Дело № 2а-3201/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 17 апреля 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Холминовой В.Н.,
при секретаре судебного заседания Гундобиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифорова М. В. к ГУ МЧС России по Вологодской области, первому заместителю начальника ГУ МЧС России по Вологодской области Самойленко С.А. о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области о снятии Никифорова М.В. с учета лиц, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о признании незаконным отказа первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Вологодской области в отмене данного решения,
УСТАНОВИЛ:
Никифоров М.В. обратился в суд с указанным выше административным иском.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 13.11.2017 он был снят с учета лиц, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, ввиду намеренного ухудшения жилищных условий. Данное решение считает незаконным, поскольку жилищные условия им намеренно не ухудшались. На учете он состоит с 2014 года. Его супруга ФИО1 23.03.2017 в порядке наследования получила право собственности на 1/3 непригодного к проживанию дома общей площадью 31,2 кв.м. 28.06.2017 данная доля супругой была продана. В настоящее время он, а также члены его семьи (супруга и трое детей) не имеют в собственности жилья.
Просит суд признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области о снятии с учета лиц, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признать незаконным отказ первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Вологодской области Самойленко С.А. в отмене данного решения.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Вологодской области Самойленко С.А., в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1
В судебном заседании административный истец Никифоров М.В. и его представитель Шовырков А.Н., а также заинтересованное лицо ФИО1 заявленные требования поддержали полностью.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Вологодской области Вьюрков А.В. возражал против удовлетворения иска, считает оспариваемое решение комиссии законным, поскольку истец намеренно ухудшил свои жилищные условия. Истец не представил доказательства непригодности к проживанию дома, полученного его супругой в порядке наследования.
В судебное заседание административный ответчик – первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Вологодской области Самойленко С.А. не явился, представил суду заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, удовлетворяет административный иск частично по следующим основаниям.
Никифоров М.В. проходит службу в ФКУ «ЦУКС Главного управления МСЧ России по Вологодской области», выслуга лет Никифорова М.В. составляет более 15 лет.
15.01.2014 Никифоров М.В. с составом семьи 5 человек (супруга и трое детей) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета Никифорову М.В. размера единовременной социальной выплаты при постановке его на учет составлял 90 кв.м. (согласно выписке из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Вологодсой области от 13.11.2017).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 13.11.2017 Никифоров М.В. был снят с учета лиц, нуждающихся в единовременной социальной выплате.
Данное решение принято по тому основанию, что супруга Никифорова М.В. –ФИО1 23.03.2017 в порядке наследования приобрела право собственности на 1/3 доли жилого дома общей площадью 31,2 кв.м., 28.06.2017 данную долю продала.
Суд признает данное решение незаконным в силу следующего.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МЧС России регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ), Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 8 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ (действия, повлекшие ухудшение жилищных условий), этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено и не отрицается сторонами, что супруга Никифорова М.В. –ФИО1 23.03.2017 в порядке наследования получила право собственности на 1/3 доли жилого дома, общей площадью 31,2 кв.м., что составляет 10,4 кв.м. 28.06.2017 ФИО1 данную долю продала.
Как указано выше, на момент постановки Никифорова М.В. на учет его нуждаемость в улучшении жилищных условий составляла 90 кв.м.
Принимая во внимание данное обстоятельств (нуждаемость Никифорова М.В. в 90 кв.м. жилья), суд считает, что 10,4 кв.м. в жилом доме, приобретенные его супругой, сохраняют нуждаемость Никифорова М.В. в улучшении жилищных условий, то есть сохраняет его право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
90 кв.м жилья, в которых нуждается Никифоров М.В., значительно превышают 10,4 кв.м жилья, полученных его супругой.
Таким образом, продажа супругой Никифорова М.В. –ФИО1 10,4 кв.м в жилом доме не является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Как указано выше, право Никифорова М.В. состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты было сохранено и после приобретения его супругой 10,4 кв.м в жилом доме.
На основании изложенного суд считает незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 13.11.2017 года о снятии Никифорова М.В. с учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В настоящем деле вопрос об определении размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, причитающейся Никифорову М.В., не решается.
Суд не находит основания для признания незаконным отказа первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Вологодской области в удовлетворении заявления Никифорова М.В. об отмене оспариваемого решения комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 13.11.2017 года, поскольку отмена либо изменение данного решения комиссии, принятого коллегиально, не входит в компетенцию заместителя начальника ГУ МЧС России по Вологодской области.
На основании изложенного суд удовлетворяет иск частично.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Никифорова М.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 13.11.2017 года о снятии Никифорова М.В. с учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Обязать ГУ МЧС России по Вологодской области восставить Никифорова М.В. на учете нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Обязать ГУ МЧС по Вологодской области сообщить об исполнении решения суда в Вологодский городской суд и Никифорову М.В. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 23.04.2018 года.
Судья В.Н. Холминова