Решение по делу № 11-4/2017 (11-108/2016;) от 20.12.2016

Мировой судья Королева Ю.П.                         дело № 11-4,2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2017 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре Цветковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ОАО «ТГК № 2» на решение мирового судьи судебного участка № 10 г. Костромы от 27 сентября 2016 года по делу по иску Тароевой А. С., Виноградовой Е. В. к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о перерасчете платы за коммунальную услугу, аннулировании задолженности и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Тароева А.С. обратилась к мировому судье с иском к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о перерасчете платы за коммунальную услугу, аннулировании задолженности и компенсации морального вреда, указав, что по распоряжению губернатора Костромской области 28 апреля 2016 года в г. Костроме был завершен отопительный сезон. В этот же день отопление в ее доме было отключено, однако ответчик начислил ей сумму за отопление за 29 и 30 апреля 2016 года, а также за май 2016 года. Так как услуга по отоплению в указанный период ей не была предоставлена, она просит признать начисления ОАО «ТГК №2» за отопление незаконными, сделать перерасчет за 29, 30 апреля 2016 года в размере 136, 74 руб. и аннулировать долг в сумме 595, 49 руб., а также взыскать в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб. в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Виноградова Е.В. обратилась к мировому судье с иском ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» с аналогичным иском, в котором с учетом уточнения просит признать начисления ОАО «ТГК №2» за отопление незаконными, сделать перерасчет за 29, 30 апреля 2016 года в размере 176 руб. и аннулировать долг в сумме 766, 49 руб., а также взыскать в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб. в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Определением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы от 20 июля 2016 года данные гражданские дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство.

Решением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы от 27 сентября 2016 года исковые требования Тароевой и Виноградовой к ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» удовлетворены частично. ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» обязана произвести Тароевой А.С. перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» за 29 апреля 2016 г. и 30 апреля 2016 г. в размере 136,74 руб. и аннулировать задолженность Тароевой А.С. по коммунальной услуге «центральное отопление» за май 2016 г. в размере 595,49 руб.. С ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» в пользу Тароевой А.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 700 руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 350 руб., а всего 1 050 руб. ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» обязано произвести Виноградовой Е.В. перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» за 29 апреля 2016 г. и 30 апреля 2016 г. в размере 176 руб. и аннулировать задолженность Виноградовой Е.В. по коммунальной услуге «центральное отопление» за май 2016 г. в размере 766,49 руб., с ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» в пользу Виноградовой Е.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 700 руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 350 руб., а всего 1 050 руб.. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ОАО «ТГК №2» по доверенности Вохмина М.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. Полагает, что начисление платы за коммунальную услугу отопление жителям, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведено в полном соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ. Оплата указанной коммунальной услуги по нормативу потребления, вопреки мнению суда, не может быть поставлена в зависимость от фактической продолжительности отопительного периода. В случае, если в многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, расчет объема потребленной тепловой энергии производится по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Департамента ТЭК и ТП Костромской области от 11 августа 2011 года № 11/158. На территории г. Костромы плата за услугу отопление вносится из расчета деления установленного норматива на 7,3 месяца или 222 дня (расчетный период). Для дома истцов Тароевой А.С. и Виноградовой Е.В., не оборудованного общедомовым прибором учета тепловой энергии, установлено количество тепловой энергии, потребляемой за один расчетный отопительный период, в размере 0,1990 Гкал/кв.м. Фактическая продолжительность отопительного периода (как в большую, так и в меньшую сторону), окончание которого устанавливается органом местного самоуправления ежегодно в зависимости от температуры наружного воздуха, значения не имеет, поскольку оплате подлежит количество тепловой энергии, рассчитанное за отопительный период продолжительностью 7,3 месяца (или 222 дня). ОАО «ТГК №2», применив установленный департаментом норматив отопления, произвело начисления за май 2016 года. По мнению суда, за отопительный период 2015-2016 г.г. истец должен был внести плату лишь до момента фактического окончания отопительного периода. Придя к выводу о неправомерности начисления платы за отопление по окончании отопительного периода, суд не исследовал вопрос о том, какую долю от общего нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, составляет установленный норматив в спорном периоде. Применение норматива для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приводит к неполной оплате общедомового нормативного количества тепловой энергии и нарушению указанного постановления. Толкование норм, данное судом, нарушает баланс экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей, а искусственное снижение стоимости коммунальных услуг при расчетах по нормативам в рассматриваемом случае не стимулирует граждан к установлению приборов учета и повышению энергетической эффективности.

