Судья Попова Г.И. Дело № 33а-10071/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 7 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.
при секретаре Корниловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 6 мая 2019 года по административному делу по иску администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления Калачёвского РОСП УФССП по Волгоградской области об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству от 9 апреля 2019 года, признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, прекращении исполнительного производства, которым
в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование указала, что решением Калачёвского районного суда от 18 сентября 2017 года на них возложена обязанность обеспечить системой холодного водоснабжения неопределенный круг потребителей соответствующей по качеству питьевой воды установленным нормативам СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») в полном объёме достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в срок до 30 апреля 2018 года. Судебным приставом-исполнителем Калачёвского РОСП УФССП по Волгоградской области Махаури А.Б. постановлением от 6 февраля 2019 года исполнительное производство №18794/18/34010-ИП окончено в связи с фактическим его исполнением. 9 апреля 2019 года старшим судебным приставом Калачёвского РОСП УФССП по Волгоградской области Великановой О.С. вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства № 18794/18/34010-ИП и возобновлении исполнительных действий, а также 10 апреля 2019 года вынесено постановление о взыскании с администрации Калачёвского городского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Просил признать незаконным постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству, признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора и прекратить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушения норм материального права и процессуального закона.
В судебном заседании представитель администрации Калачёвского городского поселения Простовойтова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административные ответчики Представитель службы судебных приставов Калачёвского РО СП УФССП России по Волгоградской области: Великанова О.С., судебный пристав- исполнитель Калачёвского РО СП УФССП России по Волгоградской области: Махаури А.Б., представители УФССП России по Волгоградской области и УправленияРоспотребнадзора по Волгоградской области, заинтересованное лицо Сильченко В.А. надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главной 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решения, принятые должностными лицами Калачёвского РОСП УФССП по Волгоградской области, являются законными и обоснованными, приняты в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части признания законным постановления о взыскании исполнительского сбора по следующим основаниям.
Статьёй 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, вступившим в законную силу решением Калачёвского районного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года на администрацию Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность обеспечить системой холодного водоснабжения неопределённый круг потребителей, соответствующей по качеству питьевой воды установленным нормативам (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») в полном объёме достаточном, для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в срок до 30 апреля 2018 года, о чём информировать потребителей.
Во исполнение указанного судебного акта постановлением судебного пристава-исполнителя Калачёвского РОСП УФССП по Волгоградской области от 9 июля 2018 года возбуждено исполнительное производство №18794/18/34010-ИП.
6 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
9 апреля 2019 года начальник отдела - старший судебный пристав Калачевского РОСП УФССП по Волгоградской области Великанова О.С. отменила постановление об окончании исполнительного производства и возобновил исполнительные действия по исполнительному производству.
10 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Калачевского РОСП УФССП по Волгоградской области Махаури А.Б. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Мотивом принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что судебное решение не исполнено, должником действия по обеспечению неопределенного круга лиц системой холодного водоснабжения, соответствующей по качеству питьевой воды установленным нормативам (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, не осуществлены, доказательств не представлено.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о признании постановления о взыскании исполнительного сбора без какой-либо мотивации принятого решения.
Между тем, как указано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Из материалов дела усматривается, что должником предпринимались меры к исполнению решения суда: разработана схема водоснабжения и водоотведения Калачевского городского поселения; оборудована централизованная система водоснабжения Калачевского городского поселения (обеспеченность населения централизованной водой 33%, - из собственных скважин 67%); предоставлены протоколы испытаний проб воды, однако по не зависящим от него обстоятельствам у должника отсутствовала реальная возможность в течение установленного пятидневного срока исполнить решение суда.
Таким образом, решение суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ошибочные выводы суда привели к неправильному разрешению спора, в связи с чем решение суда в соответствии со ст. 310 КАС РФ подлежит отмене в указанной части.
Между тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности решения об отмене старшим судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
В ч. 9 ст. 47 данного закона указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Как указано ранее, 9 апреля 2019 года старшим судебным приставом Калачевского РОСП УФССП по Волгоградской области было отменено постановление об окончании исполнительного производства и возобновлены исполнительные действия по исполнительному производству.
При этом установлено, что судебное решение не исполнено, должником действия по обеспечению неопределенного круга лиц системой холодного водоснабжения, соответствующей по качеству питьевой воды установленным нормативам (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, не осуществлены, доказательств не представлено.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, организация водоснабжения населения в границах Калачёвского городского поселения является вопросом местного значения муниципального района.
Указанное следует из положений ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом суд приходит к выводу, что поскольку в настоящее время все домовладения городского поселения не подключены к центральному водоснабжению, то они должны быть обеспечены холодным водоснабжением, что не сделано органами местного самоуправления, в том числе путём обеспечения неопределенного круга лиц водой из установленной вблизи дома водоразборной колонки, качество воды в которой соответствовало бы требованиям санитарно-гигиеническим нормам.
Как следует из ответа МУП «КАЛАЧВОДОКАНАЛ» от 29 июня 2018 года № 504 за период с октября 2008 года по настоящее время 583 домовладения частного сектора г. Калач-на-Дону подключены к центральному холодному водоснабжению.
Также МУП «КАЛАЧВОДОКАНАЛ» в адрес администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района сообщено в письме от 29 июня 2018 года № 503, что согласно размещенному объявлению МУП «КАЛАЧВОДОКАНАЛ» в газете «Калач-на-Дону» от 14 сентября 2017 года № 73 о предоставлении услуги по подвозу питьевой воды, в МУП обратился один человек – Сильченко В.А.
Из докладной записки в адрес Главы Калачёвского городского поселения следует, что Сильченко В.А. от подвоза воды на возмездной основе отказался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года административным истцом до настоящего времени не исполнено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что неисполнение администрацией, возложенной на нее обязанности по обеспечению населения питьевой водой установленного качества в полном объеме, свидетельствует о неисполнении решения суда и отсутствии оснований для окончания исполнительного производства, в связи с чем у старшего судебного пристава имелись все основания для отмены постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Кроме того, требование административного истца о понуждении судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство обоснованно отклонено судом, поскольку окончание исполнительного производства относится к компетенции судебного пристава-исполнителя, сведений о том, что должник обращался к судебному приставу-исполнителю с требованием об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением и ему в этом было отказано, в материалах дела нет.
Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными тем, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебного постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, судебная коллегия считает необходимым с соблюдением требований ст. 310 КАС РФ в отмененной части вынести новое решение о признании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 6 мая 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 10 апреля 2019 года.
Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от 10 апреля 2019 года по исполнительному производству № 22084/19/34010-ИП.
В остальной части решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 6 мая 2019 года, апелляционную жалобу администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи