Дело № 88а-9078/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 мая 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М.,
судей: Широковой Е.А., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» на решение Псковского городского суда Псковской области от 19 февраля 2019 года (дело 2а-314/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 30 мая 2019 года по административному исковому заявлению ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» о признании незаконными предписаний Государственной инспекции труда в Псковской области.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М.,
УСТАНОВИЛА:
ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» обратилось в суд с административным иском о признании незаконными предписаний Государственной инспекции труда в Псковской области от 16 и 19 ноября 2018 года.
В обоснование указано, что предписаниями должностного лица на учреждение возложены обязанности:
включить в график отпусков на 2018 г., а также предоставить ежегодные дополнительные отпуска за работу во вредных (опасных) условиях труда работникам <данные изъяты> В.В., <данные изъяты> И.В., <данные изъяты> Е.А., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> С.Н., <данные изъяты> С.С., <данные изъяты> А.В., <данные изъяты> С.Э., <данные изъяты> В.А., <данные изъяты> С.Д., <данные изъяты> И.И., <данные изъяты> Г.В.;
провести внеплановую специальную оценку условий труда в связи с выявлением нарушений в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нормативных требований охраны труда, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда не допускать ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда.
Считает, что предписания вынесены по истечении трехмесячного срока на обращение в суд по вопросам, которые не относятся к компетенции государственного инспектора труда, являются необоснованными, противоречащими действующему законодательству и неисполнимыми.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 19 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 30 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано.
На указанные судебные постановления ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» подало кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.
ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» извещено о месте и времени судебного разбирательства по электронной почте 20 апреля 2020 года, представителя в суд не направило без уважительных причин в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей учреждения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно статье 117 Трудового Кодекса Российской Федерации, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставлялся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Как следует из материалов дела, в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 421-ФЗ проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.
На основании приказа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» от 18 апреля 2013 г. №59 и в соответствии с условиями трудовых договоров, заключенными с <данные изъяты> В.В., <данные изъяты> И.В., <данные изъяты> Е.Л., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> С.Н., <данные изъяты> С.С., <данные изъяты> И.А., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> С.Э., <данные изъяты> В.А., <данные изъяты> И.К., <данные изъяты> С.Д., <данные изъяты> И.И., <данные изъяты> Г.В., данным работникам был установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 14 календарных дней за работу с вредными условиями труда.
С 1 января 2014 г. в статью 117 Трудового Кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
На основании приказа от 8 августа 2017 г. № 75 в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» проведена специальная оценка условий труда на 131 рабочем месте, согласно результатам которой условия труда признаны вредными с итоговым классом (подклассом) 3.1.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредные условия труда с итоговым классом (подклассом) 3.1 относятся к вредным условиям труда 1 степени, то есть в новом правовом регулировании не дают право на дополнительный отпуск.
Учитывая данные обстоятельства, административным истцом была инициирована процедура изменения условий трудовых договоров с работниками в части исключения такой компенсации за вредные условия труда как предоставление дополнительного отпуска.
17 октября 2018 года в Государственную инспекцию труда в Псковской области поступило коллективное обращение медицинских работников ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» с жалобой на отказ работодателя в предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда.
На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Псковской области о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» в период с 31 октября по 16 ноября 2018 года проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, отраженные в акте проверки от 16 ноября 2018 года № 93/2018/80/2, а именно - в нарушение статей 22, 117 Трудового кодекса РФ, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации», в 2018 году не предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных (опасных) условиях труда работникам учреждения: <данные изъяты> В.В., <данные изъяты> И.В., <данные изъяты> Е.А., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> С.Н., <данные изъяты> С.С., <данные изъяты> А.В., <данные изъяты> С.Э., <данные изъяты> В.А., <данные изъяты> И.К., <данные изъяты> С.Д., <данные изъяты> И.И., <данные изъяты> Г.В.
По результатам проверки работодателю внесены два оспариваемых предписания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что, поскольку проведенная оценка условий труда признана не соответствующей закону, новая не организована и не проведена, то оснований для отказа в предоставлении дополнительного отпуска заинтересованным лицам как условия трудового договора, не имеется.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда от № 3 качество проведения специальной оценки условий труда не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Идентификация вредных (опасных) факторов выполнена с нарушением пп. 2,4 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 №426 ФЗ, гарантии и компенсации работникам обоснованы, за исключением несоответствий, указанных в п. 5 раздела V - отсутствие необходимости установления дополнительного отпуска в связи с работой во вредных условиях труда работникам (PM № 47А, PM № 50А, РМ № 57, РМ № 58, РМ № 62, РМ № 63 А, РМ № 68, РМ № 69, РМ № 71, РМ № 72, РМ № 73, РМ № 74, РМ № 75, РМ № 77А, РМ № 80, РМ № 88А, РМ № 90, РМ № 91А, РМ № 94, РМ № 95, РМ № 97, РМ № 101, РМ № 105А, РМ № 109, РМ № 110А, РМ № 113, РМ № 114, РМ № 119, РМ № 120, РМ № 123, РМ № 124А, РМ № 131, РМ № 132А, РМ № 139, РМ № 137А).
Оспариваемым предписанием от 16.11.2018 работодателю вменена обязанность включить в график отпусков на 2018 год, а также предоставить ежегодные дополнительные отпуска за работу во вредных (опасных) условиях труда работникам <данные изъяты> В.В., <данные изъяты> И.В., <данные изъяты> Е.Л., <данные изъяты> А.А. <данные изъяты> С.Н., <данные изъяты> С.С., <данные изъяты> И.А., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> С.Э., <данные изъяты> В.А., <данные изъяты> И.К.. <данные изъяты> С.Д., <данные изъяты> И.И., <данные изъяты> Г.В., предписанием от 19.11.2018 - провести внеплановую специальную оценку условий труда, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда не ухудшать положение работников.
Ссылки на неуказание в предписании от 19 ноября 2018г. конкретных рабочих мест, в отношении которых необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда, правильно отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций, поскольку представителем Учреждения был получен акт проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Псковской области, в котором указаны работники, в отношении которых работодателем допущены нарушения законодательства, что позволяло ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» исполнить требования предписания.
Доводы о невозможности исполнения предписания в установленный инспектором срок, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» не принимались меры для исполнения предписания.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского городского суда Псковской области от 19 февраля 2019 года (дело 2а-314/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 30 мая 2019 года по административному исковому заявлению ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» о признании незаконными предписаний Государственной инспекции труда в Псковской области оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: