Дело № 3а-152/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 29 ноября 2017 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мылаша Сергея Степановича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Мылаш С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 5 263 кв.метра, с кадастровым номером № категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 857 839 рублей;
- земельного участка площадью 3 414 кв.метров, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 326 927 рублей.
Административное исковое заявление обоснованно следующим: Мылашу С.С. на праве собственности принадлежат данные земельные участки. На основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года №704-п, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 5 836 298, 59 рубля, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № – в размере 3 999 466, 86 рубля.
Мылашем С.С. произведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года. В отчете ООО «Независимая оценка» № 2266/2017 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 1 857 839 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 326 927 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 ЗК РФ и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Мылаш С.С. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Смирнова И.О. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области представило суду отзыв на административный иск Мылаша С.С., в котором просило разрешить административное дело в отсутствие своего представителя, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 5 836 298, 59 рубля, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № – в размере 3 999 466, 86 рубля на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года №704-п.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представило суду отзыв на административный иск Мылаша С.С., в котором оставило разрешение административного дела на усмотрение суда.
Заинтересованные лица мэрия г. Ярославля и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представили суду отзыв на административный иск Мылаша С.С., в которых просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Просили отказать в удовлетворении административного иска, поскольку отчет оценки рыночной стоимости земельных участков является недостоверным доказательством, не соответствует Федеральному закону № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по административному исковому заявлению Мылаша С.С. не представило.
В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО - директор ООО «Независимая оценка», которая отчет оценки рыночной стоимости земельного участка поддержала.
Заслушав представителя Мылаша С.С. по доверенности Смирнову И.О., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Мылаша С.С. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что Мылашу С.С. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок площадью 5 263 кв.метра, с кадастровым номером № категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок площадью 3 414 кв.метров, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенный по адресу: <адрес>
Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 апреля 2012 года, свидетельством о государственной регистрации права от 21 апреля 2012 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 октября 2017 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 октября 2017 года.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 N 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог. Налоговые ставки земельного налога определяются в процентном отношении к кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Мылаш С.А. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено следующее:
- земельный участок с кадастровым номером № учтен в государственном кадастре недвижимости 2 февраля 2010 года;
- земельный участок с кадастровым номером № учтен в государственном кадастре недвижимости 3 февраля 2010 года.
Земельные участки вошли в перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года №704-п.
Согласно пунктам 41739, 41740 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 5 836 298, 59 рубля, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № – в размере 3 999 466, 86 рубля.
Мылашом С.С. представлен отчет ООО «Независимая оценка» № 2266/2017 оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года, в котором определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 857 839 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 326 927 рублей.
В обоснование своей позиции Мылаш С.С. представил экспертное заключение №1294/2017 года в отношении отчета ООО «Независимая оценка» № 2266/2017 оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года. Согласно заключению Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается настоящей экспертизой отчета об оценке.
Доводы заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, мэрии г. Ярославля о том, что отчет ООО «Независимая оценка» № 2266/2017 оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составлен с нарушением требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299, пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611, статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обоснованно опровергнуты директором ООО «Независимая оценка» ФИО, допрошенной в судебном заседании 29 ноября 2017 года.
Основания сомневаться в обоснованности представленного административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка отсутствуют. В подтверждение своих возражений, а также в доказательство иного размера рыночной стоимости земельного участка административного истца Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, мэрией г. Ярославля доказательств не представлено.
С учетом отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Мылаша С.С. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения физического лица с заявлением в суд, то есть – 27 октября 2017 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Мылаша Сергея Степановича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 263 кв.метра, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 857 839 (один миллион восемьсот пятьдесят семь тысяч восемьсот тридцать девять) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 857 839 (один миллион восемьсот пятьдесят семь тысяч восемьсот тридцать девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 414 кв.метров, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи-стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки вместимостью до 500 и более машино-мест, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 326 927 (один миллион триста двадцать шесть тысяч девятьсот двадцать семь) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 857 839 (один миллион восемьсот пятьдесят семь тысяч восемьсот тридцать девять) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости –27 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение изготовлено в окончательной форме 04.12.2017 года