Представитель ответчика ОАО «ТГК № 2» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены по указанному в деле адресу, о причинах уважительности своей неявки не сообщили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Тароева АС. и Виноградова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить судебное решение без изменения, считая его законным и обоснованным, указав, что они не должны платить за услугу, которая в заявленный период им не предоставлялась.

Представитель ООО «Управляющая компания ЖКХ №3», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не прибыл, причины неявки неизвестны.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел жалобу в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Материалами дела подтверждается, что истцы Тароева А.С. и Виноградова Е.В. проживают по адресу: ... соответственно.

Указанный дом обслуживаются управляющей компанией ООО «Управляющая компания ЖКХ №3».

Судом установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: ... оплачивают за коммунальную услугу «центральное отопление» напрямую ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2», минуя счет управляющей организации. До мая 2016 года начисления платы за услугу производилось ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» через организацию, осуществляющую расчетно-кассовое обслуживание – ОАО «ЕТРКЦ», с мая 2016 года начисления производятся непосредственно ресурсоснабжающей организацией. Решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома не принималось.

Таким образом, ОАО «ТГК-2» является ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги отопление, предоставляемой истцам.

dd/mm/yy года между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (агент) и ООО «Управляющая компания №2» (принципал) заключен агентский договор , согласно которому принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство от имени агента и за счет принципала юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную принципалу тепловую энергию юридическим лицам и за оказанные принципалом коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам на объекты, управляемые принципалом и совершать все необходимые действия, связанные с исполнением договора, а принципал обязуется оплачивать агенту агентское вознаграждение. Денежные суммы, полученные от потребителей по настоящему договору агент обязуется зачислять в счет оплаты за тепловую энергию, отпускаемую принципалу для целей оказания коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение. (п. 1.2 договора). Агент обязуется, в том числе, производить начисление и сбор платы за тепловую энергию, коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, оказанные потребителям в соответствии с нормативными правовыми актами, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предъявлять потребителям к оплате квитанции-извещения за тепловую энергию, коммунальные услуги агента, его расчетного счета (п. 2.1 договора).

Общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме отсутствует.

Следовательно, объем потребленной истцами тепловой энергии должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно материалам дела, фактически в жилой дом по адресу: ... подключение отопления произошло 5 октября 2015 года, что сторонами не оспаривалось и подтверждено документально.

Срок окончания отопительного периода на территории города Костромы установлен постановлением главы Администрации города Костромы от 26 апреля 2016 года № 1058 - 29 апреля 2014 года.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что в жилом доме, в котором проживают истцы, отопление было отключено 28 апреля 2016 года, то есть с 29 апреля 2016 года услуга отопления в жилой дом по адресу: ... не предоставлялась.

Следовательно, фактическая продолжительность отопительного периода для жилого дома по адресу: ... составила 207 дней.

По окончании отопительного периода ООО «Управляющая компания ЖКХ №3» направила в адрес ГУ ОАО «ТГК №2» сведения с указанием перечня домов и дат отключения в них отопления, в том числе, о фактическом отключении отопления в жилом ... 28 апреля 2016 года.

ОАО «ТГК №2» плату за отопительный период 2015-2016г.г. по указанному дому начислило, начиная с момента фактической поставки ресурса, то есть с 5 октября 2015 года плюс 222 дня, то есть до 13 мая 2016 года.

Разрешая заявленные требования, мировой судья исходил из того, что при отсутствии приборов учета оплата услуги отопление должна производиться по установленным тарифам с использованием нормативов потребления тепловой энергии только в отопительный период. В связи с тем, что плата за отопление истцам начислялась и после окончания отопительного периода, мировой судья пришел к выводу, что такие начисления являются неправомерными и подлежат перерасчету за период 29, 30 апреля 2016 года и аннулированию за май 2016 года. В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

С учетом этого решение суда проверяется по доводам апелляционной жалобы ОАО «ТГК-2» и возражений относительно жалобы в части признания незаконными действий ОАО «ТГК-2» и возложения на него обязанности проведения перерасчета и аннулирования задолженности.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 названных Правил нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Единицей измерения норматива потребления коммунальной услуги отопление в жилых помещениях является Гкал на 1 кв. метр общей площади (п.п. «е» п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

Определение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению производится по формуле, одним из расчетных показателей в которой является продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов (п. 3 Приложения №1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 11.08.2011 г. N 11/158 утверждены нормативы отопления в многоквартирных и жилых домах на территории городского округа город Кострома Костромской области. Указанные нормативы отопления дифференцированы по этажности здания, году постройки домов, а также периоду внесения платы за отопление (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года).

Для многоквартирного жилого дома, в котором проживают истцы Тароева А.С. и Виноградова Е.В. норматив отопления для расчета платы в течение отопительного периода определен в размере 0,0273 Гкал на 1 кв.м. в месяц.

В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 2 Приложения №2 к указанным Правилам при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отвергая довод ОАО «ТГК-2» о необходимости оплаты за услугу отопление не за фактический отопительный период, а за расчетный период 222 дня, мировой судья правильно указал, что действующее законодательство не предусматривает внесение платы за услугу отопление за расчетный, а не фактический отопительный период.

Жилищным законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг, предусмотрено начисление платы за отопление исходя из норматива потребления в течение продолжительности отопительного периода.

Нормативными правовыми актами регламентирован порядок определения фактической продолжительности отопительного сезона, который зависит от погодных условий. Так, пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Таким образом, законодательство предусматривает ежегодное изменение продолжительности отопительного периода, следовательно, и срока оказания услуги отопления при относительной стабильности норматива потребления.

Продолжительность отопительного периода, равная 7,3 месяцам (222 дням) является расчетным показателем, используемым для расчета норматива потребления ввиду отсутствия у органа регулирования точных данных относительно фактического периода отопительного сезона в каждом конкретном году.

Продолжительность отопительного периода, равная 222 дням, влияет только на определение норматива потребления и не свидетельствует о необходимости производить оплату без учета фактической поставки тепла.

Часть 1 статьи 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг.

Из совокупного толкования статьи 544 ГК РФ и части 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что целью установления норматива потребления является обеспечение возможности расчетным путем определить объем потребленной коммунальной услуги при отсутствии прибора учета. Эта цель не может быть достигнута при применении норматива потребления и расчете платы за коммунальную услугу в периоды, когда услуга не оказывалась и не потреблялась.

Потребление тепловой энергии начинается с момента фактического пуска тепла в конкретном доме и заканчивается в момент фактического отключения отопления в этом доме. В периоды, когда отопление жилого дома не осуществляется, коммунальная услуга по отоплению не потребляется, следовательно, плата за нее начисляться не должна.

Этот вывод согласуется с требованиями пунктов 98-100 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих изменение размера платы за коммунальную услугу при перерывах в ее предоставлении в течение расчетного периода путем исключения из оплаты периодов, когда услуга не предоставлялась.

В частности, пунктом 100 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.

Таким образом, в периоды непредоставления коммунальной услуги по отоплению плата за нее не взимается. Следовательно, она не должна взиматься при непредоставлении услуги в связи с более поздним началом или ранним окончанием фактической продолжительности отопительного периода.

