. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, в том числе с учетом выявленных нарушений при постановке истца и членов ее семьи на учет, свидетельствующих наличии обстоятельств указанных в подпункте «б» пункта 15 Правил.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при разрешении спора не влекут отмену правильного по существу апелляционного определения, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора были обоснованно применены положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом прохождения истцом службы в органах уголовно-исполнительной системы. При этом суд апелляционной инстанции с правильными выводами суда первой инстанции согласился. Указание в апелляционном определении на положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наличие в апелляционном определении указанных несоответствий не привело к принятию незаконного судебного постановления, а в силу прямого указания закона правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного акта и влияли на их законность и обоснованность.

Выводы судебных инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Оснований не соглашаться с выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом первой инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта, кассационная жалоба не содержит.

Поскольку судом первой инстанции материальный закон применен и истолкован и применен правильно, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, нарушений процессуального права влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителей Кузьминой Оксаны Юрьевны – Третьякова Игоря Владимировича, Третьяковой Ольги Николаевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 16 декабря 2024 г.

8Г-23175/2024 [88-23646/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмина Оксана Юрьевна
Ответчики
УФСИН России по Алтайскому краю
ФСИН России
Другие
Третьякова Ольга Николаевна
Третьяков Игорь Владимирович
Господарев Владислав Сергеевич
Кузьмин Артем Евгеньевич
Администрация Колыванского сельсовета Павловского района Алтайского края
Кузьмин евгений Васильевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
19.11.2024Судебное заседание
19.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее