УИД 57RS0019-01-2023-000398-77 Производство № 2-1-369/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года пгт. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Ю.Г.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Улыбиной Е.В.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» Шелепа С.С.,
ответчиков Гридина С.В., Коровкина В.А., Ишковой Т.Н., Кузнецовой Н.В., Якушевой Т.И., Мансыровой У.Г.к., Сейидова Н.Ш.о.,
третьего лица Гнеушевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Гусеевой А.М., Дурнаковой М.И., Кравчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилводсервис», некоммерческой организации «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», Сергеевой Ольге Сергеевне, Мажорину Дмитрию Николаевичу, Мажориной Диане Александровне, Мажориной Анастасии Дмитриевне, Найденковой Татьяне Николаевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н., Найденковой Анастасии Алексеевне, Найденкову Алексею Алексеевичу, действующему в интересах несовершеннолетнего Н., Ишковой Тамаре Никифоровне, Гридиной Надежде Александровне, Гридину Сергею Викторовичу, Гридину Игорю Викторовичу, Коровкину Владимиру Александровичу, Коровкину Александру Семеновичу, Гороховой Ольге Владимировне, Гороховой Тамаре Алексеевне, Жеронкиной Ларисе Николаевне, Кулагину Александру Николаевичу, Неворошкиной Карине Романовне, Никишиной Юлии Анатольевне, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетней М., Мальшаковой Ксении Андреевне, Мальшакову Андрею Владимировичу, действующему в интересах несовершеннолетней М., Бобкову Александру Викторовичу, Морозовой Татьяне Николаевне, Якушевой Татьяне Ивановне, Кузнецовой Наталье Викторовне, Золотухиной Любови Николаевне, Рыбичеву Алексею Алексеевичу, Сейидову Надир Шариф оглы, Мансыровой Улкар Гашам кызы об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» (далее – ООО «Жилводсервси») об устранении нарушений санитарного законодательства.
В обоснование требований указано, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение Гнеушевой Ю.В. по вопросу ухудшения условий проживания в связи с ненадлежащим содержанием общественной уборной, помойницы, расположенной по ул. Микрорайон, д. 10 в пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращении Гнеушевой Ю.В., по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области 25.05.2023 специалистом экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено выездное обследование прилегающей территории по адресу: <адрес>, по результатам которого установлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: канализационные стоки от многоквартирного жилого дома через четыре переливных колодца поступают без очистки в вырытый водопроницаемый котлован на расстоянии 60 м от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и на расстоянии 10 м от частного дома по адресу: <адрес>, откуда происходит залитие сточными водами территории частного дома <адрес> и попадание сточных вод в открытый водоем, что не соответствует требованиям п. 21, п. 23, п. 92, п. 97 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Выявленные нарушения подтверждаются актом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» от 25.05.2023, фотоматериалами.
23.05.2023 с прилегающей территории к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, и территории, прилегающей к частному дому по адресу: <адрес>, проведен отбор проб атмосферного воздуха на содержание загрязняющих веществ.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований № О6299 от 24.05.2023, качество атмосферного воздуха в исследованных пробах, отобранных на прилегающей территории к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела 1 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» максимально-разовая концентрации аммиака при восточном направлении ветра составила в месте отбора 23.05.2023 с 10 ч 54 мин. по 11 ч 14 мин. - 0,284 мг/м3 (при возможной погрешности оценки измерений ± 0,071 мг/м3) при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/м3.
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований № О6298 от 24.05.2023 следует, что качество атмосферного воздуха в исследованных пробах, отобранных на прилегающей территории к частному дому по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела 1 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» максимально-разовая концентрации аммиака при восточном направлении ветра составила в месте отбора 23.05.2023 с 10 ч 28 мин. по 10 ч 48 мин. - 0,275 мг/м3 (при возможной погрешности оценки измерений ± 0,071 мг/м3) при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/м3.
Согласно информации, представленной администрацией пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области от 06.06.2023 № 851, жители многоквартирного дома по адресу: <адрес>, при сборе жидких бытовых отходов используют локальную систему очистки. Схемы водоснабжения и водоотведения данного многоквартирного дома отсутствуют.
Управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: <адрес>, является ООО «Жилводсервис». Обязанность по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния общего имущества многоквартирного дома лежит на управляющей компании.
Очистка, дезинфекция и вывоз жидких бытовых отходов из выгреба или помойницы являются одной из обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Полагая, что управляющая компания ненадлежащим образом осуществляет обязанности по содержанию и вывозу жидких бытовых отходов из выгреба, истец просил суд обязать ООО «Жилводсервис» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: привести выгреб, расположенный на придомовой территории жилого дома № <адрес>, в соответствии с требованиями пунктов 21, 23, 92, 97 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», организовать откачку и вывоз твердых бытовых отходов, обеспечить водонепроницаемость подземной части выгреба, не допускать наполнение выгреба выше 0,35 метров до поверхности земли, очищать выгреб по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Протокольным определением суда от 13.09.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена некоммерческая организация «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее по тексту – НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области»).
Протокольным определением суда от 29.09.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены собственники помещений многоквартирного дома Сергеева Ольга Сергеевна, Мажорин Дмитрий Николаевич, Мажорина Диана Александровна, Мажорина Анастасия Дмитриевны, Найденкова Татьяна Николаевна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н., Найденкова Анастасия Алексеевна, Найденков Алексей Алексеевич, действующий в интересах несовершеннолетнего Н., Ишкова Тамара Никифоровна, Гридина Надежда Александровна, Гридин Сергей Викторович, Гридин Игорь Викторович, Коровкин Владимир Александрович, Коровкин Александр Семенович, Горохова Ольга Владимировна, Горохова Тамара Алексеевна, Жеронкина Лариса Николаевна, Кулагин Александр Николаевич, Неворошкина Карина Романовна, Никишина Юлия Анатольевна, действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетней М., Мальшакова Ксения Андреевна, Мальшаков Андрей Владимирович, действующий в интересах несовершеннолетней М., Бобков Александр Викторович, Морозова Татьяна Николаевна, Якушева Татьяна Ивановна, Кузнецова Наталья Викторовна, Золотухина Любовь Николаевна, Рыбичев Алексей Алексеевич, Сейидов Надир Шариф оглы, Мансырова Улкар Гашам кызы.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, окончательно просил суд обязать ООО «Жилводсервис» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пунктов 22, 23, 92, 97 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно осуществить откачку и вывоз жидких бытовых отходов из выгреба, расположенного на придомовой территории дома № <адрес>; не допускать наполнение выгреба выше 0,35 метров до поверхности земли, очищать выгреб по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев; обязать НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 21 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно обеспечить водонепроницаемость подземной части выгреба, расположенного на придомовой территории дома № <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Улыбина Е.В. поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Жилводсервис» Шелепа С.С. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Ответчики Гридин С.В., Коровкин В.А., Ишкова Т.Н., Кузнецова Н.В., Якушева Т.И., Мансырова У.Г.к., Сейидов Н.Ш.о. в судебном заседании полагали необходимым возложить обязанность по приведению выгреба в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» на НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в связи с необходимостью его капитального ремонта.
Представитель ответчика НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда возражения на уточненные исковые требования, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что региональной адресной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области определен общий перечень услуг и работ, в который в том числе входит ремонт выгребных ям, туалетов, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Многоквартирный дом № <адрес>, включен в региональную адресную программу постановлением № 482 от 31.12.2014, при этом ремонт выгребных ям, туалетов, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, региональной программой для указанного многоквартирного дома не предусмотрен. Срок проведения работ в отношении многоквартирного дома, предусмотренный региональной адресной программой, составляет 2033-2035 г.г. Установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на основании решения суда действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель третьего лица администрации пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Сергеева О.С., Мажорин Д.Н., Мажорина Д.А., Мажорина А.Д., Найденкова Т.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н., Найденкова А.А., Найденков А.А., действующийу в интересах несовершеннолетнего Н.., Гридина Н.А., Гридин И.В., Горохова О.В., Горохова Т.А., Коровкин А.С., Морозова Т.Н., Жеронкина Л.Н., Кулагин А.Н., Неворошкина К.Р., Никишина Ю.А., действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетней М., Мальшакова К.А., Мальшаков А.В., действующий в интересах несовершеннолетней М.., Бобков А.В., Рыбичев А.А., Золотухина Л.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, в частности, актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (пункт 3 части 7.1 названной статьи).
Согласно частям 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Как установлено в пунктах 1 и 2 части 5 названной статьи, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены в частности: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса.
В силу части 6 названной статьи в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
После подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор передает лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества дома и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов (часть 8 статьи 189 ЖК РФ).
Положениями части 2 статьи 185 ЖК РФ определено, что объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Из материалов дела следует, что 16.05.2023 в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение Гнеушевой Ю.В. по вопросу ухудшения условий проживания в связи с ненадлежащим содержанием выгребной ямы многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> (том 1 л.д. 10).
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращении Гнеушевой Ю.В., по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области 25.05.2023 специалистом экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено выездное обследование прилегающей территории по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что канализационные стоки от многоквартирного жилого дома через четыре переливных колодца поступают без очистки в вырытый водопроницаемый котлован на расстоянии 60 м от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и на расстоянии 10 м от частного дома по адресу: <адрес>, откуда впоследствии происходит залитие сточными водами территории, прилегающей к домовладению <адрес> и попадание сточных вод в открытый водоем, что является нарушением п. 21, п. 23, п. 92, п. 97 СанПиН 2.1.3684-21.
Выявленные нарушения подтверждаются актом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» № 265-663-ГЗ-3289-17.05.2023 от 25.05.2023, фотоматериалами (том 1 л.д. 15-26).
Аналогичные обследование было проведено 13.09.2023 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» при рассмотрении настоящего дела и установлены те же обстоятельства (том 1 л.д. 216-225).
23.05.2023 с прилегающей территории к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, и территории, прилегающей к частному дому по адресу: <адрес>, проведен отбор проб атмосферного воздуха на содержание загрязняющих веществ.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований № О6299 от 24.05.2023, качество атмосферного воздуха в исследованных пробах, отобранных на прилегающей территории к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела 1 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» максимально-разовая концентрации аммиака при восточном направлении ветра составила в месте отбора 23.05.2023 с 10 ч 54 мин. по 11 ч 14 мин. - 0,284 мг/м3 (при возможной погрешности оценки измерений ± 0,071 мг/м3) при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/м3 (том 1 л.д. 28).
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований № О6298 от 24.05.2023 следует, что качество атмосферного воздуха в исследованных пробах, отобранных на прилегающей территории к дому по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела 1 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» максимально-разовая концентрации аммиака при восточном направлении ветра составила в месте отбора 23.05.2023 с 10 ч 28 мин. по 10 ч 48 мин. - 0,275 мг/м3 (при возможной погрешности оценки измерений ± 0,071 мг/м3) при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/м3(том 1 л.д. 30).
Согласно информации, представленной администрацией пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области от 06.06.2023 № 851, жители многоквартирного дома по адресу: <адрес>, при сборе жидких бытовых отходов используют локальную систему очистки. Схемы водоснабжения и водоотведения данного многоквартирного дома отсутствуют (том 1 л.д. 32-33).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорная яма (выгреб) является частью канализационной системы многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в которую осуществляется водоотведение всех канализационных стоков из дома и сбор жидких бытовых отходов, то есть является инженерной системой водоотведения данного многоквартирного дома.
Управление указанным многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с 2008 года осуществляется ООО «Жилводсервис», которое несет обязанности по содержанию общего имущества дома и проведению его текущего ремонта (том 1 л.д. 37-39).
Из объяснений ответчиков Коровкина А.С., Ишковой Т.Н., а также свидетелей Кузнецова В.И., Бобковой Г.Г., Кулагиной Т.П. следует, что канализационная система дома № <адрес> была построена в 1980-х годах жильцами дома. В строительстве канализации жильцам помогало ПМК 4. На месте существующей выгребной ямы была установлена металлическая бочка, в которую осуществлялся сбор жидких бытовых отходов. С момента установки бочки она не менялась, со временем стала протекать и сгнила. Примерно три года назад в связи с тем, что выгребная яма засорилась, и канализационные стоки стали стекать под многоквартирный дом, жители данного дома наняли экскаватор для её расчистки. Из выгребной ямы экскаватором была удалена часть грунта, в котором присутствовали ржавые сгнившие остатки канализационной емкости. В настоящее время канализационной емкости для сбора жидких бытовых отходов в выгребной яме нет. Жители дома до настоящего времени пользуются данной выгребной ямой, представляющей собой водопроницаемый земляной котлован (том 2 л.д. 73-79, том 3 л.д. 52-56).
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Согласно пояснениям допрошенного в судебном заседании свидетеля Амелина С.А., являющегося врачом по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области», и проводившего 25.05.2023 и 13.09.2023 выездные обследования выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, жидкие бытовые отходы от данного дома через четыре переливных колодца без очистки поступают в вырытый водопроницаемый котлован. Данный котлован наполнен, жидкие бытовые отходы переливаются через края, образуя озерцо, от которого растекаются большим рукавом по балке и попадают в рядом расположенный водоем. Канализационная емкость в котловане отсутствует. Конструктивное состояние выгреба не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и находится в разрушенном состоянии. Разлив жидких бытовых отходов из выгреба может привести к загрязнению атмосферного воздуха, почвы прилегающей территории и водоема, создает опасность для окружающей среды и здоровья человека, в связи с чем, имеется риск возникновения эпидемиологической ситуации (том № 1 л.д. 172-173, том № 3 л.д. 52-56).
Из представленных истцом в обоснование исковых требований в материалы дела документов (актов выездного обследования от 25.05.2023, 13.09.2023, протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (т. 1 л.д. 15-30, 216-225), а также пояснений ответчиков Коровкина А.С., Ишковой Т.Н., и свидетелей Кузнецова В.И., Бобковой Г.Г., Кулагиной Т.П., Амелина С.А., судом установлено, что спорная яма (выгреб) заполнена жидкими бытовыми отходами, находится в разрушенном состоянии, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха, создает опасность для здоровья граждан, что подтверждено результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха и экспертными заключениями, согласно которым качество атмосферного воздуха в исследованных пробах, отобранных на прилегающих территориях к домам <адрес> и № <адрес>, не соответствуют установленным нормам по содержанию максимально-разовой концентрации аммиака.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» разработаны санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв».
В соответствии с п. 18 СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО (п. 21 СанПиН 2.1.3684-21).
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что конструктивное состояние спорного выгреба не только не соответствует требованиям санитарного законодательства – СанПиН 2.1.3684-21, а находится, кроме того, в аварийном состоянии, нуждается в срочном восстановлении, то есть необходим капитальный ремонт очистного сооружения, являющегося неотъемлемой частью инженерной системы водоотведения и канализации указанного многоквартирного дома.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается, доводы об отсутствии необходимости в проведении капитального ремонта очистного сооружения стороны и третьи лица не высказывали.
Вместе с тем, как следует из протокола № 1 от 20.10.2023 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного по инициативе собственников помещений Коровкина В.А., Гороховой Т.А, Кузнецовой Н.В., Гридина С.В. и Ишковой Т.Н., собственники помещений дома отказались от несения расходов по капитальному ремонту очистного сооружения – приобретения и установки новой накопительной емкости для приема сточных вод (т. 3 л.д. 40-45).
