Решение по делу № 33-1404/2017 от 01.03.2017

Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-1404/2017

Судья Матвеева Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2017 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В., Агеева О.В.,

при секретаре Яковлеве А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Семеновой Т.И. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда, ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца, поступившее по апелляционной жалобе Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Семеновой Т.И. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда и ежемесячную компенсацию за потерю кормильца удовлетворить.

Возложить обязанность на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить Семеновой Т.И. с 25 августа 2016 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 8740 руб. 96 коп. и ежемесячную компенсацию по потере кормильца в размере 211 руб. 49 коп., предусмотренные ч. 2 п. 15 ст. 14 и ст. 41 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с последующей их индексацией.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Семенова Т.И. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки») об обязании назначить ей с 25 августа 2016 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с ч. 2 п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ежемесячную компенсацию за потерю кормильца.

Исковые требования мотивированы тем, что супруг истицы ФИО являлся инвалидом первой группы, увечье получено при выполнении иных обязанностей воинской службы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умер 19 августа 2016 года. После его смерти 25 августа 2016 года истица обратилась в КУ ЧР <данные изъяты> с заявлением о назначении ей ежемесячных выплат, как вдове умершего инвалида, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении выплат ввиду непредставления документов, подтверждающих факт ее нахождения на иждивении ФИО Истец полагает, что она находилась на иждивении умершего мужа, поскольку получала от него помощь, которая была для нее основным источником средств к существованию.

В судебном заседании истица Семенова Т.И. и ее представитель Шабанова Л.П. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» - Иванова О.Р. возражала против удовлетворения исковых требований, так как истицей не представлено доказательств ее нахождения на иждивении умершего супруга.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Представитель ответчика полагает, что истица не представила документов, подтверждающих, что она вела с умершим мужем совместное хозяйство и тратила денежные средства, получаемые ее супругом на нужды семьи. Семенова Т.И. получает пенсию, следовательно, имеет самостоятельный источник дохода. Кроме того требований об установлении факта ее нахождения на иждивении истицей заявлено не было.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Ивановой О.Р., поддержавшей апелляционную жалобу, истца Семеновой Т.И., ее представителя Шабановой Л.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО являлся инвалидом I группы, увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.

Согласно справке ГУ УПФ РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от 24.10.2016 № ФИО являлся получателем страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид первой группы, инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы и дополнительного ежемесячного материального обеспечения. На основании справки КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от 19.09.2016г. ФИО также являлся получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС".

Истица Семенова Т.И. состояла в зарегистрированном браке с ФИО с 18.07.1969г., что подтверждается свидетельством о браке , выданным <данные изъяты>. Они проживали совместно по адресу: <адрес>.

Распоряжением <данные изъяты> от 02.02.2010г. № Семенова Т.И. была назначена опекуном над ФИО, ей разрешено было получать денежные средства-пенсии, алименты, пособия и социальные выплаты, причитающиеся ФИО, на период осуществления опекунских обязанностей.

ФИО умер 19.08.2016 года.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Согласно части 1 статьи 41 указанного Федерального закона право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. Частью 4 ст. 39 настоящего Закона предусмотрено, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607, определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.

Установление факта нахождения на иждивении инвалида вследствие ликвидации Чернобыльской катастрофы является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.

При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой умершим помощи и других доходов заявителя.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30.09.2010 N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.

Таким образом, по данному делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение того, была ли материальная помощь, получаемая Семеновой Т.И. от ФИО в период их совместного проживания до смерти последнего, постоянным и основным источником средств к существованию истца.

На момент смерти мужа ФИО истица Семенова Т.И. достигла возраста 67 лет, в качестве самостоятельного дохода получала пенсию, размер которой составлял СУММА, другого дохода не имела. Судом первой инстанции было верно оценено соотношение между объемом помощи, оказываемой Семеновой Т.И. умершим супругом за счет его среднемесячных доходов в сумме СУММА, и получаемым ею доходом. Суд обоснованно признал, что данная помощь значительно превышала более чем в 4,57 раз получаемый истцом доход – пенсию в размере СУММА и являлась основным источником существования Семеновой Т.И.

Приняв во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Семенова Т.И. находилась на иждивении своего супруга ФИО, умершего 19.08.2016г., принимавшего участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как получала от него материальную помощь, которая являлась для истицы постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у нее собственный доход в виде пенсии.

Довод жалобы ответчика о том, что истица не заявляла самостоятельных требований об установлении факта нахождения на иждивении, является несостоятельным, поскольку Семеновой Т.И было заявлено материально-правовое требование о назначении ежемесячных денежных компенсаций, основанием которого являлось установление факта ее нахождения на иждивении умершего мужа.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на получение истицей самостоятельного дохода в виде пенсии, вместе с тем указанное не исключает возможности признания ее находящейся на иждивении. Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" в тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суду необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.

Таким образом, суд правильно признал, что само по себе наличие у нетрудоспособного лица – Семеновой Т.И. (пенсионера по старости), получавшей материальную помощь от ФИО, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания ее находящейся на иждивении.

Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие документов, подтверждающих, что истица вела с умершим мужем совместное хозяйство и тратила денежные средства, получаемые ее супругом на нужды семьи, не обоснованы, так как умерший ФИО был <данные изъяты>, его опекуном являлась Семенова Т.И., которая осуществляла уход за ним и распоряжалась его денежными средствами.

Все доводы апелляционной жалобы представителя ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Ивановой О.Р. основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи: А.В. Александрова

О.В. Агеев

33-1404/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенова Т.И.
Ответчики
КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
01.03.2017Передача дела судье
20.03.2017Судебное заседание
23.03.2017Передано в экспедицию
23.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее