Дело № 2-196/2020
62 RS0017-01-2020-000272-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Новомичуринск
Рязанской области
Пронский районный суд Рязанской области в составе
председательствующего судьи Чепелевой О.М.,
с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Чудакова Ф.В.,
представителя ответчика ГБУ РО «Новомичуринская межрайонная больница» Мироновой Л.И., предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Карташовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пронского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Пронского района совместно со специалистами Пронского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Кисьвянском фельдшерско-акушерском пункте ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Частью 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ (в редакции от 29.07.2017г) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В соответствии с п.4 норм пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в нарушение требований вышеназванного законодательства, здание Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта ГБУ Рязанской области «Новомичуринская МРБ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации. Указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности могут повлечь необратимые последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате пожара.
Прокурор просит суд обязать государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, а именно оборудовать здание Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта автоматической пожарной сигнализацией. Установить ответчику срок для совершения указанных действий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Пронского района Рязанской области Чудаков Ф.В. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - ГБУ Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» Миронова Л.И. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оборудовании автоматическими установками пожарной сигнализации Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта являются обоснованными, при этом просила установить срок для совершения указанных действий 2 года 6 месяцев, поскольку в соответствии с Федеральной программой и на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения РФ» и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения..» запланировано новое строительство здания Кисьвянского ФАП на 2023 год.
Соответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в судебное заседание не направило своего представителя, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В отзыве на исковое заявление представитель соответчика указывает на то, что учредителем и собственником имущества учреждения является Рязанская область. Функции и полномочия учредителя ГБУ Рязанской области «Новомичуринская межрайонная больница» распределены между министерством здравоохранения Рязанской области и министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области. Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении ГБУ Рязанской области «Новомичуринская МРБ». В случае отсутствия в распоряжении ГБУ РО «»Новомичуринская МРБ» денежных средств, решение вопроса об определении источника расходов учреждения на обеспечение пожарной безопасности в помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании учреждения, относится к компетенции министерства здравоохранения Рязанской области. Обязанность по оснащению здания автоматическими установками пожарной сигнализации лежит на лице, в чьем пользовании находится объект недвижимости.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - Министерство здравоохранения Рязанской области в судебное заседание не направило своего представителя, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства. В отзыве на исковое заявление указано на то, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» а также Правилами пожарной безопасности для учреждений здравоохранения. ППБО 07-91, утвержденными Минздравом СССР 30.08.1991 года, МВД СССР 30.06.1991 г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты и осуществлять иные обязанности. ГБУ РО « Новомичуринская МРБ» является медицинской организацией и согласно Федеральному закону от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами. Структура тарифа в соответствии со ст.35 ФЗ № 326-ФЗ включает в себя также расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества, прочие расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Содержание имущества подведомственных объектов, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, осуществляется ГБУ РО «Новомичуринская ЦРБ».
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 29.07.2017г.) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ (в редакции от 29.07.2017г) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 норм пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Пронского района совместно со специалистами Пронского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Кисьвянском фельдшерско-акушерском пункте ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в нарушение требований вышеназванного законодательства, здание Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта ГБУ Рязанской области «Новомичуринская МРБ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации, что подтверждается информацией Пронского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности могут повлечь необратимые последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате пожара.
Бездействие ответчика - ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», выразившееся в необорудовании автоматическими установками пожарной сигнализации помещения Кисьвянского фельдшерско-акушерского пункта, не соответствуют положениям п.4 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, согласно которому в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади».
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, здание ФАП, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ГБУ Рязанской области «Новомичуринская МРБ».
В соответствии с п.1.4 Устава ГБУ РО «Новомичуринская МРБ», учредителем и собственником имущества учреждения является Рязанская область. От имени Рязанской области функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерство здравоохранения Рязанской области.
На основании п.1.6 Устава ГБУ РО « Новомичуринская МРБ», учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.2 Положения о Кисьвянском ФАПе, утвержденного главным врачом ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» ДД.ММ.ГГГГ, фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением ГБУ РО «Новомичуринская МРБ».
Согласно п.5.1 Устава ГБУ РО «Новомичуриснкая МРБ», учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании представитель ответчика Миронова Л.И. пояснила, что Кисьвянский ФАП является обособленным подразделением ГБУ РО «Новомичуринская МРБ». Здание ФАПа было построено в 1970 году, то есть до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Требования к установке автоматичсеской пожарной сигнализации (АПС) должны быть прописаны в проектной документации. Ранее это требование не было обязательным.
Вместе с тем, в силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона № 69-ФЗ).
Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Закона № 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением "А", стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказ, утвердивший данные нормы правил безопасности, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационным номером 4836. До настоящего момента нормы и требования НПБ 110-03 являются действующими.
Таким образом, период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает ГБУ РО «Новомичуринская МРБ» от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах иск прокурора Пронского района в защиту прав неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - 1 (░░░░) ░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: