№ 2-681/2024
10RS0013-01-2024-000727-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2024 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре О.С.Беркутовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СНТ "Земляцкое" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Костенюку Владимиру Сергеевичу об оспаривании решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
СНТ "Земляцкое" (далее также по тексту истец) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту - Министерство) и Костенюку Владимиру Сергеевичу (ответчик).
Исковое заявление мотивировано тем, что СНТ "Земляцкое" создано 04.08.2023 в соответствии с Федеральным законом №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее — Закон №217-ФЗ). 25.10.2023 СНТ "Земляцкое" обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в Нововилговском сельском поселении Прионежского района, в кадастровом квартале ... в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, площадью 57 467 кв.м. без проведения торгов на основании пп.11 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Министерство письмом от 06.03.2024 отказало истцу. В отказе было указано на совпадение местоположения земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек. Данные действия Министерства истец считает недобросовестными, совершенными с противоправной целью злоупотребления правом, совершенными в нарушение закона. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным распоряжение Министерства от 28.02.2024 №1400 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка»; признать незаконным решение Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, изложенное в письме от 06.03.2024 №5719/12.4-21; обязать Министерство в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление СНТ "Земляцкое" от 25.10.2023, и, при отсутствии иных оснований для отказа, принять по нему решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением суда от 05.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нововилговского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца Томилов В.И., действующий на основании доверенности, поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Нововилговского сельского поселения в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены судом о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав участника судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» на Министерство возложены функции по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов и на торгах.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2).
Министерство, установив совпадение испрашиваемого истцом участка с участком в отношении которого ранее принято решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории отказало истцу в удовлетворении заявления об утверждении схемы. Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории ответчиком не было указано.
Судом установлено следующее.
25.10.2023 СНТ "Земляцкое" обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного в Нововилговском сельском поселении Прионежского района в кадастровом квартале ... в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, площадью 57 467 кв.м. без проведения торгов на основании пп.11 п.2 ст. 39.10 ЗК РФ. Участок испрошен для ведения садоводства (код 13.2).
Письмом от 06.03.2024 № 5719/12.4-21 Министерство отказало истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В отказе было указано на совпадение местоположения земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек.
Оспаривая указанное решение, истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом также установлено, что распоряжением Министерства от 28.02.2024 №1400-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 77 571 кв.м., местоположение: .... Вид разрешенного использования — запас, категория земель — земли запаса. Предварительно согласовано предоставление Костенюку В.С. в аренду указанного земельного участка для целей сенокошения.
Постановлением старшего уполномоченного по особо важным делам отдела № УЭБиПК МВД по РК от хх.хх.хх г. в возбуждении уголовного дела по обращению председателя СНТ «Земляцкое» Киркиной О.Б. в связи с отказом в предоставлении земельного участка отказано за отсутствием в действиях Костенюка В.С. состава преступления.
Как следует из постановления старшего уполномоченного по особо важным делам отдела № УЭБиПК МВД по РК от хх.хх.хх г., заявление Костенюка В.С. было зарегистрировано в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» (Управление) 11.01.2023, схема, приложенная к заявлению выполнена в электронной форме 19.05.2023, т. е. спустя 4 месяца после подачи и регистрации заявления Костенюка В.С.; испрашиваемый участок расположен в болотистой местности, не пригодной для сенокошения; Костенюк В.С. 36 раз обращался в Управление с заявлениями о предоставлении земельных участков с различными целями использования.
В соответствии с положениями п.3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.2 указанной статьи.
Из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ следует, что к заявлению заинтересованного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна прилагаться схема расположения земельного участка.
Таким образом, в отсутствии на дату подачи заявления Костенюка В.С. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, его заявление подлежало возврату. Сведений о повторном обращении Костенюка В.С. в Министерство с целью предварительного согласования предоставления спорного земельного участка в материалы дела не представлено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает, в том числе решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно пункту 2 статьи 39.16 данного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
В подпункте 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Законом Республики Карелия от 23 сентября 2022 года N 2742-ЗРК "О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Карелия "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, уменьшен с 01 января 2023 года с площади 2,5 га до 1 гектара.
Конституционный суд РФ в определении от 28.01.2021 № 124-О высказался о том, что подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6одпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. В свою очередь законодатель субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Согласно сложившейся правоприменительной практике, истребование земельных участков в порядке пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, площадью более 1 га., для сенокошения без проведения торгов невозможно, поскольку указанная деятельность может осуществляться гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, только в форме личного подсобного хозяйства.
В материалы дела представлено несколько договоров аренды земельных участков, заключенных между Министерством и Костенюком В.С., а также распоряжений об утверждении схем расположения земельных участков по заявлениям Костенюка В.С. Так, в частности, в материалы дела представлены распоряжения Министерства, вынесенные на основании заявлений Костенюка В.С.: распоряжение №5885-м/20р от 15.08.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 19 689 кв.м., для сенокошения; р аспоряжение №7039-м/20р от 13.10.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 22 367 кв.м., для сельскохозяйственного производства.
Поскольку по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ Костенюк ВС. вправе претендовать на предоставление в аренду без торгов земельных участков в Республике Карелия, общей площадью не более 1 га. (с 01.01.2023), он не является лицом, которое в соответствии с приведенными положениями закона имеет право на предоставление без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает 1 га.
Таким образом, установив, что ответчик Костенюк В.С. испрашивает земельный участок, площадью 77 571 кв.м., у Министерства отсутствовали основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Костенюка В.С., т. к. участок мог быть предоставлен только на торгах.
Следовательно, требования истца о признании недействительным распоряжения Министерства №1400-м/20р от 28.02.2024 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», решения Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, изложенного в письме от 06.03.2024 №5719/12.4-21 и возложении на Министерство обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление СНТ "Земляцкое" от 25.10.2023, и, при отсутствии иных оснований для отказа, принять по нему решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являются законными и обоснованными.
Ответчик, несмотря на надлежащее извещение о рассмотрении дела, представителя в суд не направил, возражений на иск в суд не представил.
Меры предварительной защиты, принятые определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 05.06.2024, в виде запрета Управлению Росреестра по Республике Карелия постановку на кадастровый учет земельного участка на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 28.02.2024 №1400-м/20р; постановку на кадастровый учет земельных участков и регистрацию прав на земельные участки, имеющие полное или частичное совпадение местоположения с земельным участком, расположенным по адресу: ..., в границах участка, испрошенного истцом, а также запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия любым способом распоряжаться земельными участками, имеющими полное или частичное совпадение их местоположения с земельным участком расположенным в кадастровом квартале №, в границах участка, испрошенного истцом, в том числе запрета предварительно согласовывать предоставление указанных земельных участков, запрета заключать договор аренды земельного участка, сформированного на основании Распоряжения Министерства от 28.02.2024 №1400-м/20р, сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-197 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования СНТ "Земляцкое" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Костенюку Владимиру Сергеевичу удовлетворить.
Признать распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №1400-м/20р от 28.02.2024 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» незаконными.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, изложенное в письме от 06.03.2024 №5719/12.4-21, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление СНТ "Земляцкое" от 25.10.2023, и, при отсутствии иных оснований для отказа, принять по нему решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд об исполнении настоящего решения.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ИНН 1001040110), Костенюка Владимира Сергеевича (паспорт ...) в пользу СНТ «Земляцкое» (ОГРН 1231000004366) госпошлину в размере 3000 руб. с каждого.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.06.2024 в виде запрета Управлению Росреестра по Республике Карелия постановку на кадастровый учет земельного участка на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 28.02.2024 №1400-м/20р; постановку на кадастровый учет земельных участков и регистрацию прав на земельные участки, имеющие полное или частичное совпадение местоположения с земельным участком, расположенным по адресу: ..., в границах участка, испрошенного истцом, а также запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия любым способом распоряжаться земельными участками, имеющими полное или частичное совпадение их местоположения с земельным участком расположенным в кадастровом квартале №, в границах участка, испрошенного истцом, в том числе запрета предварительно согласовывать предоставление указанных земельных участков, запрета заключать договор аренды земельного участка, сформированного на основании Распоряжения Министерства от 28.02.2024 №1400-м/20р, сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2024