Судья Пузикова Е.И. Дело № 22-5380/2019
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПРИГОВОР
город Пермь 12 сентября 2019 года
Судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Шляпникова Н.В.,
судей Бобровой Г.И., Теплоухова А.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Е.В.,
с участием прокурора Рапенка А.В.,
адвоката Уткиной Е.В.,
осужденного Федорова А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи уголовное дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Свердловского района города Перми Панкова Л.В. на приговор Свердловского районного суда города Перми от 11 февраля 2019 года, которым
Федоров Александр Юрьевич, дата рождения, уроженец ****, несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок шесть лет шесть месяцев со штрафом в размере 80000 рублей с отбыванием в исправительной колонии строгого режима,
с исчислением наказания с 11 февраля 2019 года и зачетом в срок наказания времени содержания под стражей с 15 июня 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено вещественные доказательства: гашиш, электронные весы, три пары перчаток, рулон фольги, коробку с пакетиками, пакет с изолентой, смывы и срезы ногтей уничтожить; четыре банковские карты, чехол с семью флэш-картами, два жестких диска, ноутбук, сотовый телефон, планшет «IPod» возвратить Федорову А.Ю.
Судом также решен вопрос о мере пресечения.
Заслушав доклад судьи Шляпникова Н.В., изложившего содержание обжалуемого приговора, существо апелляционного представления, возражений, выступление прокурора Рапенка А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, осужденного Федорова А.Ю., его адвоката Уткиной Е.В., об оставлении судебного решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров А.Ю. признан виновным в покушении на сбыт в несколько приемов 17,36 гр. гашиша по предварительному сговору с лицами, дело в отношении которых выделено в отдельное производство.
В апелляционном представлении прокурор Панков Л.В. поставил вопрос об отмене приговора с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство, указав, что действия Федорова А.Ю. следует квалифицировать как ряд самостоятельных преступлений. Обращает внимание на необоснованное исключение из обвинения квалифицирующего признака преступления – его совершения «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интеренет»), так как вся информация по движению наркотических средств осуществлялась посредством сети «Интернет». Полагает, что неправильное применение судом уголовного закона повлекло назначение осужденному чрезмерно мягкого наказания, а также необоснованное возвращение тому планшета, который являлся средством совершения преступления.
В возражениях на апелляционное представление адвокат Уткина Е.В. считает судебное решение законным и обоснованным.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия находит приговор подлежащим отмене с постановлением по делу нового обвинительного приговора.
Вывод суда первой инстанции о том, что Федоровым А.Ю. совершено единое продолжаемое преступление – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере, не соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу закона, продолжаемым надлежит считать преступление, складывающееся из ряда юридически тождественных деяний, совершаемых, как правило, через незначительный промежуток времени, в одной и той же обстановке, и объединенных единством умысла.
В данном деле таких обстоятельств не имеется.
Напротив, суд первой инстанции фактически установил, что закладки наркотических средств Федоровым А.Ю. произведены в разное время, в разных местах и районах города Перми, с целью сбыта наркотических средств неопределенному кругу лиц, что исключает возможность квалификации совершенных осужденным деяний как единое продолжаемое преступление.
Также ошибочным является и вывод суда первой инстанции о том, что действия Федорова А.Ю. по использованию Интернет-связи (определение геолокации, фиксирование места закладки, получение и отправление информации относительно наркотических средств) не образуют объективную сторону сбыта наркотических средств, что послужило основанием для исключения из обвинения квалифицирующего признака «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Между тем из материалов дела следует, что с целью реализации наркотических средств Федоров А.Ю. использовал сеть «Интернет», как для контактов с соучастниками преступления, так и для сообщения приобретателям гашиша мест закладок, а поэтому исключение из обвинения осужденного указанного квалифицирующего признака судебная коллегия находит необоснованным.
Судом апелляционной инстанции установлено.
В один из дней в первой половине июня 2018 года Федоров А.Ю. посредством сети «Интернет», через зарегистрированную учетную запись в приложении «Black Curator» - централизованной службе мгновенного обмена сообщениями в сети интернет-магазина «Green Jimmy Store», вступил в сговор с лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, на сбыт наркотических средств.
Согласно распределению ролей Федоров А.Ю. обязан был при получении посредством сети «Интернет» от неустановленных соучастников информации о местонахождении партии расфасованных наркотических средств, забирать их из тайников, осуществлять закладки наркотических средств на территории города Перми для сбыта потребителям, фиксировать путем фотографирования места оборудованных тайников и посредством сети «Интернет» передавать указанную информацию соучастникам.
В свою очередь, соучастники должны были сообщать приобретателям место нахождения тайников, то есть информацию, обеспечивающую им доступ к наркотическим средствам.
Выполняя отведенную ему роль, в июне 2018 года, но не позднее 14 июня 2018 года, Федоров А.Ю., получив информацию от соучастника о местонахождении наркотических средств, изъял из тайника, оборудованного в городе Краснокамске Пермского края, 17,36 гр. гашиша, и в последующие дни часть наркотического средства разложил в тайники находящиеся в городе Перми:
на лестнице, расположенной вблизи гаражного кооператива № **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 1,01 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного в ГСК **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 0,50 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного в ГСК **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 0,51 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного в ГСК **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 1,00 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного в ГСК **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 2,98 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного в ГСК **, находящегося у дома № ** по ул. **** – 1,99 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного около дома № ** по ул. **** – 2,00 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного около дома № ** по **** – 0,50 гр. гашиша;
у гаража № **, расположенного около дома № ** по **** – 0,50 гр. гашиша;
у гаража, расположенного около дома № ** по **** – 0,99 гр. гашиша;
вблизи проезжей части ул. Спешилова – 0,48 гр. гашиша.
Оставшуюся часть гашиша общей массой 4,9 гр. Федоров А.Ю. хранил с целью сбыта при себе и в своем жилище по адресу: ****.
14 июня 2018 года при задержании Федорова А.Ю. в ходе его личного досмотра изъято 2,04 гр. гашиша, а 16 июня 2018 года при обыске в его квартире 2,86 гр. названного наркотического средства.
Вина Федорова А.Ю. в совершенных преступлениях подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Так, Федоров А.Ю. не отрицал, что участвовал в распространении наркотических средств, которые он получал от соучастников из тайников, располагавшихся на территории города Перми и Пермского края. Часть полученного в первой половине июня 2018 года гашиша он в течение двух дней, в несколько приемов, разложил по закладкам, в местах, указанных ему «оператором», а другую не успел, поскольку был задержан сотрудниками полиции. При этом вся информация по движению наркотических средств передавалась ему от соучастников и обратно посредством сети «Интернет».
14 июня 2018 года при личном досмотре Федорова А.Ю. изъят гашиш, расфасованный в четыре свертка, общей массой 2,04 гр. и планшет, содержащий сведения о местах закладок, а 16 июня 2018 года в ходе обыска в жилище осужденного – 2,86 гр. названного наркотического средства, электронные весы, перчатки, фольга, коробки с пакетиками и несколько рулонов изоленты (вид и масса изъятого вещества установлены заключениями экспертов).
15 июня 2018 года в результате осмотров одиннадцати мест закладок, указанных осужденным и зафиксированных в его планшете, обнаружено одиннадцать пакетиков с веществом, которое согласно заключениям экспертов является наркотическим средством - гашиш, массой 1,01 гр., 0,50 гр., 0,51 гр., 1,00 гр., 2,98 гр., 1,99 гр., 2,00 гр., 0,50 гр., 0,50 гр., 0,99 гр., 0,48 гр. соответственно.
Об умысле Федорова А.Ю. на сбыт наркотических средств неопределенному кругу лиц свидетельствует количество гашиша (17,36 г), размещение в удобной для передачи расфасовке и ее закладка в различных местах и районах города Перми.
Согласно ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
По смыслу закона под незаконным сбытом наркотических средств следует понимать незаконную деятельность, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу - приобретателю.
Незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. При этом сама передача реализуемых средств приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно или путем сообщения приобретателю о месте их хранения, или проведения закладки в обусловленном с ним месте и т.д.
Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Как следует из материалов дела, распространение наркотических средств осуществлялось группой лиц по предварительному сговору, в которую входил Федоров А.Ю., бесконтактным способом посредством сети «Интернет». При установленном методе деятельности преступной группы, сам Федоров А.Ю. с приобретателями наркотических средств не взаимодействовал, поскольку указанную роль выполняли неустановленные соучастники.
Оконченный сбыт наркотических средств при данном способе становится возможным только при получении покупателями информации о месте тайников, и соответственно, не был приурочен ко времени организации этих тайников Федоровым А.Ю. и передачи о них сведений соучастникам. В свою очередь, соучастники должны были сообщать приобретателям место нахождения тайников, то есть информацию, обеспечивающую им доступ к наркотическим средствам, и таким образом создавать все необходимые условия для сбыта наркотических средств.
Вместе с тем объективных данных о том, что соучастники Федорова А.Ю. информацию о месте нахождения наркотических средств довели до сведения наркопотребителей, и таким образом создали все необходимые условия для сбыта наркотических средств, в материалах дела не имеется, в связи с чем действия Федорова А.Ю. по производству каждой из одиннадцати закладок следует квалифицировать как покушение на незаконный сбыт наркотических средств.
Гашиш, который осужденный хранил при себе и в своем жилище, предназначался для сбыта, однако в связи с изъятием наркотических средств сотрудниками полиции указанное преступление также не было доведено Федоровым А.Ю. до конца.
О том, что Федоров А.Ю. действовал по предварительному сговору с лицами, дело в отношении которых выделено в отдельное производство, используя при этом сеть «Интернет», свидетельствуют как показания самого осужденного, так и обстоятельства дела.
Значительный размер гашиша составляет свыше 2 грамм.
При таком положении, каждое из действий Федорова А.Ю., связанных со сбытом 1,01 гр., 0,50 гр., 0,51 гр., 1,00 гр., 1,99 гр., 2,00 гр., 0,50 гр., 0,50 гр., 0,99 гр., 0,48 гр. гашиша, соответственно, судебная коллегия квалифицирует по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору.
Действия Федорова А.Ю., связанные со сбытом 2,98 гр. гашиша, судебная коллегия квалифицирует по ч. 3 ст. 30, пп. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Действия Федорова А.Ю., связанные с хранением при себе и в своем жилище с целью сбыта 4,9 гр. гашиша, судебная коллегия квалифицирует по ч. 3 ст. 30, пп. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Вменяемость осужденного у судебной коллегии сомнений не вызывает.
При назначении наказания Федорову А.Ю. судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности преступлений, относящихся к категории особо тяжких, личность виновного, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, смягчающие обстоятельства, которыми судебная коллегия признает: полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, состояние здоровья виновного и его близкого родственника.
Отягчающих обстоятельств при назначении наказания не установлено.
Наказание Федорову А.Ю. за каждое преступление следует назначить с применением положений ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ, окончательное наказание на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, судебная коллегия не находит оснований для применения при назначении осужденному наказания правил, предусмотренных ч. 6 ст. 15, 64, 73 УК РФ. Цель наказания может быть достигнута лишь при реальном отбывании наказания. Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым назначить осужденному дополнительное наказание в виде штрафа, поскольку оно призвано способствовать достижению целей наказания, исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений. При этом судебная коллегия учитывает, что Федоров А.Ю. имеет высшее образование и является трудоспособным. Дополнительное наказание в виде ограничения свободы судебная коллегия считает возможным не назначать.
На основании п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы осужденному следует назначить в исправительной колонии строгого режима.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств подлежит разрешению на основании ст. 81 УПК РФ, при этом планшет «IPod», как средство совершения преступления, следует конфисковать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.23, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ПРИГОВОРИЛА:
приговор Свердловского районного суда города Перми от 11 февраля 2019 года в отношении Федорова Александра Юрьевича отменить.
Признать Федорова Александра Юрьевича виновным в совершении десяти преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, и назначить ему наказание:
за каждое из десяти преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, в виде лишения свободы на срок шесть лет со штрафом в размере 40000 рублей;
за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (гашиш, массой 2,98 гр.) в виде лишения свободы на срок шесть лет шесть месяцев со штрафом в размере 45000 рублей;
за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (гашиш, массой 4,9 гр.) в виде лишения свободы на срок шесть лет шесть месяцев со штрафом в размере 50000 рублей.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, в виде лишения свободы на срок восемь лет со штрафом в размере 90000 рублей с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу – 12 сентября 2019 года.
Зачесть Федорову А.Ю. в срок лишения свободы: время содержания под стражей с 15 июня 2018 года по 18 марта 2019 года, с 9 августа 2019 года по 11 сентября 2019 года из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, а также наказание, отбытое по рассматриваемому делу с 19 марта 2019 года по 8 августа 2019 года.
Вещественные доказательства: гашиш, электронные весы, три пары перчаток, рулон фольги, коробку с пакетиками, пакет с изолентой, смывы и срезы ногтей – уничтожить; четыре банковские карты, чехол с семью флэш-картами, два жестких диска, ноутбук и сотовый телефон – возвратить Федорову А.Ю.; планшет «IPod» - конфисковать.
Дополнительное наказание в виде штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Пермскому краю (ГУ МВД России по Пермскому краю), ОКТМО **, счет получателя: **, ИНН **, КПП **, наименование банка получателя: отделение г. Пермь, БИК **, КБК **, наименование платежа: уголовный штраф, назначенный судом (Федоров Александр Юрьевич по уголовному делу № **.
Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главами 47.1, 48.1 УПК РФ.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)