Довод жалобы о том, что кроме норматива отопления в месяц постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области №11/158 от 11 августа 2011 года утверждено количество тепловой энергии, потребляемой в целом за отопительный период, в размере 0,1990 Гкал на 1 кв.м., оплата которого должна быть гарантирована ресурсоснабжающей организации для обеспечения бесперебойной поставки коммунальных услуг, несостоятелен.

Величина количества тепловой энергии, потребленной за один отопительный период, 0,1990 Гкал на 1 кв.м. является величиной оптимального для ресурсоснабжающей организации объема поставки тепловой энергии, учитывающая затраты на поставку тепловой энергии в течение средней продолжительности отопительного периода 7,3 месяцев (222 дней). Уменьшение фактического периода оказания услуги уменьшает количество потребленной тепловой энергии и затраты на ее оказание.

Вопреки доводам жалобы вопрос о том, какую долю величина норматива отопления составляет от количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период, не требует дополнительного судебного исследования, поскольку простые арифметические действия показывают, что при установлении нормативов Департаментом топливо-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области величина количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период (0,1990), разделена на 12 месяцев и 7,3 месяцев (для определения двух нормативов в зависимости от порядка оплаты).

Из этого, однако, не следует, что норматив, определенный для расчета платы в месяц в течение отопительного периода, должен применяться независимо от фактической продолжительности отопительного периода (периода пользования потребителем услугой отопления).

Довод жалобы о возможных экономических потерях при оплате за отопление в течение фактического отопительного периода, если он окажется менее расчетного, не могут быть приняты во внимание, поскольку возмещение экономических потерь ресурсоснабжающей организации должно производиться законным способом.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. №1075, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе, вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены.

Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации должна производиться не за счет потребителей коммунальной услуги, а посредством регулирования тарифа в рамках соответствующих правоотношений.

Довод ответчика о том, что порядок оплаты отопления с учетом фактической продолжительности отопительного сезона ущемляет права лиц, избравших порядок оплаты услуги отопления в течение календарного года, неубедителен. Оплата равными долями в течение календарного года не исключает проведения корректировки размера платы за отопление с учетом продолжительности ее фактического предоставления.

Также нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что решение суда не стимулирует граждан к установлению приборов учета и повышению энергоэффективности, поскольку стимулирование установки приборов учета осуществляется иными способами, а не взиманием оплаты за услугу, которая фактически не оказывалась.

Ссылка в жалобе на другие судебные постановления не может быть принята во внимание, поскольку эти судебные постановления приняты по делам, в которых стороны по настоящему делу не участвовали.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 ноября 2015 г. №38988-ОТ/04, на которое ответчик ссылается в своей жалобе, не является нормативным правовым актом и не носит общеобязательного характера. Письмо не является доказательством по делу, так как не относится ни к одному из видов доказательств, предусмотренных ст. 55 ГПК РФ.

Таким образом, мировым судьей правильно применены и истолкованы нормы материального права, оценены все доводы лиц, участвующих в деле, исследованы представленные доказательства и постановлено законное и обоснованное решение, не опровергнутое доводами апелляционной жалобы ответчика.

На основании изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    Решение мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы от 27.09.2016г. по делу по иску Тароевой А. С., Виноградовой Е. В. к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о перерасчете платы за коммунальную услугу, аннулировании задолженности и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «ТГК № 2» - без удовлетворения.

    

Судья:                                Семенова Т.В.

11-4/2017 (11-108/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Виноградова Е.В.
Тароева А.С.
Ответчики
ОАО "ТГК №2"
Другие
ООО "УК ЖКХ №3"
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
20.12.2016Регистрация поступившей жалобы (представления)
20.12.2016Передача материалов дела судье
21.12.2016Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.01.2017Судебное заседание
17.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017Дело оформлено
17.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее