Дело №12/-186/2020
Р Е Ш Е Н И Е
20 ноября 2020 года г.Ярославль
Судья Заволжского районного суда г.Ярославля Воронова А.Н., при секретаре Одинцовой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> З. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением руководителя управления Роспотребнадзора по <адрес> З. директор ПБО «Макдональдс» ООО Макдональдс ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 руб.
Установлено, что, являясь директором ПБО «Макдональдс» ООО «Макдональдс» по адресу: <адрес>, ФИО1 допустила нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил: ст.ст.8, 11, п.2 ст.24, п.1 ст.29, п.1 ст.35, п.3 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии со СП ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика вирусного гепатита А» ст.1, п.1 ст.9, п.п. 1,2 ст.10, п.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней»; Приказа Минздрава России №-н от ДД.ММ.ГГГГ-14 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; СП 2.3.61079-01 «Организация общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»; п.п. 18.1, 18.8 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных заразных болезней, п.5.1.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила». В ходе проверки установлено, что у сотрудников ООО «Макдональдс» ФИО28, ФИО4, ФИО5, ФИО30, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО34, ФИО12, ФИО13, ФИО1, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 отсутствуют сведения о вакцинации от вирусного гепатита В; у сотрудников ООО «Макдональдс» ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО24, ФИО12, ФИО14, ФИО25, ФИО20, ФИО21, ФИО23 отсутствуют сведения о вакцинации против кори; у сотрудников ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО5, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО34, ФИО12, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО1, ФИО14, ФИО15, ФИО40, ФИО41, ФИО16, ФИО17, ФИО42, ФИО18, ФИО19, ФИО43, ФИО44, ФИО20, ФИО21, ФИО23 отсутствуют сведения о вакцинации против дифтерии; не полностью представлена информации о вакцинации сотрудников ООО «Макдональдс» ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО20, ФИО21, ФИО23, отсутствуют сведения о вакцинации сотрудника ООО «Макдональдс» ФИО45
Оспаривая законность и обоснованность указанного постановления, директор ООО «Макдональдс» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку на работодателя законом не возложена обязанность осуществлять контроль за иммунизацией работников, сотруднику предоставлено законом право самостоятельно делать прививку или отказаться от нее, также должностной инструкцией директора ПБО «Макдональдс» не предусмотрена обязанность осуществлять контроль за иммунизацией. Указывает, что утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825 перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, не распространяется на деятельность по оказанию услуг общественного питания.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по ЯО указала, что работодатель обязан соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выслушав ФИО1, представителя Управления Роспотребнадзора по ЯО, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу п.3 ст.30.7 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельства, предусмотренных ст.ст.2.9. 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.
Административная ответственность по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
ФИО1 вменено нарушение требований ст.ст.8, 11, п.2 ст.24, п.1 ст.29, п.1 ст.35, п.3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А» ст.1, п.1 ст.9, п.п. 1,2 ст.10, п.2 ст.17 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней»; СП 2.3.61079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов; п.п. 18.1, 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных заразных болезней, п.5.1.6 СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила».
Статья 8 Федерального закона №52-ФЗ регламентируют права граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия и непосредственно каких-либо обязанностей на юридические лица, осуществляющие деятельность в области общественного питания не возлагают.
Согласно ст. 11 ФЗ N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с п.2 ст.24 ФЗ №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с п.1 ст.29 ФЗ N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ст.35 ФЗ N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно п.3 ст.39 ФЗ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с положениями СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А», ст.1, п.1 ст.9, п.п. 1, 2 ст.10, п.2 ст.17 ФЗ от 17.09.1998 №157-ФЗ, Приказа Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п. 18.1, 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.5.1.6 СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила», нарушение которых вменено Песковой Н.А. не содержат каких-либо требований к работодателю по обеспечению прохождения работниками иммунизации и вакцинации.
Поскольку деятельность по оказанию услуг общественного питания не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825, положения п.2 ст.5 ФЗ от 19.09.1998 №157-ФЗ, которые возлагают на работодателя обязанность по осуществлению контроля за вакцинацией работников, осуществляющих деятельность, включенную в Перечень, обязанности по обеспечению контроля за вакцинацией сотрудников у директора ООО «Макдональдс» Песковой Н.А. не имелось.
Также суд соглашается с доводами Песковой Н.А. о том, что в оспариваемом постановлении административным органом не установлено наличие вины в совершении административного правонарушения, так как в постановлении не указаны сведения о нарушении Песковой Н.А. положений должностной инструкции, которыми на нее возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие правовых оснований возложения на Пескову Н.А. обязанности по обеспечению контроля за вакцинацией и иммунизацией сотрудников, суд считает, что постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Звягина А.М. от 25.08.2020 в отношении Песковой Н.А. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, ст.30.7 КоАП Ф, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области З. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток с момента вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.Н.Воронова