Дело №33а-5755/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Тимофеевой А.А., Павловского Е.Г.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зориной С.Н. к Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованные лица – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Прокурор города Ялта Республики Крым, Ялтинский городской совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным постановления,
по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым Вьюгиной Д.Д. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
Зорина С.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым №894-п от 07 апреля 2020 года «Об отмене пункта 1.18 решения 60 сессии Симеизского поселкового совета г. Ялта Автономной Республики Крым 5 созыва от 28 октября 2010 года №18 «О даче разрешения Зориной С.Н. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,050 га».
Требования мотивированы тем, чторешением 60 сессии Симеизского поселкового совета г. Ялта Автономной Республики Крым 5 созыва от 28 октября 2010 года №18 (пункт 1.18) административному истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,050 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Зориной С.Н. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,050 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Постановлением административного ответчика от 07 апреля 2020 года № 894-п названное решение отменено со ссылкой на протест прокурора г. Ялта. Административный истец считает постановление администрации незаконным.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года удовлетворено административное исковое заявление Зориной С.Н., признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым №894-п от 07 апреля 2020 года об отмене решения 60 сессии Симеизского поселкового совета г. Ялта Автономной Республики Крым 5 созыва от 28 октября 2010 года №18 в части дачи разрешения Зориной С.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,050 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>»
Дополнительным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года отказано в удовлетворении требований Зориной С.Н. об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 07 апреля 2020 года №894-п.
Не согласившись с вынесенным решением, представителем Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым Вьюгиной Д.Д. подана апелляционная жалоба, с просьбой отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять повое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что суд первой инстанции при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допустил нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Так, суд не принял во внимание, что согласно схеме, подготовленной кадастровым инженером ФИО5, земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером № расположен в контуре окружной границы земельного участка площадью 560,00га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия» на основании государственного акта на право пользования землей от 13 января 2000 года серии II-КМ №002300, что подтверждается проведенной судебной землеустроительной экспертизой от 03 ноября 2020 года. Земельный участок площадью 500кв.м с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Республике Крым со дня принятия постановления Государственного совета Республики Крым от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
В силу пункта 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
На основании статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Установлено, что решением Симеизского поселкового совета города Ялты Автономной Республики Крым №18 от 28 октября 2010 года (пункт 1.18) Зориной С.Н. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,050 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 07 апреля 2020 года № 894-п «О рассмотрении протеста прокурора города Ялта от 17 марта 2020 года №24-2020 на пункт 1.18 решения Симеизского поселкового совета города Ялта АР Крым от 28 октября 2010 года №18» решение Симеизского поселкового совета от 28 октября 2010 года отменено в части разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка Зориной С.Н.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313.
В соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым.
Согласно пункту 1 Указа Главы Республики Крым от 03 сентября 2014 года №242-У «Об уполномоченном органе» определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
На основании пунктов 2.5, 2.6 Положения, основными задачами Минимущества являются, в том числе, осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым выступает от имени Республики Крым в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, если иное не установлено законодательством Республики Крым либо принятыми в соответствии с ним решениями Главы Республики Крым или Совета министров Республики Крым (пункт 4.66 Положения).
Как установлено судом апелляционной инстанции, 11 сентября 2019 года Зорина С.Н. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,050 га по адресу: <адрес>, в порядке переоформления прав. Однако до настоящего времени заявление Зориной С.Н. не рассматривалось, и поданные ею документы не возвращены. При этом 16 мая 2020 года истцом было получено письмо из Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым от 08 мая 2020 года №03-18/1551, из которого ей стало известно о принятом постановлении от 07 апреля 2020 года №894-п. Указывает, что оспариваемое постановление лишает ее возможности реализовать принадлежащее ей в силу закона право на завершение оформления права собственности на земельный участок. В подтверждение истцом приложена копия заявления от 11 сентября 2019 года, в котором испрашивается земельный участок с кадастровым номером №.
Однако, распоряжением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2020 года №1812-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в государственную собственность Республики Крым» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> принят в государственную собственность Республики Крым.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 04 июня 2021 года, на указанный выше земельный участок зарегистрировано право собственности Республики Крым 10 декабря 2020 года.
При таких обстоятельствах, разрешая дело по существу и не привлекая к участию в деле Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, суд первой инстанции не учел, что судебный акт по делу может повлиять на права и обязанности данных органов по отношению к одной из сторон.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дополнительное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года является неотъемлемой частью решения суда от 15 декабря 2020 года, оно также не может быть признано законным и обоснованным.
Судебная коллегия не дает оценку доводам апелляционной жалобы по существу заявленных требований, поскольку они подлежат оценке при рассмотрении апелляционной жалобы по существу.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции разрешить вопрос о круге лиц, участвующих в деле, надлежащим образом известить их о рассмотрении дела и разрешить спор по существу в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года, дополнительное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: А.А. Тимофеева
Судья: Е.Г. Павловский