Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2021 года пос. Волово
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Кожуховой Л.А.,
при секретаре Соколовой М.Ю.,
с участием
представителя истца помощника прокурора Воловского района Тульской области Прохоровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Богородицкого районного суда Тульской области гражданское дело № по иску прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Турдейское Воловского района о возложении обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Турдейское Воловского района о возложении обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, в обоснование требований указав, что проверкой, проведённой прокуратурой Воловского района Тульской области, было установлено, что орган местного самоуправления – администрация муниципального образования Турдейское Воловского района не исполняет возложенные на неё законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог местного значения, что, в свою очередь, негативно сказывается на финансировании мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения. В нарушение требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на автодороге, расположенной по адресу: <адрес>, имеются повреждения проезжей части дорожного полотна в виде выбоин и проломов: напротив обелиска – размером 50х50 см, напротив дома № – размером 40х50 см, что создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц, участвующих в дорожном движении, которые гарантированы государством и обеспечиваются путём выполнения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями ст. ст. 3, 13 17, 18 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прокурор просил суд: обязать администрацию муниципального образования Турдейское Воловского района в срок до 1.09.2021 года устранить дефекты дорожного покрытия на автодороге, расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель истца помощник прокурора Воловского района Тульской области Прохорова Е.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации МО Турдейское Воловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в деле имеется ходатайство главы указанной администрации Хренова Е.В. с просьбой рассмотреть дела в отсутствие представителя администрации, иск признаёт в полном объёме, нарушения будут устранены в ближайшее время.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Турдейское Воловского района о возложении обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании решения собрания представителей 6-го созыва муниципального образования Воловский район № от 18.12.2020 года муниципальным образованием Воловский район муниципальному образованию Турдейское Воловского района переданы к исполнению часть полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Воловский район, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дородной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования Турдейское Воловского района к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из акта обследования от 26.03.2020 года, проведенного заместителем главы администрации МО Турдейское Воловского района Дульневой В.А. и помощником прокурора Воловского района Тульской области Прохоровой Е.Г., следует, что на автодороге, расположенной по адресу: <адрес>, имеются повреждения проезжей части дорожного полотна в виде выбоин и проломов: напротив обелиска – размером 50х50 см, напротив дома № – размером 40х50 см.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В статьях 17, 18 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог регламентированы ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу данной нормы закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пункт 6 ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в ч. 1 ст. 12 указанного выше нормативно-правового акта: ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных органов либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 года № 1245-ст, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пункт 5.2.4 данного ГОСТа предусматривает, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В судебном заседании установлено, что администрацией МО Турдейское Воловского района нарушаются требования законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, требования законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, орган местного самоуправления не исполняет возложенные на него законом обязанности по содержанию муниципальных дорог, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Таким образом, приведенные доказательства дают суду основание полагать, что заявленные прокурором Воловского района Тульской области требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Турдейское Воловского района о возложении обязанности привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Турдейское Воловского района в срок до 1.09.2021 года устранить дефекты дорожного покрытия на автодороге, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2021 года.