Решение по делу № 2-5614/2023 от 17.05.2023

14RS0035-01-2023-006839-90

Дело № 2-5614/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск                                                                     20 июня 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Осиповой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о принятии мер по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов и принятии решения о создании лесничества,

установил:

Якутского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Окружной администрацией г. Якутска лесного законодательства, по результатам которой установлено следующее. ____ Якутской природоохранной прокуратурой (исх. ) в адрес главы Окружной администрации г. Якутск внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, по которому в настоящее время нарушения в полном объеме не устранены. Во исполнение представления Окружной администрацией г. Якутска разработан План мероприятий (дорожной карты) по актуализации лесохозяйственного регламента, утвержденный распоряжением главы города Якутска от ____ . По состоянию на ____ отдельные положения вышеназванного плана не исполнены (пункты: 1.5; 1.6; 1.11; 2.3; 2.4; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6), предусматривающие согласование и подготовку схем расположения земельных участков под городские леса, представление актуальной информации в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетика ОА г. Якутска по площадям и границам городских лесов, которые будут внесены в лесохозяйственный регламент и генеральный план города, направление в Росреестр по Республике Саха (Якутия) документов на формирование земельных участков под городские леса и постановку их на кадастровый учет и регистрацию прав на эти участки в Едином государственном реестре недвижимости, заключение контракта с подрядчиками на лесоустроительные работы, принятие выполненных работ по лесоустройству, подготовка технического задания на разработку лесохозяйственного регламента, направление конкурсной документации для размещения на электронную площадку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение муниципального контракта с подрядчиком на разработку лесохозяйственного регламента, принятие выполненных работ по лесохозяйственному регламенту, утверждение лесохозяйственного регламента постановлением Окружной администрации г. Якутска. Просит обязать Окружную администрацию г. Якутска в срок до 01.11.2023 принять меры по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов; принять решение о создании лесничества.

В судебном заседании Якутский природоохранный прокурор Шибина А.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Ефремова Л.С. в судебном заседании с требованиями не согласилась, представила отзыв, согласно которому в целях приведения документов в соответствие с действующим лесным законодательством проведены землеустроительные и кадастровые работы по инвентаризации земельных участков, занятых городскими лесами на территории городского округа «город Якутск», согласно муниципальному контракту от ____, заключенному между МКУ «СЭГХ» и ООО «Земля». По результатам проведения работ подготовлены межевые планы в количестве 14 шт. и 12 схем расположения земельных участков после исправления, общей площадью 152321 кв.м. По результатам инвентаризации общая площадь городских лесов составила 4 329,6 га. После проведения землеустроительных и кадастровых работ, МКУ «СЭГХ» ____ заключен муниципальный контракт на лесоустроительные работы на территории ГО «город Якутск», исполнитель - ООО «Земля». Срок выполнения работ с момента заключения муниципального контракта до 15 декабря 2023 года включительно. Также ведется работа по внесению изменений и дополнений в Генеральный план городского округа «город Якутск», утвержденного постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года ПГС №30-1 «Об утверждении генерального плана городского округа «Город Якутск». Исполнение заявленных требований в срок до 01.11.2023 невозможно, т.к. после подготовки лесоустроительной документации, проводится аукцион по разработке лесохозяйственного регламента, необходимо учитывать сроки, предусмотренные Ф3-44, кроме того, ОМСУ должен предоставить 30-дневный срок для ознакомления заинтересованных лиц с проектом регламента, далее проект направляется на доработку в случае поступления замечаний и предложений, затем регламент направляется на утверждение. Работы по определению площади и местоположения границ лесничеств, проектированию участковых лесничеств также будут проведены в ходе исполнения муниципального контракта . Таким образом, меры по подготовке к разработке лесохозяйственного регламента Окружной администрацией города Якутска принимаются уже сейчас, по итогам мероприятий по лесоустройству и подготовки лесоустроительной документации в 2024 году будет подготовлен и утвержден лесохозяйственный регламент и определены границы лесничеств.

В судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Стручкова Н.Н. исковые требования поддержала.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) (ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных п.1, п.2, п.5 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Согласно положений ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Окружной администрацией г. Якутска лесного законодательства, по результатам которой установлено следующее.

____ Якутской природоохранной прокуратурой (исх. ) в адрес главы Окружной администрации г. Якутск внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, по которому в настоящее время нарушения в полном объеме не устранены. Во исполнение представления Окружной администрацией г. Якутска разработан План мероприятий (дорожной карты) по актуализации лесохозяйственного регламента, утвержденный распоряжением главы города Якутска от ____. По состоянию на 01.05.2023 отдельные положения вышеназванного плана не исполнены (пункты: 1.5; 1.6; 1.11; 2.3; 2.4; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6), предусматривающие согласование и подготовку схем расположения земельных участков под городские леса, представление актуальной информации в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетика ОА г. Якутска по площадям и границам городских лесов, которые будут внесены в лесохозяйственный регламент и генеральный план города, направление в Росреестр по Республике Саха (Якутия) документов на формирование земельных участков под городские леса и постановку их на кадастровый учет и регистрацию прав на эти участки в Едином государственном реестре недвижимости, заключение контракта с подрядчиками на лесоустроительные работы, принятие выполненных работ по лесоустройству, подготовка технического задания на разработку лесохозяйственного регламента, направление конкурсной документации для размещения на электронную площадку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение муниципального контракта с подрядчиком на разработку лесохозяйственного регламента, принятие выполненных работ по лесохозяйственному регламенту, утверждение лесохозяйственного регламента постановлением Окружной администрации г. Якутска.

В соответствии ч. 1 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Лесничества создаются на землях: лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 111, ч. 1 ст. 116 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) к защитным лесам, в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, отнесены городские леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В соответствии с ч. 4 ст. 12, п.5 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ, на территории городских лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

3.1) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;

6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;

8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами честного самоуправления.

Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 9, 10, 11).

Кроме того, ст. 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

Пунктами 3, 10, 11, 25, 38 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля, также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Кассационным определением Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2022 № 74-КАД22-2К9 признано не действующим постановление Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года № 242п «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия)» с момента вступления решения в законную силу (вступило в законную силу с 27.06.2022).

Окружной администрацией г. Якутска в нарушение вышеуказанных положений закона до настоящего времени не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент городского лесничества, что подтверждается информацией от Окружной администрации г. Якутска от 24.04.2023.

Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 61 Лесного кодекса РФ и определен «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 122, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. п. 25, 40 ч. 1 ст. 9 Устава городского округа «город Якутск», утвержденным решением Окружного совета г. Якутск от 25.06.2007 № POC-51-1, к вопросам местного значения относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля.

Вместе с тем, Окружной администрацией г.Якутска нарушаются требования лесного законодательства, установленные в ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, на устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, использование лесов по целевому назначению.

Вышеуказанные нарушения законодательства органами местного самоуправления создают предпосылки для потери леса как места отдыха граждан, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что не обеспечивает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, нарушаются требования лесного законодательства.

Таким образом, Окружной администрацией г. Якутска допущены факты ненадлежащей реализации полномочий в лесной сфере, выразившиеся в не проведении мероприятий по лесоустройству; в непринятии мер по разработке, утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов.

В силу требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В нарушении указанных правовых норм на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств выполнения требований закона по утверждению лесохозяйственного регламента, а также принятию решении о создании лесничества. При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

С учетом фактических обстоятельств дела, приведенных норм прав, а также представленных ответчиком документов, суд приходит к выводу о возложении на Окружную администрацию г. Якутска обязанности в срок до 01.04.2024 принять меры по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов, принять решение о создании лесничества.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о принятии мер по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов и принятии решения о создании лесничества - удовлетворить.

Обязать Окружную администрацию города Якутска в срок до 01.04.2024 принять меры по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов, принять решение о создании лесничества.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме.

Судья                                         Л.А. Ефимова

2-5614/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Якутский природоохранный прокурор
Ответчики
ОА г. Якутска
Другие
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ефимова Любовь Алексеевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее