Дело №2-120/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2017 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Семенухи Т.Б.,
при секретаре – Артюх Ю.В.,
с участием истца Платонова Р.А.
представителя Департамента капитального строительства Цымбалюк А.А.
представителя Департамента образования Бригинец Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Платонова ... к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, третье лицо Правительство города Севастополя о предоставлении жилья вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Платонов ... обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, просит предоставить ему жилое помещение вне очереди. Требования мотивированы тем, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список лиц, имеющих право внеочередного получения жилой площади по категории «дети-сироты» с 15.12.2011г. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента образования города Севастополя в судебном заседании оставила разрешение дела на усмотрение суда, поскольку к их полномочиям не относятся вопросы о распределении жилья.
Представитель ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в связи с необоснованностью требований.
Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ ( ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
В силу ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15 от 29.02.2012 г. действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г. и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, законодательством четко определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом, ни вышеуказанными нормами, ни иными законами установление очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не предусмотрено.
Содержащаяся в п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона оговорка о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление им жилых помещений должно осуществляться именно в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем лиц указанной категории.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона города Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» № 112-ЗС от 09.02.2015 г.
Как установлено судом, Платонов Р.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты от 11.09.2015 г. № 111 Платонов Р.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениям Федерального закона № 159 от 21.12.1996 г. с датой включения в список 15.12.2011 г.
Согласно ответа Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 08.02.2016 г. по состоянию на 01.01.2016г. очередность в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Платонова Р.А. под № .... Предоставление жилых помещений осуществляется лицам в порядке очередности.
Представитель Департамент капитального строительства города Севастополя в судебном заседании пояснила, что предоставление жилого помещения истцу возможно только в порядке очередности.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что истцом предоставлены доказательства обстоятельств, служащих основанием для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилья.
Поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот возложена на Департамент капитального строительства города Севастополя, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган.
Вместе с тем, суд не видит правовых оснований для предоставления истцу специализированного жилого помещения вне очереди, поскольку, в связи с изменением в законодательстве внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с 1 января 2013 года не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Платонову ... благоустроенное применительно к условиям города Севастополя жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 марта 2017г.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя Т.Б. Семенуха