Дело № 2-341/ 2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красновишерск 15 ноября 2017 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.,
с участием прокурора Красновишерского района Константиновой О.В.,
при секретаре Собяниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерск гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края
о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья на детских игровых площадках в срок не позднее 1 июня 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красновишерского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья на детских игровых площадках в срок не позднее 1 июня 2018 года, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья на детских игровых площадках Красновишерского городского поселения. В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности Красновишерского городского поселения находится 6 детских игровых площадок, расположенных по адресам: ул. Советская, д.3, ул. Молодежная, д.5, ул. Спортивная, д.16, ул. Толстого, д.26, ул. 1 Мая, д.13, ул. Мира, д.15 г. Красновишерск Пермского края. На указанных игровых площадках допущены нарушения требований законодательства, обеспечивающего безопасность несовершеннолетних.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, поэтому соблюдение субъектами права законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан является обязательным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 1341-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Аналогичная норма закреплена в п. 18 ч. 1 ст. 6 Устава Красновишерского поселения, утвержденного решением Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 23.08.2017 № 417.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 года № 182-ст утвержден ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», которым определены общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с п.п. 6.2, 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регулируют в журнале, который храниться у эксплуатанта (владельца).
В нарушение указанных требований в администрации Красновишерского городского поселения журнал технического обслуживания и ремонта детских игровых площадок и их оборудования отсутствует.
Согласно п. 6.5.1 ГОСТ Р 52301-2013 в целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров.
Проверка показала, что график проведения осмотров детских игровых площадок не разработан.
В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52301-2013 эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета.
Эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяц, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
В нарушении данных требований администрацией Красновишерского городского поселения не разработан комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования детских игровых площадок.
В силу п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В нарушение указанных норм администрацией Красновишерского городского поселения информационные таблички не разработаны и не установлены на детских игровых площадках.
В соответствии с п.п. 4.3.26.5-4.3.26.8 Покрытие в зоне приземления должно быть свободно от каких-либо элементов с острыми концами или опасных выступов. Покрытие устраивают так, чтоб не было участков, на которых возможны застревания.
Если в качестве покрытия на детской игровой площадке применяется сыпучий материал, для компенсации вытеснения сыпучего материала толщину покрытия увеличивают на 100 мм по сравнению с толщиной, полученной при лабораторных испытаниях при оценке требуемой критической высоты падения по ГОСТ Р ЕН 1177.
Для оборудования с высотой свободного падения свыше 600 мм или при возможности принудительного перемещения ребенка должны быть соблюдены следующие требования: по всей зоне приземления должно быть ударопоглощающее покрытие; в зоне приземления не должно быть препятствий; материал ударопоглощающего покрытия зоны приземления должен исключать травмирование ребенка; критическая высота падения на ударопоглощающее покрытие по ГОСП Р ЕН 1177 должна быть не менее высоты свободного падения оборудования, с которым это покрытие применяется; состав покрытия должен обеспечивать сохранность ударопоглощающих свойств в течение всего срока эксплуатации оборудования, с которым это покрытие применяется.
В ходе проверки выявлено, что детские площадки не имеют ударопоглощающего покрытия, поверхность земельного участка, в том числе в зоне падения, приземления, твердая, что представляет возможность, в случае падения, причинения вреда здоровью несовершеннолетних.
В соответствии с положениями п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
По мнению прокурора, бездействие администрации Красновишерского городского поселения по принятию мер в соответствии с требованиями законодательства на детских игровых площадках нарушает права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, что является недопустимым и требует устранения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края, которая исполняет полномочия администрации Красновишерского городского поселения, привести в срок не позднее 1 июня 2018 года в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52301-2013, ГОСП Р ЕН 1177 детские игровые площадки, расположенные по адресу: ул. Советская, д.3, ул. Молодежная, д.5, ул. Спортивная, д.16, ул. Толстого, д.26, ул. 1 Мая, д.13, ул. Мира, д.15 г. Красновишерск Пермского края.
Представитель ответчика администрации Красновишерского муниципального района в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела без их участии, а также письменное заявление от имени главы района о признании исковых требований прокурора в полном объеме.
Со стороны прокурора района возражений о признании иска не поступило.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Красновишерского района подлежат удовлетворению.
Материалами дела установлено, что в муниципальной собственности Красновишерского городского поселения находится 6 детских игровых площадок, расположенных по адресам: ул. Советская, д.3, ул. Молодежная, д.5, ул. Спортивная, д.16, ул. Толстого, д.26, ул. 1 Мая, д.13, ул. Мира, д.15 г. Красновишерск Пермского края, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности Красновишерского городского поселения (л.д. 14-19).
Согласно ч. 1.1 ст. 4 Устава Красновишерского городского поселения, принятого решением Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 23.08.2017 года № 417, исполнение полномочий администрации Красновишерского городского поселения возлагается на администрацию Красновишерского муниципального района. Аналогичное положение содержится в ч. 1.1 Устава Красновишерского муниципального района, принятого решением Земского собрания Красновишерского района от 27.06.2005 года № 144.
В соответствии с п.1 ст.39 ГК РФ ответчик в лице главы администрации Красновишерского муниципального района требования прокурора района признал в полном объеме, что подтверждено письменным заявлением о признании иска.
Судом установлено, что глава района обладает правом признания иска от имени администрации Красновишерского муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что признание администрацией Красновишерского муниципального района Пермского края требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признания иска ответчиком в полном объеме и удовлетворить исковые требования, что соответствует ч.3 ст.173 ГПК.
На основании ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при участии в суде в качестве истца или ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Красновишерского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья на детских игровых площадках в срок не позднее 1 июня 2018 года – удовлетворить.
Обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края в срок не позднее 1 июня 2018 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52301-2013, ГОСП Р ЕН 1177 детские игровые площадки, расположенные по адресу: ул. Советская, д.3, ул. Молодежная, д.5, ул. Спортивная, д.16, ул. Толстого, д.26, ул. 1 Мая, д.13, ул. Мира, д.15 г. Красновишерск Пермского края, а именно: завести и продолжать вести журнал контроля за техническим состоянием оборудования детских игровых площадок; завести и продолжать вести журнал контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта оборудования; составлять и соблюдать графики визуального и функционального осмотра установлено на площадках игрового оборудования; разработать комплекс мероприятий по безопасности эксплуатации игрового оборудования; разработать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52301-2013 информационные таблички или доски по данной игровой площадке; обеспечить на детских в зонах падения, приземления требуемый объем ударопоглощающего покрытия.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
Судья Е.П. Суранова