Дело № 12-173/19
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 июня 2019 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кондакова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда протест заместителя прокурора г.Новочебоксарск Петрова А.И. и жалобу представителя потерпевшего МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» Хамутбаева А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27.1 КоАП РФ, в отношении Кумашкина Ю.В., являющегося председателем правления ТСЖ «Юг-3»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Кумашкина Ю.В., совершившего административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27.1 КоАП РФ, Кумашкин Ю.В. освобожден от административной ответственности, в его адрес объявлено устное замечание.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора г.Новочебоксарск Петров А.И. опротестовал постановление, просил постановление мирового судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что выводы суда первой инстанции о малозначительности правонарушения в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемых общественным отношениям и не причинением существенного вреда интересам граждан, общества и государства не основаны на нормах материального права. Суд первой инстанции в своем постановлении указал на отсутствие существенной угрозы, между тем, материалы дела содержат сведения не об угрозе, а о реальном нарушении правоотношений. В связи с нарушением ТСЖ "Юг-3" требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 (в каждом расчетном периоде с января по март 2019 г. перечисление денежных средств в пользу ресурсоснабжающей организации МУП "Коммунальные сети г.Новочебоксарска" осуществлялось несвоевременно), ресурсоснабжающей организацией ТСЖ «Юг-3» начислены пени, которые на день рассмотрения дела 17.05.2019 составили более 13 000 руб., что подтверждается представленным на судебном заседании представителем потерпевшего документов - оборотно-сальдовой ведомостью. Единственным источником денежных средств ТСЖ «Юг-3» являются средства граждан - собственников жилых помещений, оплачиваемые за жилое помещение и коммунальные услуги, которые должны быть израсходованы на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг. Начисление пеней ТСЖ «Юг-3» за несвоевременное исполнение обязательств создает угрозу нарушения прав граждан – собственников жилых помещений, на надлежащее содержание общего имущества в доме в размере денежных средств, оплаченных собственниками помещений, поскольку оплата ТСЖ «ЮГ-3» пеней приведет к уменьшению размера денежных средств, оплаченных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, несвоевременным исполнением ТСЖ «Юг-3» обязательств, причинен ущерб и нарушены права не только ресурсоснабжающей организации на своевременное получение денежных средств, но и создана угроза нарушения прав граждан – собственников жилых помещений, на надлежащее содержание общего имущества в доме в размере оплаченных на указанные цели денежных средств. Кроме того, за нарушение законодательства в указанной сфере предусмотрена уголовная ответственность статьей 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) – причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере. Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 000 руб. Таким образом, выводы суда первой инстанции о малозначительности правонарушения основаны на неправильном толковании норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Потерпевший МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в лице представителя Хамутбаева А.А. также, не согласившись с постановлением мирового судьи, подал на него жалобу, в которой просил отменить оспариваемое постановление и привлечь Кумашкина Ю.В. к административной ответственности по ст. 7.27.1 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что между МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» и абонентом ТСЖ «Юг-3» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на водоснабжение и прием сточных вод №. Согласно п. 6.3 договора абонент производит платежи за водоснабжение и прием сточных вод путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия на основании выставленных им счетов-фактур. Абонент производит расчет за водоснабжение и прием сточных вод путем перечисления денежных средств, поступивших абоненту, ежедневно в соответствии с требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253. Согласно п. 6 данного постановления платежи подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. ТСЖ «Юг-3», осуществляя сбор денежных средств с населения за оказанные коммунальные услуги, несвоевременно перечисляет их ресурсоснабжающей организации. Несвоевременность оплаты приводит к финансовой нестабильности МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска». Из-за высокой дебиторской задолженности МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» не способно рассчитываться по своим обязательствам, в том числе по оплате налогов и сборов. Подобная ситуация негативно влияет и на качество оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению. В связи с возросшей дебиторской задолженностью предприятие не имеет возможности своевременно выполнять мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2015-2023 годы. Данный долг образовался в результате действий недобросовестного исполнения договорных обязательств, в том числе ТСЖ «Юг-3», что, безусловно, является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям и причинило существенный вред МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска».
В судебном заседании прокурор Каюков А.М. протест поддержал по изложенным в нем доводам, и вновь привел их суду.
Представитель потерпевшего МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» Хамутбаев А.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и вновь привел их суду.
Кумашкин Ю.В., его защитник адвокат Кошкин Р.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, изучив доводы протеста, жалобы и материалы административного дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, приходит к следующему.
Согласно требованиям ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 7.27.1 КоАП РФ причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее пяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения по ст. 7.27.1 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере собственности.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.27.1 КоАП РФ, заключается в совершении действий, направленных на причинение собственнику или иному законному владельцу материального ущерба с помощью обмана или злоупотребления доверием (использования благожелательного, искреннего, доверительного отношения собственника или владельца имущества к виновному лицу). При этом указанные действия не должны содержать признаков преступления, ответственность за которое установлена ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» УК РФ.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27.1 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Юг-3» Кумашкина Ю.В.
Согласно вышеуказанному постановлению Кумашкин Ю.В., являясь председателем ТСЖ «Юг-3», расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение ч. 6.2 ст. 155, ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416), пунктов 4, 5, 6, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253), по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 5-218 от 10.12.2013, заключенному с МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска», ненадлежащим образом исполняет обязанности по перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» денежных средств, поступивших в ТСЖ «Юг-3» в счет оплаты услуг водоснабжения и водоотведения. Так, на дату проверки 04.04.2019 установлено, что ТСЖ «Юг-3» в каждом расчетном периоде с января по март 2019 г. перечисление денежных средств в пользу ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» осуществлялось несвоевременно, т.е. с нарушением пунктов 6, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253), а именно: в январе 2019 г. в ТСЖ «Юг-3» поступили платежи потребителей за услуги водоснабжения и водоотведения в сумме 9 381,38 руб., перечисление денежных средств в пользу МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в январе 2019 г. не осуществлялось в следующие дни: с 01 по 22, с 24 по 31; в феврале 2019 г. в ТСЖ «Юг-3» поступили платежи потребителей за услуги водоснабжения и водоотведения в сумме 8346,12 руб., перечисление денежных средств в пользу МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в феврале 2019 г. не осуществлялось в следующие дни: с 01 по 13, с 15 по 20, с 22 по 28; в марте 2019 г. в ТСЖ «Юг-3» поступили платежи потребителей за услуги водоснабжения и водоотведения в сумме 16 625,82 руб., перечисление денежных средств в пользу МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в марте 2019 г. не осуществлялось в следующие дни: с 01 по 14, 16, 18, 19, 20, 21, с 23 по 31. Несвоевременным перечислением ТСЖ «Юг-3» денежных средств причинен ущерб ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска».
Согласно п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (абз. 4 п.п. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).
Порядок осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за предоставляемые коммунальные услуги, являющийся обязательным для управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Пунктом 4 вышеназванного постановления предусмотрено, что поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 5 данного постановления размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, и регионального оператора, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в следующем порядке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 № 1112):
а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу настоящего документа:
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;
б) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу настоящего документа, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю (п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 (ред. от 17.10.2015) «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»).
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, в адрес которых гражданами оплачиваются коммунальные услуги, по существу, выступают проводниками денежных средств, на них лежит обязанность перечислить денежные средства в полном объеме и в надлежащие сроки.
Факт совершения административного правонарушения и вина председателя правления ТСЖ «Юг-3» Кумашкина Ю.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; договором холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ; оборотно-сальдовыми ведомостями за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; копиями платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии Кумашкина Ю.В. состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.27.1 КоАП РФ.
Признавая правонарушение, совершенное Кумашкиным Ю.В., малозначительным, применяя положения ст. 2.9 КоАП РФ, мировой судья указал, что Кумашкин Ю.В. ранее к административной ответственности не привлекался, задолженность ТСЖ «Юг-3» перед МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» погашена в полном объеме, совершенное Кумашкиным Ю.В. правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
С выводом мирового судьи о малозначительности правонарушения, исходя из фактических обстоятельств дела, согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Признание административного правонарушения малозначительным может иметь место в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов административного наказания не обеспечит реализацию задач административной ответственности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, предусмотренного ст. 7.27.1 КоАП РФ, Кумашкин Ю.В. не мог не знать о совершенном им нарушении ч. 6.2 ст. 155, ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416), пунктов 4, 5, 6, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253).
Кумашкин Ю.В. своевременно не принял мер к перечислению денежных средств в пользу ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в отсутствие уважительных причин, что привело к начислению пени и тем самым к уменьшению размера денежных средств, оплаченных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанное нарушает права граждан – собственников жилых помещений, на надлежащее содержание общего имущества в доме в размере денежных средств, оплаченных собственниками помещений.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у мирового судьи не имелось.
Требования, предусмотренные ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, мировым судьей не соблюдены.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление нельзя признать законным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ постановление мирового судьи подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения и объявлении устного замечания в отношении Кумашкина Ю.В. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27.1 КоАП РФ, в отношении Кумашкина Ю.В. возвратить мировому судье судебного участка № 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в порядке ст. ст. 30.13, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Г. Кондакова