УИД 11RS0010-01-2021-002245-11
2а-1125/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Осташовой К.Н., при секретаре судебного заседания Есеве К.Е.,
с участием помощника прокурора Мусинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с административным иском о признании информации о реализации дипломов о среднем образовании, средне специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании без прохождения обучения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: .../, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и запретить распространение данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании Мусинская Н.В., действующая по поручению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Коми в судебное заседание не явился, направил в суд письменные пояснения, в которых требования, изложенные в заявлении прокурора, поддержал, просил рассмотреть дело без участия Управления.
С учетом мнения представителя административного истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом (ч. 1 ст. 34).
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В силу ст. 2 названного Федерального закона информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара во исполнение требований п. 8 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора во исполнение законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».
Проверка и поиск интернет-страниц осуществлялись прокуратурой с использованием программы-браузера «Opera» путем введения в адресной строке адреса поисковой системы «Яндекс», далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц по ключевым словам набрано их следующее сочетание: «купить диплом», в результате выявлена интернет-страница с адресом в сети «Интернет»: ....
Согласно выписке из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страница .../ по указанному электронному адресу в Едином реестре не значится.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». На основании части 2 названной нормы в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в Единый реестр указанных сведений (ч. 5 ст. 15.1).
Судом установлено, что прокурором Эжвинского района г.Сыктывкара в ходе мониторинга сети Интернет выявлена интернет-страница сайта .../, на которой размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности дистанционного незаконного приобретения дипломов о среднем образовании, средне специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании без прохождения обучения.
Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка документов о среднем образовании, средне специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании и их использование. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц, вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к принципам государственной политики в области образования относится, в том числе, признание приоритетности образования и обеспечение права каждого человека на образование.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с данной статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60).
При этом в силу ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации только по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации, а также – необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
За подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, за использование заведомо подложного документа, предусмотрена уголовная ответственность статьей 327 УК РФ.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже паспорта гражданина Российской Федерации с использованием сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа о высшем образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об изготовлении и о продаже документов о среднем образовании, средне специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что свободный доступ к сайту, на котором осуществляется деятельность, связанная с продажей документа об образовании, фактически способствует совершению правонарушений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и его территориальных органов отнесено формирование и ведение указанного выше Единого реестра.
Приказом Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2017, регистрационный № 47207), утверждены Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Поскольку размещенная на спорном сайте информация прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Принимая во внимание, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: .../, доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, размещена информация о возможности приобретения дипломов о высшем образовании, без прохождения обучения с указанием контактной информации для осуществления заказа, то есть информация, которая может способствовать совершению противоправных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность, суд в силу вышеуказанных требований закона находит требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара обоснованными и приходит к выводу, что информация по сетевому адресу: .../, подлежащей включению Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: .../, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и запретить ее распространение на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи.
Настоящее решение является основанием для включения интернет-страницы с адресом: .../, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Н. Осташова
Мотивированное решение составлено 27 октября 2021 года.