Решение по делу № 33-3866/2021 от 26.03.2021

Судья Быстрякова Д.С. дело №33-3866/2021

УИД 91RS0022-01-2020-002766-64 дело №2-1986/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Подлесной И.А. и Притуленко Е.В.

при секретаре Никифорове О.В.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску Доманова Игоря Константиновича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, АО «Феодосийский оптический завод», о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛА:

В сентябре 2020 года Доманов Игорь Константинович обратился с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения от 06.08.2020 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за вычетом отпусков без сохранения заработной платы и прогулов периодов работы на Феодосийском оптическом заводе литейщиком на машинах для литья под давлением и литейщика металлов и сплавов с 04.02.1994 г. по 09.03.1998 г., с 26.02.1999 г. по 22.11.2005 г. с 27.03.2006 г. по 19.11.2015 г.; возложении на ответчика обязанности по назначению Доманову И.К. досрочной пенсии по старости с 05.05.2020 года.

Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет необходимый стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии; отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает пенсионные права истца.

2

Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13.10.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Феодосийский оптический завод»

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: решение органа пенсионного обеспечения от 06.08.2020 года об отказе в досрочном назначении Доманову И.К. страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признать незаконным; обязать орган пенсионного обеспечения в календарном порядке исчисления включить в специальный стаж работы Доманову И.К. периоды работы на Феодосийском оптическом заводе литейщиком на машинах для литья под давлением, литейщиком металлов и сплавов спорные периоды работы за исключением дней и месяцев, когда истец не работал; возложить на орган пенсионного обеспечения обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 мая 2020 года.

В апелляционной жалобе Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) отменить судебное решение с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11.02.2021 года в резолютивной части судебного решения исправлены описки, резолютивная часть решения изложена в новой редакции с учетом уточненных дат и периодов.

В заседание суда апелляционной инстанции явились истец и его представитель.

Представители ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; представитель ответчика о причинах неявки не сообщил; представитель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и дали пояснения, аналогичные пояснениям в суде первой инстанции.

Заслушав истца и его представителя, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в

3

том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции не в полной мере соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Доманов И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации с 05.05.1970 года, зарегистрирован на территории Республики Крым с 2001 года.

29.04.2020 года Доманов И.К. обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением органа пенсионного обеспечения от 06.08.2020 года Доманову И.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа 10 лет на соответствующих видах работ; указано, что общий страховой стаж Доманова И.К. составляет 29 лет 04 месяца 18 дней (на 31.12.2019 года по данным ИСЛ 3Л); специальный стаж работы отсутствует.

Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца в АО «Феодосийский оптический завод» литейщиком с 04.02.1994 г. по 09.03.1998 г., с 26.02.1999 г. по 22.11.2005 г., с 27.03.2006 г. по 12.05.2014

4

г., с 13.05.2014 г. по 19.11.2015 г.; указано, что в отношении данных периодов невозможно определить занятость истца в течение полного рабочего дня на работе с тяжелыми условиями труда, поскольку имеется информация о работе по совместительству; наименование должности в трудовой книжке не соответствует наименованию должности в льготной справке и Списке №1; имеются расхождения данных указанных в справке с данными согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; провести документальную     проверку по установлению факта льготной    работы на АО за спорные периоды не представилось возможным, в связи с тем, что АО «Феодосийский оптический завод» не предоставил ответчику допуск на предприятие; ответы на запросы органа пенсионного обеспечения не поступили; с учетом архивной справки от 19.03.2020 года, выданной Архивным отделом Администрации г. Феодосии, определить режим работы Доманова И.К. за период с 23.05.1994г. по 01.09.1994г. не представляется возможным; по данных архивной справки о заработной плате №01-20-604/5 от 19.03.2020г., выданной Архивным отделом Администрации г. Феодосии, имеются сведения о начислении Доманову И.К. заработной платы в сентябре - ноябре 2003г. и августе 2005г., однако запись в трудовых книжках отсутствует; отсутствуют приказы по личному составу, архивный отдел не выдал справку о подтверждении характера работы, рабочего дня, смены, частичной занятости, работ по основному месту работы или совместительству за 2003г., 2005г.; согласно письму от 25.03.2020г. ФГКУ «Центральный архив Архивный отдел (на Черноморском флоте)» и письму Территориального архивного отдела Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины документы войсковой части на учете не числятся, на хранение не поступали, место их нахождения неизвестно; согласно архивной справке от 01.06.2020г., выданной ФГКУ «Центральный архив Архивный отдел (на Черноморском флоте)», Доманов И.К. работал в Войсковой части 09882 с 09.03.2010г. по 30.08.2012г. в должности стрелка; согласно лицевым счетам на выплату заработной платы начисление заработка производилась Доманову И.К. регулярно с марта 2010 г август 2012г., в связи с чем работа истца в течение полного рабочего дня в АО «Феодосийский оптический завод» за аналогичный период вызывает сомнение; согласно справке о стаже от 28.04.2020 года, выданной Войсковой частью 09703, Доманов И.К. работал в данной войсковой части 09703-11 с 01.09.2012г. по 02.03.2019г. в качестве стрелка отряда военизированной охраны с несением службы по графику 24 часа через 72 часа (сутки через двое), в связи с чем работа в истца в течение полного рабочего дня в АО «Феодосийский оптический завод» за аналогичный период вызывает сомнение.

Согласно записям в дубликате трудовой книжки от 09.02.1994 г. Доманов И.К. работал на Феодосийском оптическом заводе (позже - Феодосийский казенный оптический завод, ГУП РК «Феодосийский оптический завод»): с

5

04.02.1994 г. по 20.03.1994 г. в должности ученика литейщика инструментального цеха; с 21.03.1994 г. по 09.03.1998 г. в должности литейщика инструментального цеха; с 26.02.1999 г. по 19.04.2002 г. в должности литейщика инструментального цеха; с 20.04.2002 г. по 22.11.2005 г. в должности литейщика машин под давлением инструментального цеха; с 23.11.2005 г. по 27.03.2006 г. в должности литейщика машин под давлением инструментального цеха по совместительству; с 27.03.2006    г. по 12.05.2014 г. в должности литейщика литья под давлением инструментального цеха постоянно; с 13.05.2014    г. по 19.11.2015 г. в должности литейщика металлов и сплавов литейного участка.

Согласно записям в трудовой книжке от 25.09.1990 г и вкладыша в трудовую книжку от 02.03.2019 г. Доманов И.К. работал с 23.05.1994 г. по 01.09.1994 г. на Феодосийском пивзаводе в должности слесаря-ремонтника;

с 20.09.2007 г. по 11.02.2010 г. в Войсковой части А2272 в должности стрелка; с 09.03.2010 г. по 31.08.2012 г. в Войсковой части 09882 в должности стрелка; с 01.09.2012 г. по 02.03.2019 г. в Войсковой части 09703 (позже - ВЧ 09703) в должности стрелка.

Согласно справкам, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, №№73,74,75 от 30.11.2020 года, выданным АО «Феодосийский оптический завод (л.д.49,50,51), подтверждена полная занятость истца на работе литейщиком на машинах для литья под давлением и литейщиком металлов и сплавов на Феодосийском оптическом заводе с 04.02.1994 года по 09.03.1998 года, с 26.02.1999 года по 22.11.2005 года и с 27.03.2006 года по 19.11. 2015 года, за исключением дней отпусков без сохранения заработной платы и прогулов (указано количество таких дней ежемесячно без указания конкретных дат). В данных справках не отмечены иные периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, или работа в режиме неполной рабочей недели; основаниями выдачи вышеуказанных справок являются личная карточка формы Т2, лицевые счета, табели учета рабочего времени, приказы по предприятию.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

6

Как регламентировано ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица

без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Согласно ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на

получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных

7

устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики

Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

При этом периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24245 рублей 70 копеек.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж определяется как учитываемая при определений права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и

8

55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

В силу п.1 ст.3 Закона №400-РФ страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.

Как предусмотрено ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действующей с 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

9

Данные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Согласно ч.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 04.03.2021) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

10

Согласно п.1    «Литейное производство» раздела XI «Металлообработка» Списка №1 право на пенсию имеют литейщики на машинах для литья под давлением (код 1110100а-13395) и литейщики металлов и сплавов (код 1110100а-13392).

Согласно абзацу первому п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, - в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).

В соответствии с п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение

11

трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению.

В силу п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пп. "а" п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное

назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

12

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Кроме того, следует учитывать, что законодательством Украины, действовавшем на территории Республики Крым в отношении спорных периодов работы истца, а именно Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 1992 года №442, был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который предусматривает, что в соответствии со ст.13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, - назначаются по результатам аттестаций рабочих мест.

В силу п.4 указанного Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на пять лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.

Пунктом 4.4 Порядка применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, что дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, установлено, что если аттестация была впервые проведена после 21.08.1997 года, в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.1992 года, пятилетний стаж работы на данном предприятии, который предшествует дате издания приказа о ее результатах, и периоды работы в течение пяти лет с учетом пункта 4.2 настоящего Порядка.

Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно п.п.11,60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 10.05.2017), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных

13

периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2006 г., что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и

14

(или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства, представленные сторонами по делу документы и сделаны обоснованные выводы о нарушении ответчиком пенсионных прав истца.

Справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, № от 30.11.2020 года, выданные АО «Феодосийский оптический завод (л.д.49,50,51-52,т.3), подтверждают полную занятость истца на работе литейщиком на машинах для литья под давлением и литейщика металлов и сплавов на Феодосийском оптическом заводе с 04.02.1994 года по 09.03.1998 года, с 26.02.1999 года по 22.11.2005 года и с 27.03.2006 года по 19.11. 2015 года, за исключением дней отпусков без сохранения заработной платы и прогулов (указано количество таких дней ежемесячно без указания конкретных дат). В данных справках не отмечены иные периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, или работа в режиме неполной рабочей недели.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что основаниями выдачи вышеуказанных справок являются личная карточка формы Т2, лицевые счета, табели учета рабочего времени, приказы по предприятию.

То обстоятельство, что данные уточняющие справки были представлены после принятия органом пенсионного обеспечения отказного решения, не лишают данные справки доказательственной силы.

Как следует из материалов гражданского и пенсионного дел, орган пенсионного обеспечения не обязывал истца представить дополнительные документы, предпринимая меры к проведению документальной проверке в АО «Феодосийский оптический завод» и направляя соответствующие запросы.

Кроме того, записи о выполнении истцом работы, подлежащей включению в специальный стаж, содержатся в трудовой книжке, подлежащей учету при определении стажа истца, а также личной карточке истца (л.д.142), личной карточке Т2, табелях учета рабочего времени, штатном расписании на 2014 год, трудовом договоре за 2014 год, приказах работодателя; подтверждено отчисление страховых взносов в отношении истца с 2014 года.

Как следует из акта документальной проверки от 23.11.2020 года, в штатных расписаниях по АО «Феодосийский оптический завод» за отдельные годы Доманов И.К. указан как литейщик; профессии

15

«литейщик на машинах литья под давлением» и «литейщик металлов и сплавов» включены в Перечень мест, производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, компенсацию, спецпитание и льготную пенсию, утвержденный приказами по заводу от 25.03.1994 года, приказом от 07.12.2001 года, приказом от 01.12.2006 года.

Судебная коллегия считает вышеуказанные документы в совокупности достаточными документальными данными о периодах выполнения истцом работы, подлежащей включению истцу в специальный стаж, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недостаточности доказательств, сомнениях в выполнении истцом работы литейщика в периоды выполнения работы стрелка в войсковой части, выполнении истцом работы по совместительству, не подлежащей включению в специальный стаж, - несостоятельны.

Определяя количество рабочих дней и месяцев, подлежащих включению в специальный стаж истца, суд первой инстанции указал на то, что поскольку в вышеприведенных льготных справках и других документах относительно спорных периодов работ указано только количество дней, но при этом отсутствуют сведения относительно конкретных дат нахождения в отпусках без сохранения заработной даты и прогулах, - периоды работы исчисляются с начала того месяца, в котором они имели место.

Судебная коллегия считает достаточно произвольным и неточным данный метод подсчета дней, подлежащих включению в специальный стаж на протяжении спорных периодов.

По мнению судебной коллегии, при отсутствии данных о конкретных датах отпусков без сохранения заработной платы и прогулов более приемлемым и более правильным является такой метод подсчета специального стажа, при котором в месяцы, в которых указано только количество дней, когда истец не работал, - количество дней, подлежащих учету в специальный стаж будет определяться, исходя из ежемесячного количества дней – 30 дней (в феврале 28 дней) с исключением количества дней, когда истец не работал; месяцы, в которых истец не работал, полностью исключаются из подсчета специального стажа; месяцы, в которых истец работал весь месяц, - определяются из количества 30 дней в месяц.

Применяя данный способ подсчета дней, подлежащих включению в специальный стаж истца в спорные периоды, - в 1994 году в специальный стаж работы истца подлежит включению 130 дней, или 4 месяца 10 дней; в 1995 году - 49 дней, или 1 месяц 19 дней; в 1996 году - 89 дней, или 2 месяца 29 дней; в 1997 году - 146 дней, или 4 месяца 26 дней; в 1998 году - 355 дней, или 11 месяцев 25 дней; в 1999 году - 299 дней, или 9 месяцев 29 дней; в 2000 году 246 дней, или 8 месяцев 6 дней; в 2001 году 275 дней, или 9 месяцев 5 дней; в 2002 году 229 дней, или 7 месяцев 19 дней; в 2003 году 327 дней, или 10 месяцев 27 дней; в 2004 году 286 дней, или 9 месяцев 16 дней; в 2005 году 311 дней, или 10 месяцев 11

16

дней; в 2006 году 115 дней, или 3 месяца 25 дней; в 2007 году 186 дней,

или 6 месяцев 6 дней; в 2008 году 214 дней, или 7 месяцев 4 дня; в 2009 году 113 дней, или 3 месяца 23 дня; в 2010 году 136 дней, или 4 месяца 16 дней; в 2011 году 176 дней, или 5 месяцев 26 дней; в 2012 году 140 дней, или 4 месяца 20 дней; в 2013 году 145 дней, или 4 месяца 25 дней; в 2014 году 127 дней, или 4 месяца 7 дней; в 2015 году 58 дней, или 1 месяц 28 дней.

Итого, на протяжении спорных периодов в специальный стаж истца подлежит включению 11 лет 6 месяцев 12 дней.

Учитывая вышеуказанный способ подсчета специального стажа истца, доводы органа пенсионного обеспечения о допущенных судом первой инстанции описках в указании дат и периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, юридического значения не имеют.

Согласно предварительному расчету органа пенсионного обеспечения (л.д.128-130), направленному по запросу суда апелляционной инстанции, с учетом периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по решению суда первой инстанции, - стаж на соответствующих видах работ Доманова И.К. составит 12 лет 1 месяц 20 дней, страховой стаж – 30 лет 6 месяцев 14 дней, в связи с чем право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает у Доманова И.К. с 05.05.2020 года.

Разница в подсчетах специального стажа работы истца по данным органа пенсионного обеспечения, по расчету суда апелляционной инстанции и по расчету истца не носит принципиального характера и не противоречит общему выводу о достаточности специального стажа работы истца, дающего право на назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-Ф№ «О страховых пенсиях» по достижении 50-ти лет, то есть с 05.05.2020 года.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на орган пенсионного обеспечения обязанности по включению в специальный стаж Доманова И.К. периодов его работы, определенных судом первой инстанции, с принятием в указанной части нового решения о частичном удовлетворении иска и возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по включению в страховой стаж Доманова И.К., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующих периодов работы: в 1994 году - 4 месяца 10 дней; в 1995 году - 1 месяц 19 дней; в 1996 году - 2 месяца 29 дней; в 1997 году - 4 месяца 26 дней; в 1998 году - 11 месяцев 5 дней; в 1999 году - 9 месяцев 29 дней; в 2000 году – 8 месяцев 6 дней; в 2001 году 9 месяцев 5 дней; в 2002 году - 7 месяцев 19 дней; в 2003 году - 10 месяцев 27 дней; в 2004 году - 9 месяцев 16 дней; в 2005

17

году - 10 месяцев 11 дней; в 2006 году - 3 месяца 25 дней; в 2007 году - 6

месяцев 6 дней; в 2008 году – 7 месяцев 4 дня; в 2010 году - 4 месяца 16 дней; в 2011 году - 5 месяцев 26 дней; в 2012 году - 4 месяца 20 дней; в 2013 году - 4 месяца 25 дней; в 2014 году - 4 месяца 7 дней; в 2015 году – 1 месяц 28 дней.

В остальной части решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального и материального права и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2020 года отменить в части возложения на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) обязанности по включению в специальный стаж Доманова Игоря Константиновича определенных периодов работы. Принять в указанной части новое решение.

Иск Доманова Игоря Константиновича в части возложения на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) обязанности по включению в специальный стаж Доманова Игоря Константиновича определенных периодов работы удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить в страховой стаж Доманова Игоря Константиновича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы: в 1994 году - 4 месяца 10 дней; в 1995 году - 1 месяц 19 дней; в 1996 году - 2 месяца 29 дней; в 1997 году - 4 месяца 26 дней; в 1998 году - 11 месяцев 5 дней; в 1999 году - 9 месяцев 29 дней; в 2000 году – 8 месяцев 6 дней; в 2001 году 9 месяцев 5 дней; в 2002 году - 7 месяцев 19 дней; в 2003 году - 10 месяцев 27 дней; в 2004 году - 9 месяцев 16 дней; в 2005 году - 10 месяцев 11 дней; в 2006 году - 3 месяца 25 дней; в 2007 году - 6 месяцев 6 дней; в 2008 году – 7 месяцев 4 дня; в 2010 году - 4 месяца 16 дней; в 2011

году - 5 месяцев 26 дней; в 2012 году - 4 месяца 20 дней; в 2013 году - 4 месяца 25 дней; в 2014 году - 4 месяца 7 дней; в 2015 году – 1 месяц 28 дней. В остальной части иска в части включения в специальный стаж иных периодов работы отказать.

В остальной части решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3866/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Доманов Игорь Константинович
Ответчики
ГУ –УПФ РФ в г. Феодосии РК
Другие
Антия Антон Емзариевич
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Шестакова Нина Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.03.2021Передача дела судье
22.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее