№ 33-1249/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Коуровой В.Е., Софиной И.М.,
при секретаре судебного заседания Мурашкиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 июля 2024 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Черепановой В.А., Бакулевой С.И., Антоновой В.А., Бакулева Д.И. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об установлении факта постоянного проживания
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области – Смирнова Р.А., представителя процессуального истца – прокурора прокуратуры Курганской области – Григорьевой И.А., истца Черепановой В.А., судебная коллегия
установила:
прокурор города Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Черепановой В.А., Бакулевой С.И., <...> года рождения, Антоновой В.А., <...> года рождения, Бакулева Д.И., <...> года рождения, с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) об установлении факта постоянного проживания. С учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> №, для получения единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей <...> на территории г. Кургана, вызванной увеличением количества ландшафтных (природных) пожаров. Процессуальный истец просил суд признать за Черепановой В.А. право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с пп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области от <...> № «Об утверждении порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации», обязать ответчика выдать Черепановой В.А. сертификат на получение денежной выплаты в размере, установленном Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от <...> №. Дополнительно в случае удовлетворения требований истцом заявлено о возврате денежных средств резервного фонда Правительства Курганской области в размере 100000 руб., внесенных на депозит Судебного департамента Курганской области, в резервный фонд Правительства Курганской области.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки на основании обращения Черепановой В.А. установлено, что ей с <...> на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> №, где начиная с 2018 года, истец постоянно проживала совместно с тремя малолетними детьми. В результате пожара <...> жилой дом полностью утрачен (сгорел). Вместе с домом полностью сгорело имущество и вещи первой необходимости, принадлежащие Черепановой В.А. и членам его семьи. Истец обращалась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, по результатам рассмотрения которого в выплате ей отказано по причине отсутствия регистрации несовершеннолетних детей по адресу сгоревшего дома.
В судебном заседании истец Черепанова В.А. на исковых требованиях настаивала.
Представитель истца помощник прокурора г. Кургана Григорьева И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Карталова А.О. с иском не согласилась, указав, что у Бакулева Д.И. в собственности имеется иное жилое помещение, выплата не может предоставляться более чем на 40 кв.м по площади ранее занимаемого жилого помещения.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Администрации города Кургана, Департамента финансов Курганской области, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено решение, которым иск удовлетворен.
Установлен факт постоянного проживания Черепановой В.А., Антоновой В.А., Бакулевой С.И., Бакулева Д.И. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> №, для получения единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории г. Кургана, вызванной увеличением количества ландшафтных (природных) пожаров <...>.
Признано за Черепановой В.А., право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с пп.1 п. 3 постановления Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110 «Об утверждении порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации».
На Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность выдать Черепановой В.А. сертификат на получение денежной выплаты в размере, установленном порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110.
С решением суда не согласился представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований, заявляя о том, что денежная выплата не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, предусмотренную постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Ссылаясь на постановление Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110, считает обоснованным отказ Черепановой В.А. в предоставлении выплаты, поскольку на дату подачи заявления о предоставлении денежной выплаты она не относилась к категории граждан, указанных в пп. 1 п. 3 Порядка. Из представленных документов и сведений из ЕГРН следует, что утраченное жилое помещение расположено на садовом земельном участке, в состав семьи Черепановой В.А. дети не входят, так как они не зарегистрированы по месту жительства в утраченном жилом доме. Документы, указанные в пп.10 п. 6 Порядка, истцом в ГУ СЗН Курганской области с заявлением не были представлены. Судом установлено, что Черепанова В.А. получила материальную помощь, предусмотренную абзацем постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 в размере 100000 руб., повторное получение денежной выплаты не предусмотрено.
Считает, что признав право истцов на получение денежной выплаты и возложив на ответчика обязанность предоставить им денежную выплату, суд подменил деятельности Главного управления как органа исполнительной власти Курганской области, уполномоченного на предоставление данной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кургана Долгушин В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области по доверенности Смирнов Р.А. поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Представитель процессуального истца – прокурор прокуратуры Курганской области – Григорьева И.А. в суде апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика. Дополнительно даны пояснения о том, что требования о возврате полученных Черепановой В.А. в счет материальной помощи 100000 руб. были заявлены в обеспечение заявленных требований. В настоящее время денежные средства со счета Управления Судебного департамента Курганской области перемещены истцом на счет Администрации города Кургана, открытый с целью поступления на него возврата денежных средств, полученных гражданами за счет средств резервного фонда Правительства Курганской области.
В судебном заседании истец Черепанова В.А. дает пояснения в поддержку доводов процессуального истца.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не усматривается.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от <...> Черепановой В.А. на праве собственности принадлежали жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 40 кв.м, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 538 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенные по адресу: <адрес> участок №. Переход права собственности зарегистрирован <...> (представлены выписки из ЕГРН, свидетельства о регистрации права собственности).
Указанные объекты недвижимости приобретены Черепановой В.А. с использованием средств материнского (семейного) капитала в размере 408960 руб. 50 коп., предоставленного на основании решения ГУ – УПФР в г. Кургане от <...> №.
<...> истцом составлено нотариально удостоверенное обязательство оформить жилой дом по адресу: <адрес> №, приобретенный с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую с детьми собственность.
Как указано в паспорте гражданина Российской Федерации, Черепанова В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. По этому же адресу зарегистрированы несовершеннолетние дети истца: Бакулев Дмитрий Игоревич, <...> года рождения, Бакулева Софья Игоревна, <...> года рождения, Антонова Варвара Антоновна, <...> года рождения.
Справкой № от <...> председатель СНТ «Мир» подтвердил, что с <...> по <...> Черепанова В.А. являлась членом СНТ, ей принадлежал жилой дом на участке №, который уничтожен пожаром со всеми надворными постройками. В доме круглогодично проживали Черепанова В.А. с мужем Антоновым А.А. и тремя детьми.
<...> Черепановой В.А. выдана справка № Главного управления МЧС России по Курганской области о том, что <...> поступило сообщение о возгораниях сухой растительности по адресу: <адрес> <адрес>. Со слов заявителя в результате пожара огнем повреждены и уничтожены жилой дом, баня, сарай, туалет, теплица, бытовая техника, посуда, мебель, личные вещи, электроинструмент, стройматериалы, велосипеды, самокат.
<...> истец обратилась с заявлением к Главе <адрес> о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации пожаром <...>. На заявлении имеется отметка о выплате истцу 100000 руб. <...> на основании платежного поручения № (л.д. 65, 77). Как следует из материалов дела, на основании чек-ордера от <...> истец внесла полученные ею 100000 руб. на счет Управления Судебного департамента в Курганской области для возврата материальной помощи (л.д. 104).
<...> Черепанова В.А. обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утраченным жилым помещением в СНТ «Мир», указав в составе семьи троих несовершеннолетних детей (л.д. 49-50). <...> заявление истца принято вместе с предоставленными документами.
Распоряжением ГУ СЗН от <...> №-р Черепановой В.А. отказано в предоставлении заявленной выплаты в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка.
В уведомлении от <...> ГУ СЗН Курганской области в адрес Черепановой В.А. в обоснование отказа указано, что из представленных документов и сведений из ЕГРН следует, что утраченное жилое помещение по адресу: <адрес> №, расположено на садовом земельном участке, однако на дату чрезвычайной ситуации в составе семьи истца по данному адресу не были зарегистрированы несовершеннолетние дети.
Не согласившись с полученным отказом, истец обжаловала его в суд, обратившись с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на основании представленных истцом письменных доказательств (справок, копии членской книжки, фотографий), свидетельских показаний Патриной О.А., Патрина Д.В. нашел подтверждение факт постоянного проживания Черепановой В.А. совместно с несовершеннолетними детьми в жилом доме на садовом земельном участке, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации <...>, в связи с чем Черепанова В.А. имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной пп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110 «Об утверждении порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации», в виде сертификата на получение денежной выплаты в размере, установленном в п. 5 названного постановления.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 названного Федерального закона определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой п. 1 ст. 18).
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в пп. «е» и «л» п. 1 ст. 11 названного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110 (редакция постановления приведена на дату подачи истцом заявления в ГУ СЗН Курганской области – 26.05.2023) утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, которым установлен порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07.05.2023 на территории города Кургана, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 07.05.2023 № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п. 1, далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка право на получение денежной выплаты предоставлено гражданам, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В п. 3 Порядка определены категории граждан, в отношении которых осуществляется предоставление денежной выплаты: 1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение; 2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения; 3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Истцом заявлены требования о предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на п. 1 п. 3 Порядка.
Как установлено в пп. 1 п. 5 Порядка, размер денежной выплаты для граждан, указанных в пп. 1 п. 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в пп. 1 п. 3 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, иные лица, признанные решением суда членами семей граждан, не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Из приведенных норм следует, что право на получение единовременной денежной выплаты на основании пп. 1 п. 3 Порядка имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение. При этом, к членам семьи таких граждан могут быть отнесены признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях на день введения чрезвычайной ситуации совместно с собственниками супруг, дети, родители этих граждан.
