УИД № 19RS0005-01-2024-000181-11
Дело № 2-290/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Туревич К.А., при секретаре ФИО2, с участием прокурора Алтайского района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (далее – Подсинский сельсовет) об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращению ФИО6 и публикации в средствах массовой информации «Опасная детская горка, или Халатность главы Подсинского сельсовета», проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность детей в зимний период, по результатам которой в деятельности администрации Подсинского сельсовета выявлены нарушения законодательства. На территории <адрес> в границах улиц Комсомольская-Набережная имеется естественный рельефный склон горы, спуск с которого примыкает к автомобильной дороге. В зимний период данный склон беспрепятственно используется несовершеннолетними для катания с него на санках, тюбах, ватрушках и других средствах катания по снегу. В связи с выездом детей при спуске с горы в границах улиц Комсомольская-Набережная <адрес> имели место случаи травмирования, что подтверждено информацией ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району. Исчерпывающие меры, направленные на защиту детей от негативных факторов, влияющих на их развитие, недопущение их катания со склона вышеуказанной горы, а также предупреждению травматизма людей и причинения вреда их имуществу, администрацией Подсинского сельсовета не приняты. Вместо этого, решением Совета депутатов Подсинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытии части дороги» прекращено движение транспортных средств по части <адрес> в границах домов №№ до периода таяния снежного покрова. Изложенное свидетельствует о ненадлежащим исполнении администрацией Подсинского сельсовета своих обязанностей по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Подсинского сельсовета выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц Комсомольская-Набережная <адрес> на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Алтайского района ФИО3 исковые требования с учетом их уточнений поддержала.
Представитель администрации Подсинского сельсовета ФИО4, действующая на основании доверенности, согласилась с исковыми требованиями, просила предоставить на выбор мероприятия, которые необходимо выполнить для устранения нарушения.
В отзыве на исковое заявление глава Подсинского сельсовета ФИО5 указала, что с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку естественный рельефный склон горы в границах улиц Комсомольская-Набережная в <адрес> относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и не находится в распоряжении администрации Подсинского сельсовета. Считает, что администрация не является надлежащим ответчиком. Кроме того, в иске отсутствует обоснование материально-правовых требований, он не содержит сведений о том, какие конкретно нарушения закона были допущены администрацией, подлежащие устранению. На данном склоне горы отсутствуют какие-либо сооружения, которые могут быть отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Данный склон не используется для эксплуатации транспортными средствами. Кроме того, не указан срок выполнения перечня мероприятий и не указаны конкретные мероприятия, которые нужно провести, для устранения нарушения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита прав детей находится под защитой государства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п. 1 ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ указано, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В силу требований ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 124-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются приоритет охраны здоровья детей и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав гражданин в сфере охраны здоровья.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к исключительному ведению органов местного самоуправления сельских поселений отнесено осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого, в числе прочих, является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются задачами безопасности дорожного движения.
В силу требований п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи со ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из материалов дела усматривается, что житель села Подсинее – ФИО6 обращался с заявлениями о проведении проверки в связи с организацией главой Подсинского сельсовета в границах улиц Комсомольская-Набережная детской горки. Глава перекрыла знаками улицу, тем самым, разрешив катание детей. Дети вкатываются в его дом и гараж, постоянно травмируются. ДД.ММ.ГГГГ дети на плюшке сбили его супругу, сломав ей руку. Считает, что указанная горка не соответствует ГОСТу, кроме того, на ней проходит линия электропередач. Обращаясь в органы ГИБДД просил оказать содействие в закрытии стихийной горки.
Из публикаций СМИ следует, что 20 лет Подсинский сельсовет не принимает никаких действий с опасной горкой, которая заканчивается дорогой, где катаются дети.
Администрация Подсинского сельсовета на заборе и столбе разместила объявления, что склон горы не предназначен для катания.
Из приложенных к материалам дела фотографий участка местности усматривается, что имеется естественный рельеф склона горы, на котором расположены столбы линий электропередач.
Также на представленных изображениях домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, усматривается повреждение (вмятина) металлического ограждения.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Алтайскому району ФИО7 направлял в адрес главы Подсинского сельсовета ФИО5 письмо о необходимости принять меры по обеспечению безопасности дородного движения по ликвидации несанкционированной горки и проведению профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями с целью недопущения катания с несанкционированной горки и выезда на проезжую часть в районе дома <адрес>.
В рапорте Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Алтайскому району ФИО7 указано, что необходимо провести проверку по признакам административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, где две девочки на плюшки попали под автомобиль супруги заявителя, есть обращение в травматологию.
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку автомобиль механических повреждений не получил, материальный ущерб не причинен.
В объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 указал, что рядом с его домом имеется горка, с которой периодически катаются дети на плюшках. ДД.ММ.ГГГГ его супруга подъехала к дому и оставила автомобиль возле ограды. Через некоторое время она увидела, как с горы катятся две девочки в сторону автомобиля, тогда она попыталась оттолкнуть руками плюшку от автомобиля, в результате чего получила телесные повреждения.
В адрес главы Подсинского сельсовета прокуратурой Алтайского района направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности детей.
За подписью главы Подсинского сельсовета ФИО5 в прокуратуру направлено пояснение, что в границах <адрес>, администрацией детская горка не организовывалась. Указанная горка является естественным рельефным склоном горы. Информация о том, что данный естественный рельефный склон не предназначен для катания, размещен на данном участке и на официальном сайте администрации Подсинского сельсовета. С 2013 года ежегодно принимается решение Совета депутатов о закрытии части дороги <адрес> в границах домов №№ во избежание трагического случая.
Также главой Подсинского сельсовета ФИО5 направлен ответ на обращение ФИО6, где она указывает, что решение о закрытии части дороги <адрес> было принято Советом депутатов, которое опубликовано на официальном сайте администрации. Глава не является Депутатом Совета депутатов Подсинского сельсовета и в голосовании не участвует.
Прокурором Алтайского района внесен протест на решение Совета депутатов Подсинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытии части дороги в зимний период».
ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Подсинского сельсовета единогласно отклонил протест прокурора в связи с тем, что решение носило сезонный характер и распространялось на зимний период. Решение утратило свою силу.
Глава Подсинского сельсовета ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ довела до сведения начальника ОПС РХ № ФИО8 и начальника 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО9 информацию о перекрытии участка дороги по ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом адрес получателей не указан, в выписке из ЕГРЮЛ усматривается, что 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ было ликвидировано, а ОПС РХ №, прекратил свою деятельности путем реорганизации ДД.ММ.ГГГГ.
Первый заместитель главы администрации Алтайского района ФИО10 на обращение ФИО6 сообщил, что стихийная горка является естественным рельефным склоном, которую официально никто не открывал и не давал разрешения на ее открытие. Во избежание случаев травматизма граждан на стихийной горке, на официальном сайте администрации Подсинского сельсовета была неоднократно размещена информация о том, что данный естественный склон горы не предназначен для катания. Также специалистами сельсовета проводились информационно-разъяснительные беседы с населением об опасности катания на стихийной горке. Также были развешаны информационные листы. С учащимися школы проводились беседы об опасности катания на стихийной горке. Администрацией Подсинского сельсовета были приняты исчерпывающие меры в рамках действующего законодательства по предотвращению травматизма.
В пояснениях на запрос главы Подсинского сельсовета ФИО5, заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Свидетель №1 сообщил, что земельный участок между домами №№ по <адрес> расположен вблизи воздушной линии электропередач, напряжением свыше 1000 в ф.32-09 от ПС 110 кВ. в соответствиями с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на данный объект установлена охранная зона. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно п.п. 8, 9, 11 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
- проводить работы, угрожающие повреждению объектов электросетевого хозяйства, размещать объекты и предметы, которые могут препятствовать доступу обслуживающего персонала и техники к объектам электроэнергетики, без сохранения и (или) создания, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, необходимых для такого доступа проходов и подъездов в целях обеспечения эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики;
- складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
- размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи);
- посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.
Установка ограждений, высаживание деревьев и кустарников, в том числе создание парков отдыха в охранной зоне воздушной линии электропередачи не допускается, поскольку может создать препятствия для оперативного устранения аварий на данном объекте электроэнергетики, а также угрозу жизни и здоровью жителей.
Допрошенный в судебном заседании заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Свидетель №1 пояснил, что под охранной зоной ЛЭП запрещены какие-либо строительства и размещение кустарников определенной высоты, а также запрещены подъемные механизмы. Лини электропередач – объект повышенной опасности, перекрытие части дороги шлагбаумом также должно быть согласовано, однако Подсинский сельсовет их не уведомил о данной установке. Также в данной зоне опасно скатывание детей с горы. Для устранения нарушений в пользовании данным рельефом, возможен подъезд грузового автомобиля наверх горы и высыпания ПГС, также возможно вдоль горы положить бетонные блоки менее метра в длину. Не исключается и работа трактора для создания борозды, рыхления и невозможности скатывания. Все действия для устранения пользования горкой, администрация Подсинского сельсовета должна согласовывать с электросетевой организацией.
Допрошенный свидетель ФИО6 суду пояснил, что он обращался в прокуратуру <адрес> по вопросу перекрытия части автодороги и организации катания с горы детей, поскольку сельский совет перекрывает <адрес> для того, чтобы дети катались с горки. ДД.ММ.ГГГГ его супруга подъехала к дому, который находится по адресу: <адрес> и попросила детей не катиться с горки на плюшке, но они покатились. Увидев, что дети летят с горки спиной в заднее колесо ее машины, она подбежала оттолкнуть эту плюшку, поскольку дети сломали бы себе спины, но в итоге она сама получила повреждения в виде перелома руки и синяка под глазом. После произошедшего, глава Подсинского сельсовета приехала и наклеила на столб объявления, что катание с горки запрещено. В группе жителей села Подсинее, дочь ФИО5 написала, что ему может кирпич на голову упасть, и что все катались, и будут кататься с этой горки. Началась его травля. Никаких действий от Главы не последовало, хотя можно было засыпать эту горку. Дети, катаясь на скорости, врезаются в его забор, пробивая профлист. Данные происшествия длятся на протяжении десятилетий. В январе он обратился в полицию с сообщением, что дети катаются с горки. Подъехал участковый, которому в машину чуть не врезалась плюшка с ребенком. Однако, в дальнейшем, при допросе по данному факту соседки, ФИО11, оказалось, что она в тот период чистила на улице снег и никаких детей не видела, хотя стоял участковый и это все фиксировал. Сельсовет сделал в данном месте трассу для катания, чтобы дети бились об забор. В марте он подъезжал к Главе, которая пояснила, вопрос еще не решен, будут кататься. Объявления о запрете катания постоянно обрывают. Считает, что возможно засыпать, перекопать или пробороздить трактором данный склон. Ранее на сайте сельсовета размещали информацию, что дорогу перекрывают в связи с массовым катанием, сейчас указано, что в связи с выкатыванием. Его лично и соседей не спрашивали, можно ли перекрыть дорогу. Факт скатывания детей с горы доставляет ему неудобства. Он не может подъехать к дому, спокойно выйти из калитки, поскольку есть вероятность, что ребенок может скатиться и повредиться. Много кто травмировался при скатывании, он видел кровь возле своего мусорного бака, также слышал, что разбивались об столб. Самостоятельно он засыпал горку золой, после чего получил угрозы в группе села. Также просил жителей села помочь сделать бортики на горке, чтоб ему в ворота не врезались при скатывании. Ранее он каждый год из снега делал бортик, но это не помогло, так как перелетали через бортик. Поскольку склон очень крутой, скатывание происходит на проезжую часть и в его забор.
Свидетель ФИО6 предоставил суду в подтверждение о нахождении на лечении его супруги в связи с травмой – больничный лист.
Стороны предоставили скриншоты переписок жителей села Подсинее, где житель села Анастасия пишет, что ее ребенок ходит на эту горку. Всегда катались и будут кататься. Остальные жители решали вопрос о сборе у горки для создания бортиков.
Свидетель ФИО12 суду пояснил, что проживает в селе Подсинее 25 лет. Он является инициатором борьбы с данными катаниями. Обращался несколько лет назад в прокуратуру района, но все попытки пресечь катания с горы, были проигнорированы и предыдущей администрацией. Закрытие части дороги создает много неудобств для автомобилей. Он собирал подписи от жителей села, чтоб не закрывать для проезжающих машин дорогу, поскольку экстренные службы, скорая, пожарная, не смогут проехать, но все безрезультатно. У горки очень экстремальный спуск, дети могут сильно повредиться. Также он обращался в СМИ, чтоб его услышали и помогли разрешить данную проблему. Пытался озвучить данную проблему на собрании, но Глава забрала микрофон и не дала сказать. Считает, что дорога предназначена для автомобилей. Он был свидетелем того, что дети с данного склона горы скатывались на автомобильную дорогу, врезались, ударялись, падали, ломали заборы. Объявления, о том, что кататься запрещено, не помогли, дети продолжили кататься. Считает, что технически возможно устранить скатывание с горки.
Руководитель КУМИ МО Алтайского района ФИО13 суду пояснил, что согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация района имеет право на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и разграниченной собственности. На территории спорной горки в <адрес> нельзя ничего размещать, а не санкционированная горка для катания детей подлежит любому способу устранения. Нужно сделать препятствия, чтоб горка была не пригодна для катания детей.
Свидетель ФИО14 суду пояснила, что она является депутатом Подсинского сельсовета и к ним обратились жители села, чтобы закрыли горку. Поэтому они каждый год закрывают проезд. Горку от детей перекрыть не возможно, поскольку на ней располагается ЛЭП. Они развешивают объявления, что со склона кататься запрещено, вечерами смотрят, чтоб не катались, проводят беседы. С 1986 года перекрывается дорога, поскольку был несчастный случай, когда ребенок, скатываясь с горки, и попал под автобус.
Свидетель ФИО15 суду пояснил, что ранее он работал УУП полиции и был главой Подсинского сельсовета. В 1988 году работая участковым, эта горка была как особый опасный объект и каждый год с выпадением снега перегораживали дорогу с двух сторон. Жители села всегда поясняли, что им горка не мешает, и они были довольны, что улица перекрывается и по ней никто не ездит. В 1986 году погиб ребенок, скатываясь с данной горки, поскольку водитель не успеет затормозить, если не перекрыть дорогу.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая все представленные доказательства, суд установил, что с 1986 года в зимний климатический сезон перекрывается улица в границах <адрес> для катания населения с естественного склона горы.
Естественный склон горы относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, правом, на распоряжение данным участком обладает Подсинский сельсовет на основании п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, довод ответчика, что Подсинский сельсовет не является собственником данного земельного участка, является необоснованным, поскольку право на распоряжение не ограничивается.
Кроме того, судом установлено, что на спорном склоне горы расположены линии электро передач. В силу подп. б п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, прямо запрещено, в том числе, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов. Таким образом, использование спорного склона горы для детских развлечений в зоне линии электропередачи 110 кВ недопустимо, поскольку это противоречит запрету, установленному нормами указанных нормативных правовых актов.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что суд не может освободить Подсинский сельсовет от устранения нарушения законодательства в зимний период времени, а также от обязанности по разработке мероприятий, направленных на пресечение катания неопределенного круга лиц с естественного склона горы.
Суд считает правильным возложить на ответчика обязанности по проведению мероприятий по устранению нарушения законодательства в зимний период, поскольку меры, принимаемые администрацией Подсинского сельсовета (установка шлагбаума и объявления) явно недостаточны, а указание конкретных мероприятий по способам устранения нарушений, не может возлагаться на истца, поскольку истец не является специалистом в данной области, а потому не может указать конкретные мероприятия, которые должны быть выполнены ответчиком по устранению катания с естественного склона горы.
Требования о защите охраны жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, на благоприятную окружающую среду не могут быть ограничены выполнением определённых самим ответчиком действий, исходя из своих возможностей, поскольку иное поставит лиц, чье право нарушено, в условия, при которых они, обладая конституционным правом на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, не смогут это конституционное право реализовать, чем подвергнут свою жизнь и здоровье опасности, что недопустимо, исходя из добросовестности поведения всех участников гражданских правоотношений.
Суд считает, что конкретные виды мероприятий по устранению установленных нарушений прав граждан на исключение травматизма, а также для охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, должен быть разработан ответчиком, исходя из своих финансовых и материальных возможностей с учетом положений действующего законодательства.
При этом, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ и исходя из необходимости согласования работ по устранению нарушений с соответствующими службами, необходимости принятия решений о выделении денежных средств на их выполнение, а также зимний период времени, суд считает, что срок устранения нарушения должен быть незамедлительным исходя из климатического сезона на срок всего зимнего периода.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних – удовлетворить.
Обязать администрацию Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц <адрес> на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Туревич
27 апреля 2024 года – дата принятия решения суда в окончательной форме.