УИД: 74RS0002-01-2022-009164-41
Дело № 88-18422/2023
Мотивированное определение
составлено 13 ноября 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 26 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Руновой Т.Д., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1664/2023 по иску Угрюмовой Светланы Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о выплате пенсии,
по кассационной жалобе Угрюмовой Светланы Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения Угрюмовой С.А., ее представителя Констанц Э.В., настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Темирбаевой А.М., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Угрюмова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности восстановить пенсионный срок и выплатить страховую пенсию по старости с момента фактического наступления пенсионного срока - с 11 сентября 2019 года.
В обоснование иска указала, что 25 сентября 2017 года обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Не дождавшись ответа, в апреле 2018 года обратилась на прием к руководителю УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска Ивановой Е.А., которая устно ей сообщила об отказе в назначении пенсии, при этом с решением об отказе в назначении пенсии ее не знакомили, никакого документа на руки она не получила. На вопрос о причинах отказа в назначении пенсии и о том, сколько лет льготного стажа ей начислено, Иванова Е.А. не ответила, указав в резкой форме о необходимости дорабатывать стаж либо идти в суд, также сообщила, что сведения о стаже можно получить в личном кабинете на сайте «Госуслуги». Несколько раз на сайте «Госуслуги» она делала распечатку о состоянии лицевого счета, где в 2018 году был указан срок педагогического стажа 15 лет 06 месяцев (распечатка выписки не сохранилась), а в апреле 2020 года – 16 лет 07 месяце 16 дней. Как выяснилось в дальнейшем, эти данные не соответствовали действительности, но ориентируясь на них, она не писала заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В октябре 2021 года она вновь на сайте «Госуслуги» сделала выписку о состоянии лицевого счета застрахованного лица, согласно которой ее педагогический стаж составлял 17 лет 06 месяцев 29 дней. Со временем у нее возникли сомнения по поводу правильности начисления педагогического стажа. В августе 2022 года она обратилась к юристу, которая нашла в выписке из лицевого счета ошибку: не было засчитано 07 лет 05 месяцев льготного стажа. В связи с этим она выяснила с юристом, что дата наступления пенсионного периода приходится на 11 сентября 2019 года. 01 сентября 2022 года она обратилась в УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска по вопросу назначения пенсии, и впервые получила на руки решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска от 18 апреля 2018 года № 851739/17, в котором был правильно рассчитан педагогический стаж 22 года 03 месяца 06 дней по состоянию на 31 декабря 2016 года. Полагает, что действиями ответчика нарушены ее пенсионные права, поскольку ей несколько лет не выдавали решение по её заявлению о назначении пенсии, не разъясняли важных моментов по назначению пенсии, в частности не сообщили о сроке льготного стажа, она пропустила срок подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии, право на которую у нее возникло 09 сентября 2019 года. При этом ей не разъяснена важность подачи заявления о назначении пенсии, не разъяснено, что каждый раз при обращении за пенсией необходимо писать заявление. В результате заявление о назначении пенсии было написано только 13 сентября 2022 года, после чего началось ее начисление.
Протокольным определением суда от 26 января 2023 года ответчик ОПФР по Челябинской области заменен на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) в связи с переименованием.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 июня 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Угрюмова С.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Угрюмова С.А., <данные изъяты>, 25 сентября 2017 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска (далее - УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска № 851739/17 от 11 апреля 2018 года Угрюмовой С.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению продолжительность стажа педагогической деятельности Угрюмовой С.А. в учреждениях для детей по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при последовательном применении правовых актов, действующих в период выполнения работы - 14 лет 05 месяцев 10 дней; по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 - 22 года 03 месяца 06 дней; с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П - 16 лет 02 месяца 10 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 40,338.
Ответчиком представлено сопроводительное письмо от 11 апреля 2018 года № 07/6439 о направлении решения об отказе в установлении пенсии № 851739/17 от 11 апреля 2018 года Угрюмовой С.А. по адресу, указанному в заявлении о назначении пенсии от 25 сентября 2017 года.
Повторно Угрюмова С.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии по части 19 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 13 сентября 2022 года.
С 13 сентября 2022 года Угрюмова С.А. назначена пенсия по старости по части 19 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В программно-технических комплексах ОСФР по Челябинской области имеются сведения об обращениях истца в клиентскую службу в Тракторозаводском районе г. Челябинска: 21 сентября 2017 года - устная консультация о продолжительности стажа, 25 сентября 2017 года, 28 ноября 2017 года и 05 декабря 2017 года - о представлении документов к заявлению о назначении пенсии от 25 сентября 2017 года, 21 ноября 2017 года - устное обращение истца о перерасчете пенсии с учетом поступившей льготной справки, 19 ноября 2017 года - устное обращение о выплате и доставке пенсии, 01 сентября 2022 года устное обращение по вопросу назначения пенсии.
