Гражданское дело № 2-1181/2023
УИД 27RS0015-01-2023-001541-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Молчановой Ю.Е.,
при секретаре Басалаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Натальи Леонидовны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Н.Л. обратилась в суд с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по тем основаниям, что в детском саду №38 «Золотой петушок» войсковой части 26473 расположенном в п. Монгохто Ванинского района Хабаровского края она работает воспитателем и подпадает в категорию граждан, имеющих право на получение льгот и компенсацию предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ». Д/С №38 является структурным подразделением в/ч 26473 и подведомственен Министерству Обороны РФ, финансирование осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечение Министерства обороны по Хабаровскому краю» через Филиал №1 расположенный в г. Комсомольск-на-Амуре. За период с 01.10.2020г. по 31.10.2023г. задолженность по оплате составляет 43200 руб., которые п росит взыскать в качестве компенсации.
Просит: взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» в пользу Смирновой Н.Л. 43200 руб. в качестве компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию.
Истец Смирнова Н.Л. в судебное заседание не прибыла, о дате и времени рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставив отзыв на исковое заявление, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», было создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2020 г. № 910дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» на финансовое обеспечение в филиал № 1 зачислена войсковая часть 26473 без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а на финансовое обеспечение ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» зачислено федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 62665» с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства. ФКУ «Войсковая часть 62665» является самостоятельным юридическим лицом (ОГРН 1112722003316, ИНН 2536222880, КПП 253601001). В соответствии с Уставом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 62665» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФКУ «Войсковая часть 62665» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, находящимися на его лицевом счете. Войсковая часть 26473 является обособленным структурным подразделением ФКУ «Войсковая часть 62665». Отсутствие у войсковой части 26473 лицевого счета в органах Федерального казначейства не является препятствием для взыскания денежных средств с юридического лица ФКУ «Войсковая часть 62665» и не может быть основанием для обращения взыскания расходов на ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» и филиал № 1. Следует принять во внимание, что в силу разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 8, войсковая часть 26473 и ФКУ «Войсковая часть 62665» освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, и взыскание с них расходов истца по уплате госпошлины и, соответственно, с ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», и филиала № 1 производиться не должно. В своих требованиях истица просит взыскать компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с Министерства обороны Российской Федерации через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» (далее ФКУ «УФО МО РФ по ВВО»). Требования истицы основаны на неверном толковании трудового законодательства Российской Федерации, а также на неверном толковании положений Федерального закона «Об образовании» предусматривающих меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как требования истицы вытекают из трудовых отношений работника и работодателя. ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» не является работодателем истца. Надлежащим ответчиком по делу является работодатель истца ФКУ «Войсковая часть 62665» в лице командира войсковой части 26473. Трудовой договор заключён между истцом и войсковой частью 26473, именно эта организация является работодателем по отношению к истцу. Все выплаты производит работодатель. Исходя их положений части 1 статьи 16, ч. 1 ст. 20, ч. 4 ст. 20, ч. 2 статьи 22, ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, считают необходимым привлечь юридическое лицо ФКУ «Войсковая часть 62665» к участию в деле в качестве ответчика и привлечь к участию в деле в качестве ответчика работодателя — командира войсковой части 26473, так как войсковая часть 26473 является структурным подразделением юридического лица ФКУ «Войсковая часть 62665». С учетом положений ч. 1, ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ч. 1, 3 ст. 160 ЖК РФ, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 1, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)", пунктам 1, 2, 3 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), детский сад № 38 «Золотой петушок» войсковой части 26473, расположенный в п. Монгохто Ванинского района Хабаровского края, в котором работает истец, федеральной государственной образовательной организацией не является, лицензия на осуществление образовательного процесса детскому саду не выдавалась, следовательно, компенсация за счет ассигнований федерального бюджета в данном случае не полагается. Войсковая часть 26473 (62250-4) является обособленным подразделением юридического лица Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 62665». Согласно уведомлению о постановке на учет Российской организации в налоговом органе основным видом деятельности ФКУ «Войсковая часть 62665», как и его обособленного структурного подразделения - войсковой части 26473 является обеспечение военной безопасности - ОКВЭД 84.22. Пунктом 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. На Министерство обороны Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в части возмещения части расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам. Доводы истицы и ссылки на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 основаны на неверном толковании законодательства РФ. Кроме того, истцом пропущен общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ. который составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Просят в удовлетворении исковых заявлений Смирновой Н.Л. о взыскании компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отказать.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, представив возражение на исковое заявление, согласно которому будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представив возражение на исковое заявление, согласно которому возражает против удовлетворения иска в полном объеме. Исковые требования основаны на положениях Федерального закона «Об образовании», предусматривающих меры социальной поддержки педагогическим работниками, проживающим и работающим в сельской местности. С учетом положений ч. 1, ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ч 1, 3 ст. 160 ЖК РФ, подп.18 ч.1 ст.2, подп.21 ч.1 ст.2, ст. 22, 23, 25, 28 Федерального закона Российской Федерации 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Указанным требованиям ДОУ №38 «Золотой петушок» не соответствует. Дошкольное учреждение № 38 «Золотой петушок» является ведомственным учреждением, структурным подразделением войсковой части 26473, расположенное в п. Монгохто Ванинского района Хабаровского края, в котором работает истец, федеральной государственной образовательной организацией не является, следовательно, компенсация за счет ассигнований федерального бюджета в данном случае не полагается. Согласно ч. 8 ст. 47 № 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. № 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение расходов органам местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, производится на основании Закона Хабаровского края от 14 ноября 2007 года № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». Пункт 8 статьи 2 Закона Хабаровского края от 14 ноября 2007 г. № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» устанавливает, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии педагогическим работникам. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета. Пунктом 1 части 2 статьи 5 рассматриваемого закона органы государственной власти края обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами при осуществлении последними государственных полномочий. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их. заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлены "Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа». Пунктами 1, 2, 3 Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее соответственно - работники, организации, ежемесячная компенсация). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная. компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости. Дошкольное учреждение, являющееся структурным подразделением войсковой части, в которой работает истец, учреждено Министерством обороны Российской Федерации. Пунктом 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. На Министерство обороны Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в части возмещения части расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам. Просят в удовлетворении исковых требований - отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: войсковой части 26473, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыли, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно размещена была на официальном сайте Ванинского районного суда (vaninsky.hbr.sudrf.ruvaninsky.hbr.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина законы в Российской Федерации не должны издаваться (пункты «б» и «ж» части 1 статьи 72, статья 2, часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, следовательно, федеральные и региональные органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В соответствии с подпунктами «е» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также находятся общие вопросы образования и жилищное законодательство.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г.), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55, соответственно).
Таким образом, федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Смирнова Н.Л. работает в детском саду №38 «Золотой петушок» в/ч 26473 п. Монгохто Ванинского района в должности воспитателя с 03.06.2002 г., что подтверждается справкой командира войсковой части 26473 от 17.11.2023 г. №236, копией трудовой книжки истца, трудовым договором №461 от 01.12.2019 г. Поселок Монгохто является сельским поселением.
Согласно справки от 13.11.2023 г. № 1085, выданной Администрацией сельского поселения «поселок Монгохто» Ванинского муниципального района Хабаровского края, истец Смирнова Н.Л. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
С истцом заключен договор социального найма жилого помещения № 1316 от 21.11.2022 г., что подтверждается договором найма № 1316 от 21.11.2022г.
Войсковая часть 26473 относится к ведению Минобороны России, финансируется из средств федерального бюджета и не является государственным или муниципальным учреждением Хабаровского края.
Согласно штата войсковой части 26473 № 98/051 от 15 марта 2019 г., утвержденного заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенантом Е. Бурдинским, указан детский сад № 38 «Золотой петушок» в качестве подразделения обеспечения войсковой части 26473.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2014 года № 1082 Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963) названным категориям работников установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (пункт 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963).
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее соответственно - работники, организации, ежемесячная компенсация). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Таким образом, действующими нормативными положениями предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец является педагогическим работником, работающей в детском саду №38 п. Монгохто и проживающей в сельской местности, в связи с чем, она имеет право на льготу жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей по месту проживания в квартире в <адрес>, поскольку, в связи со спецификой расположения, деятельности и подчиненности указанного учреждения, его работникам не может быть снижен объем мер социальной поддержки по сравнению с педагогическим работниками, организации которых созданы и зарегистрированы в форме федеральных государственных образовательных организаций.
Как установлено в судебном заседании, Смирновой Н.Л. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей не предоставляются, что ответчиками не оспаривалось, в связи с чем, истец просит взыскать компенсацию за период с 01.10.2020 г. по 31.10.2023 г. в размере 43200 рублей.
Доводы представителя ответчика ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» о том, что детский сад №38 не относится к федеральной государственной образовательной организации, суд признает несостоятельными, исходя из следующего.
На момент образования детского сада № 38 действовал Закон СССР от 19.07.1973 года № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», согласно статье 5 которого, в СССР в соответствии с Конституцией РФ существует и совершенствуется единая система народного образования, которая включает в себя дошкольное образование.
Согласно статье 15 Закона детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.
Согласно статье 91 Закона РСФСР от 02.08.1974 года «О народном образовании» работники народного образования имели право на бесплатное обеспечение жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, в момент образования детский сад № 38 входил в систему народного дошкольного образования и находился в ведомственном подчинении Минобороны России, и изменение законодательного требования к организационно-правовой форме образовательного учреждения (организации) не должно сказываться на социальных гарантиях и льготах педагогических работников, работающих в дошкольных учреждениях, образованных до вступления в силу данного Закона.
Представителем ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В пункте 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. В силу положений статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. В силу положений, предусмотренных статьей 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт второй данной статьи).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии с абз. 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (п.п. 17,18) в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, оценив все исследованные доказательства в их совокупности, суд находит требования истца Смирновой Н.Л. о компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию законными, обоснованными, и учитывая ходатайство представителя ответчика, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению со взысканием с ответчика Министерства Обороны Российской Федерации суммы компенсации в пределах срока исковой давности в силу требований ст. 196 ГК РФ.
Смирнова Н.Л. обратилась в суд с иском 28.11.2023 года, согласно иску и расчету суммы иска истцом заявлены требования за период с 01.10.2020г. по 31.10.2023 г.
Таким образом, с ответчика Министерства Обороны Российской Федерации в пользу истца Смирновой Н.Л. подлежит взысканию компенсация расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию в сумме за период с 28 ноября 2020 года (с учетом исчисления срока исковой давности по каждому платежу самостоятельно) по 31октября 2023 года, в размере 42 160 рублей.
В силу разъяснении, данных в п.4 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 29.05.2017 № 8, правовых оснований для взыскания с ФКУ «УФО МО РФ ПО ВВО», Министерства Обороны Российской Федерации судебных расходов на оплату госпошлины, от которых истец была освобождена при подаче иска, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░ 2020 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░) ░░ 31░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 42 160 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.