С учетом изложенных выше обстоятельств, установленных судом при разрешении спора, и при правильном применении норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в части установления факта постоянного проживания на дату чрезвычайной ситуации Черепановой В.А. совместно с детьми в жилом доме, пострадавшем от пожара. Указанные обстоятельства суд признал основанием для предоставления Черепановой В.А. мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения со ссылкой на Порядок, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110. Поскольку в жилом доме истец проживала с тремя несовершеннолетними детьми, которые относятся к членам ее семьи, то на основании пп. 1 п. 3 Порядка, согласно которому денежная компенсация за утраченное жилое помещение для семьи, состоящей из трех и более человек, не может превышать общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, размер денежной компенсации будет определяться в зависимости от общей площади утраченного жилья, которая составляет 40 кв.м.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии регистрации истца с детьми по месту постоянного жительства не принимается в качестве основания к отмене судебного решения, поскольку как следует из выписки из ЕГРН от <...>, представленной суду апелляционной инстанции с целью проверки и выяснения юридически значимых обстоятельств для разрешения спора, квартира по адресу: <адрес> пом. 2, площадью 37,8 кв.м, принадлежит на праве собственности Лашкевич А.В. По пояснениям истца, ее семья зарегистрирована по указанному адресу в квартире дяди, чтобы дети имели возможность посещать детские и медицинские учреждения в г. Кургане. Факт постоянного проживания истца с детьми в принадлежащем ей жилом доме в СНТ «Мир» нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, доказательствами со стороны ответчика не опровергнут.
Вопреки доводу апелляционной жалобы ответчика об отсутствии в приложении к заявлению Черепановой В.А. всех необходимых документов, в частности, сведений об отсутствии у членов ее семьи иного жилого помещения (или доли) в собственности, решение суда нельзя признать незаконным.
Одним из условий предоставления лицам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей на территории г. Кургана <...>, в пп. 1 п. 3 Порядка определено отсутствие на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
По данным ЕГРН, представленным в выписке от <...>. в собственности несовершеннолетнего Бакулева Д.И., <...> года рождения, находится 1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 17 кв.м. Право общей долевой собственности возникло на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан Российской Федерации от <...> № (л.д. 54). Из пояснений истца, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что жилое помещение представляет собой комнату в общежитии, в которой проживает ее бабушка.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по данному доводу апелляционной жалобы.
В числе оснований для отказа в предоставлении пострадавшим от чрезвычайной ситуации <...> на территории г. Кургана указано наличие в собственности заявителя или членов его семьи права собственности на иное жилое помещение либо долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, приведенные условия не могут рассматриваться в отрыве от конкретной жизненной ситуации, в которой казалась семья Черепановой В.А.
Так, выплата на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Таким образом, необходимо дать оценку возможности проживания семьи истца, состоящей из 4-х человек, в 1/2 доле комнаты в общежитии площадью 17 кв.м, в которой проживает ее бабушка.
Понятие жилого помещения приведено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п. п. 1-3 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ).
Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе комнаты, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В числе требований, которым должно отвечать жилое помещение, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения № 47).
В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 № 250 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию города Кургана в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Норма предоставления жилого помещения составляет 15 кв.м.
Таким образом, учитывая нормы материального права, регламентирующие отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о мерах социальной поддержки, в системной взаимосвязи с нормативными положениями о понятии жилого помещения, критериях жилого помещения, пригодного для проживания, судебная коллегия находит несостоятельным довод ГУ СЗН Курганской области о необходимости учитывать в данной конкретной ситуации наличие у одного из детей истца права собственности на 1/2 долю в праве на жилое помещение, составляющую 8,5 кв.м общей площади, что значительно меньше как учетной нормы, так и нормы предоставления жилого помещения, в том числе на состав семьи, состоящей из 4-х человек.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было приобретено Черепановой В.А. с использованием средств материнского (семейного) капитала. Впоследствии ввиду приобретения жилого помещения по адресу: <адрес> №, постановлением Администрации города Кургана от <...> № Черепанова В.А. была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку утратила основания для предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, то есть пострадавшее от чрезвычайной ситуации жилое помещение для семьи истца являлось единственным пригодным для проживания, право на получение иного жилого помещения истцом утрачено.
Ссылка в апелляционной жалобе на получение истцом материальной помощи в размере 100000 руб. за счет средств резервного фонда Правительства курганской области, как основание в силу п. 4 Порядка от <...> № для лишения права на получение спорной выплаты, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как предусмотрено в абзаце втором пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110, денежная выплата не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, предусмотренную абзацами десятым, одиннадцатым подпункта 7 пункта 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Так, в абзаце одиннадцатом подпункта 7 пункта 2 названного приложения установлено направление средств резервного фонда в целях ликвидации последствий ЧС на финансовое обеспечение таких мероприятий, как оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой садового дома, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>.
<...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 110, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 07.05.2023, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.05.2023.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.06.2023 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26.07.2023 ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ 100000 ░░░., ░░░░░░░ ░░░ 19.12.2023 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ 01.07.2024 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ 2023 ░., ░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.05.2023 № 110.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 11.05.2023 № 110, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.07.2024, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 100000 ░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 ░░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ <...>.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2024 ░░░░