Разрешая исковые требования Угрюмовой С.А. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 21, 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства назначение пенсии носит заявительный характер, с заявлением о назначении пенсии Угрюмова С.А. в период с 2018 года по 13 сентября 2022 года не обращалась, с заявлением о выдаче копии решения о назначении либо отказе в назначении истец не обращалась, восстановление пенсионного срока законом не предусмотрено, в ходе рассмотрения дела нарушений прав истца со стороны ОСФР по Челябинской области не установлено, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности восстановить пенсионный срок и выплатить страховую пенсию по старости с момента фактического наступления пенсионного срока - с 11 сентября 2019 года не имеется.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Доводы апелляционной жалобы Угрюмовой С.А. о неполучении копии решения об отказе в установлении пенсии, суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что Угрюмова С.А. не была лишена возможности самостоятельно обратиться в пенсионный орган для получения информации по ее обращению.
Суд апелляционной инстанции указал, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец пояснила о том, что на приеме у руководителя Пенсионного фонда ей было разъяснено право обжалования решения об отказе в установлении пенсии либо право доработать необходимый стаж для досрочного назначения пенсии; периодов работы, которые бы не были включены решением ответчика от 11 апреля 2018 года в специальный стаж Угрюмовой С.А. по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» необоснованно не имеется; доказательств, что Угрюмовой С.А. не были разъяснены соответствующие права и обязанности в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса не представлено; учитывая, что решение об отказе в назначении пенсии принято 11 апреля 2018 года, а право у Угрюмовой С.А. на страховую пенсию по старости возникло по состоянию на 12 октября 2019 года, на указанную дату заявление от Угрюмовой С.А. в Пенсионный фонд не поступило, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления по делу приняты с нарушением норм материального права и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (часть 9 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали на дату обращения Угрюмовой С.А. с заявлением о назначении пенсии 25 сентября 2017 года и до 01 января 2022 года. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ действовал на дату обращения Угрюмовой С.А. с заявлением о назначении пенсии 25 сентября 2017 года и утратил силу 24 февраля 2019 года; далее - Административный регламент).
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение № 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение № 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение № 3 к Административному регламенту).
В пункте 7 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги, о месте размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 15 Административного регламента в случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 года осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту). В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения должен известить об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме, извещать гражданина об отказе в удовлетворении заявления о назначении пенсии с указанием причины отказа.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 года обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Угрюмовой С.А. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применили, ошибочно полагая имеющим значение для дела только факт подачи Угрюмовой С.А. в пенсионный орган письменного заявления о назначении страховой пенсии по старости.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что требования Угрюмовой С.А. о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей страховую пенсию по старости за прошлое время связаны с тем, что она была лишена права получить страховую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей пенсионные права при ее обращении в пенсионный орган по этому вопросу, не обеспечил получение ею решения об отказе в назначении пенсии от 11 апреля 2018 года, в котором содержались сведения о периодах работы, включенных в стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Угрюмовой С.А., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска, и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление того, были ли пенсионным органом по обращениям Угрюмовой С.А. совершены действия, предусмотренные Административным регламентом, а именно: разъяснялись ли Угрюмовой С.А. права, связанные с пенсионным обеспечением, извещена ли Угрюмова С.А. не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения решения об отказе в назначении пенсии о причинах отказа способом, позволяющим определить факт и дату его направления; имелась ли вина пенсионного органа в несвоевременном обращении Угрюмовой С.А. с заявлением о назначении страховой пенсии и, как следствие, имеется ли у нее в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на выплату страховой пенсии за прошлое время.
Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений части 2 статьи 56, части 1 статьи 196, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В исковом заявлении и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Угрюмова С.А. приводила доводы о том, что она 25 сентября 2017 года обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решение об отказе в назначении пенсии от 11 апреля 2018 года по данному заявлению она своевременно не получила, данное решение ей было получено только 01 сентября 2022 года. Информация о причинах отказа в назначении пенсии, о продолжительности льготного стажа, учтенного пенсионным органом, при обращении к руководителю УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска в апреле 2018 года до нее не доведена, а разъяснено, что информацию о стаже можно получить в личном кабинете на сайте «Госуслуги». Ориентируясь на информацию о стаже, полученном на сайте «Госуслуги», она не писала заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, продолжая осуществлять педагогическую деятельность. Вместе с тем, информация о льготном стаже, которая содержалась в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета, полученных ею через сайт «Госуслуги», не соответствовала решению пенсионного органа, которым ее льготный стаж был определен в большем размере. Действиями ответчика нарушены ее пенсионные права, поскольку ей несколько лет не выдавали решение по её заявлению о назначении пенсии, не разъясняли важных моментов по назначению пенсии, в частности не сообщили о сроке льготного стажа, в связи с чем она пропустила срок подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии. Ей не разъяснена важность подачи заявления о назначении пенсии, не разъяснено, что каждый раз при обращении за пенсией необходимо писать заявление. В результате заявление о назначении пенсии было написано только 13 сентября 2022 года, после чего началось ее начисление.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам Угрюмовой С.А., которая поставила вопрос о том, что не получает страховую пенсию по старости по вине пенсионного органа с 11 сентября 2019 года, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки, указав на то, что Угрюмова С.А с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с заявлением о назначении пенсии в период с 2018 года по 13 сентября 2022 года не обращалась.
Вместе с тем, к исковому заявлению приложены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Угрюмовой С.А. от 01 апреля 2020 года, 01 октября 2022 года, 01 июля 2022 года, в которых содержится информация о ее стаже по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительностью 16 лет 07 месяцев 16 дней, 17 лет 06 месяцев 29 дней, 17 лет 09 месяцев 0 дней соответственно. При этом периоды работы Угрюмовой С.А. с 10 августа 1987 года по 09 сентября 1992 года продолжительностью 05 лет 01 месяц 0 дней в детском саде № 440 и с 14 сентября 1992 года по 14 ноября 1994 года в ясли-саде № 97 продолжительностью 2 года 2 месяца 01 день в представленных сведениях указаны без отметки о праве на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно решению УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска № 851739/17 от 11 апреля 2018 года продолжительность стажа педагогической деятельности Угрюмовой С.А. в учреждениях для детей по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 определена 22 года 03 месяца 06 дней, при этом периоды работы в детском саде № 440 и с 14 сентября 1992 года по 14 ноября 1994 года в ясли-саде № 97 зачтены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Угрюмовой С.А. суды проигнорировали, оценку данным документам не дали с учетом доводов истца о том, что неверные сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, непредставление территориальным пенсионным органом информации о ее правах и причинах отказа в назначении пенсии, несвоевременное получение решения пенсионного органа не позволили ей реализовать право на получение досрочной пенсии с 11 сентября 2019 года.
Суды указали, что согласно сопроводительному письму от 11 апреля 2018 года № 07/6439 решение об отказе в установлении пенсии № 851739/17 от 11 апреля 2018 года Угрюмовой С.А. направлено по адресу, указанному в заявлении о назначении пенсии от 25 сентября 2017 года. При этом суды не предложили ответчику представить доказательства, подтверждающие факт и дату направления данного сопроводительного письма вместе с решением об отказе в назначении страховой пенсии по старости Угрюмовой С.А.
Мотивируя отказ в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности восстановить пенсионный срок и выплатить страховую пенсию по старости с момента фактического наступления пенсионного срока - с 11 сентября 2019 года тем обстоятельством, что восстановление пенсионного срока законом не предусмотрено, суд первой инстанции не учел, что Угрюмова С.А. по сути просила обязать ответчика выплатить ей страховую пенсию с 11 сентября 2019 года. При таких обстоятельствах суду следовало предложить истцу уточнить заявленные требования.
Указывая, что Угрюмова С.А. не была лишена возможности самостоятельно обратиться в пенсионный орган для получения информации по ее обращению, доказательств, что Угрюмовой С.А. не были разъяснены соответствующие права и обязанности в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса не представлено, суд апелляционной инстанции неправомерно возложил на Угрюмову С.А. бремя доказывания имеющих значение обстоятельств, в том числе касающихся разъяснения ей прав, связанных с пенсионным обеспечением, извещения Угрюмовой С.А. о принятом решении об отказе в назначении пении.
Ссылаясь на то, что периодов работы, которые бы не были включены решением ответчика от 11 апреля 2018 года в специальный стаж Угрюмовой С.А. по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» необоснованно не имеется, в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец пояснила о том, что на приеме у руководителя Пенсионного фонда ей было разъяснено право обжалования решения об отказе в установлении пенсии, суд апелляционной инстанции не учел, что Угрюмова С.А. указанное решение об отказе в назначении пенсии не оспаривала, напротив, в исковом заявлении указала, что стаж работы был рассчитан в данном решении верно.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, нарушив нормы материального права, не дали надлежащей правовой оценки исковым требованиям Угрюмовой С.А. и по существу эти требования не разрешили, допустив формальный подход к делу, где гражданин (Угрюмова С.А.) в отношениях с пенсионным органом, осуществляющим публичные функции в силу своей компетенции по назначению страховой пенсии, выступает как слабая сторона, чем нарушили право Угрюмовой С.А. на судебную защиту ее прав и свобод, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушением норм материального права и процессуального права, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В случае, если при новом рассмотрении суд придет к выводу, что у Угрюмовой С.А. имеется в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на выплату страховой пенсии за прошлое время, суду следует учитывать следующее.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи назначается не ранее сроков, предусмотренных в Приложении 7 к указанному закону.
Согласно Приложению 7 лицам, у которых право на досрочную пенсию возникло в 2019 году, страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к данному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на досрочную страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году такая пенсия может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения такого права. При этом днем возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует считать день, когда продолжительность специального стажа застрахованного лица составит 25 лет.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи