УИД 11RS0001-01-2021-021338-51 Дело № 2а-1756/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Вешняковой Н.А.,
с участием представителя административного истца Липиной С.М., административного ответчика Боровлёва Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании в срок до 01.10.2022 обустроить контейнерную площадку, расположенную по адресу: г.Сыктывкар, пересечение улиц Пионерская - Северная, в соответствии с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ
И.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» с учетом уточнений об обязании в срок до 01.10.2022 обустроить контейнерную площадку, расположенную по адресу: г.Сыктывкар, пересечение улиц Пионерская - Северная, в соответствии с требованиями пункта 3 Санитарных правил и норм СаПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно, обустроить подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой по обращению проведена проверка по факту образования на углу улицы Северной, напротив АЗС, расположенной по адресу: г.Сыктывкар, ул.Северная, д.2, несанкционированной свалки отходов, в ходе которой установлено, что контейнерная площадка, собственником которой является администрация МО ГО «Сыктывкар», надлежащим образом не оборудована. Поскольку непринятие мер по оборудованию контейнерной площадки, нарушает требования Законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика не возражал против удовлетворения требований, заявив об установлении срока оборудования площадки на 2023 год.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается производить сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании ч.4 ст.8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 11 и п. 24 ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006, к ведению городского округа относятся вопросы местного значения, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Согласно п.1 и п.п.13,23 п.6 ст.44 Устава Администрация МО ГО «Сыктывкар» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрация организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования; принимает участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в порядке, утвержденном решением Совета городского округа.
Согласно п.5.8.5 Правил благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утверждённых Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 № 24/2017-330, устройство, содержание контейнерных площадок и площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства Российской Федерации. Осуществление сбора ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 названных Правил закреплено, что контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки по обращению по факту образования на углу улицы Северной, напротив АЗС, расположенной по адресу: г.Сыктывкар, ул.Северная, д.2, несанкционированной свалки отходов, установлено, что контейнерная площадка на пересечении улиц пионерская – Северная г.Сыктывкара надлежащим образом не оборудована: не обустроен подъездной путь, отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Реестр контейнерных площадок на территории МО ГО Сыктывкар», утвержден постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019 №4/1149 «Об утверждении реестра контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар». В Реестре под №805 числится контейнерная площадка по адресу: г.Сыктывкар, пересечение улиц Пионерская – Северная, с техническими характеристиками, покрытие: бетонная плита, площадь 9 кв.м.; ограждение отсутствует, 1 бункер, объемом 8 куб.м., собственником данной площадки является администрация МО ГО «Сыктывкар».
Из письма администрации МО ГО «Сыктывкар» от 06.10.2021 №01/1-26/82 приведение рассматриваемой площадки в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 запланировано к выполнению не позднее 2022 года.
В ходе судебного заседания установлено, что на момент рассмотрения судом настоящего спора, работы по обустройству контейнерной площадки не проведены и не начаты. Поскольку контейнерная площадка является собственностью административного ответчика, обязанность по обустройству в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами лежит на администрации МО ГО «Сыктывкар». Бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» может привести к негативным последствиям для окружающей среды на территории МО ГО «Сыктывкар». Тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан находящихся на территории МО ГО «Сыктывкар» на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Возлагая обязанность на администрацию МО ГО «Сыктывкар» по обустройству контейнерной площадки, суд полает необходимым определить срок выполнения таких работ в соответствии с требованиями административного истца – до 01 октября 2022, поскольку данный срок будет разумным и достаточным для выполнения данного объема работ, а также наличие благоприятных погодных условий, позволяющих наиболее эффективно выполнить требуемые работы. Доказательств, обуславливающих необходимость предоставления большего срока для выполнения спорной обязанности, административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании в срок до 01.10.2022 обустроить контейнерную площадку, расположенную по адресу: г.Сыктывкар, пересечение улиц Пионерская - Северная, в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01.10.2022 обустроить контейнерную площадку, расположенную по адресу: г.Сыктывкар, пересечение улиц Пионерская - Северная, в соответствии с требованиями пункта 3 Санитарных правил и норм СаПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно, обустроить подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В.Мосунова
Мотивированное решение составлено 08.04.2022