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное очистное сооружение (выгреб) находится в аварийном состоянии, для избежания возникновения эпидемиологической опасности и аварии в системе водоотведения многоквартирного дома, необходимости обеспечения восстановления очистного сооружения с учетом требований санитарного законодательства, отсутствие решения собственников многоквартирного дома о несении дополнительных (сверх текущих) расходов на капитальный ремонт очистного сооружения, суд приходит к выводу о возложении обязанности по проведению внепланового капитального ремонта спорного очистного сооружения (выгреба) на НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», которая в рассматриваемом случае в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства как региональный оператор должна осуществить капитальный ремонт очистного сооружения (выгреба) многоквартирного дома, являющегося частью инженерной сети водоотведения дома, без включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для устранения аварийной ситуации и ликвидации эпидемиологической опасности.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290, предусмотрено включение в этот перечень работ по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
В силу пункта 22 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (пункт 23 СанПиН 2.1.3684-21).
Общество с ограниченной ответственностью «Жилводсервис», являясь управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Орловская <адрес>, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что выгребная яма многоквартирного дома переполнена, жидкие бытовые отходы переливаются через края, растекаются по прилегающей к выгребу территории и попадают в рядом расположенный водоем, что не соответствует вышеприведенным нормативным требованиям.
ООО «Жилводсервис» откачку жидких бытовых отходов из выгреба не производит, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Учитывая, что работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, отнесены к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ООО «Жилводсервис» обязанности устранить нарушения СанПиН 2.1.3684-21, а именно осуществить откачку и вывоз жидких бытовых отходов из выгреба, расположенного на придомовой территории жилого дома № <адрес>; не допускать наполнение выгреба выше 0,35 метров до поверхности земли, очищать выгреб по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Поскольку истец в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, его требование удовлетворено в полном объеме, то в соответствии с правилами распределения судебных расходов, установленными частью 1 статьи 103 ГПК РФ, с ответчиков ООО «Жилводсервис» и НО «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в доход муниципального образования «Урицкий район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 6000 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилводсервис», некоммерческой организации «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно осуществить откачку и вывоз жидких бытовых отходов из выгреба, расположенного на придомовой территории жилого дома № <адрес>; не допускать наполнение выгреба выше 0,35 метров до поверхности земли, очищать выгреб по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Обязать некоммерческую организацию «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно обеспечить водонепроницаемость подземной части выгреба, расположенного на придомовой территории жилого дома № <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к Сергеевой Ольге Сергеевне, Мажорину Дмитрию Николаевичу, Мажориной Диане Александровне, Мажориной Анастасии Дмитриевне, Найденковой Татьяне Николаевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н., Найденковой Анастасии Алексеевне, Найденкову Алексею Алексеевичу, действующему в интересах несовершеннолетнего Н., Ишковой Тамаре Никифоровне, Гридиной Надежде Александровне, Гридину Сергею Викторовичу, Гридину Игорю Викторовичу, Коровкину Владимиру Александровичу, Коровкину Александру Семеновичу, Гороховой Ольге Владимировне, Гороховой Тамаре Алексеевне, Жеронкиной Ларисе Николаевне, Кулагину Александру Николаевичу, Неворошкиной Карине Романовне, Никишиной Юлии Анатольевне, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетней М., Мальшаковой Ксении Андреевне, Мальшакову Андрею Владимировичу, действующему в интересах несовершеннолетней М., Бобкову Александру Викторовичу, Морозовой Татьяне Николаевне, Якушевой Татьяне Ивановне, Кузнецовой Наталье Викторовне, Золотухиной Любови Николаевне, Рыбичеву Алексею Алексеевичу, Сейидову Надир Шариф оглы, Мансыровой Улкар Гашам кызы отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» (ИНН 5725003713, ОГРН 1085741000278) в доход бюджета муниципального образования Урицкий район государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с некоммерческой организации «Региональный Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (ИНН 57251041000, ОГРН 1135700000556) в доход бюджета муниципального образования Урицкий район государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 18 декабря 2023 года.
Председательствующий Ю.Г. Фёдорова