Дело № 2-375/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2018 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием представителя истца ФИО, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО, представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к ФИО об установлении границ земельного участка,
по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок по приобретательной давности,
Установил:
12 октября 2017 года представитель истца обратилась в суд с настоящим иском, в котором проси суд установить местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № (характерные точки границ согласно межевому плану: <данные изъяты>), предоставленного ФИО.
Иск обоснован тем, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 21 мая 2013 года № 5541 истцу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 ноября 2016 года № 4423-РДЗ утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), образуемый земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства». Истцом подготовлен межевой план и акт согласования местоположения границ земельного участка. Однако осуществление кадастрового учета земельного участка приостановлено в связи с наличием возражений ФИО, являющейся собственником смежного земельного участка, относительно согласования местоположения границ образуемого участка. Основанием для таких возражений послужило наличие у ФИО информации о том, что спорный земельный участок ранее был предоставлен ФИО, которым в настоящее время начата процедура оформления права собственности на него. Полагая, что отказ ФИО в согласовании границ земельного участка является необоснованным и препятствует завершению оформления права собственности истца на указанный земельный участок, она просит установить местоположение границ земельного участка.
30 января 2018 года третьим лицом ФИО заявлены самостоятельные требования относительно предмета спора - он просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 485 кв.м, расположенный по адресу: город Севастополь, бульвар Декоративный, 1-А.
Иск мотивирован тем, что ФИО с 1993 года, не являясь собственником означенного земельного участка, добросовестно, открыто и непрерывно им владеет, земельный участок огорожен забором, поставлены капитальные ворота, заложен фундамент дома, высажены деревья, кустарники. За время его владения каких–либо претензий на спорный земельный участок со стороны иных лиц заявлено не было, в связи с чем он полагает, что имеются предусмотренные законом основания для признания за ним права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Помимо прочего указывает, что в 2012 году им предпринимались попытки оформить право собственности на спорный земельный участок, в связи с чем им было подано соответствующее заявление. В последующем решением Севастопольского городского совета от 17 декабря 2013 года № 6504 ФИО дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного в районе Декоративного бульвара.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ее доверителем получены все необходимые документы, для оформления права собственности на земельный участок. Однако поскольку ответчик, которая является смежным землепользователем, отказывается согласовывать границы земельного участка, истец не имеет возможности поставить его на кадастровый учет и завершить оформление права собственности. В удовлетворении заявленных ФИО требований просила отказать, поскольку не имеется предусмотренных законом оснований для признания за ним права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности. Кроме того, указала, что решение, которым ему дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка было принято после принятия аналогичного решения в отношении ее доверителя.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО и его представитель в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО возражали, указывая, что предоставление ей спорного земельного участка является незаконным, полагая, что право собственности на него подлежит признанию за ФИО, в связи с чем просили удовлетворить иск третьего лица, так как земельный участок находится в непрерывном добросовестном владении ФИО с 1993 года. Пояснив, что за весь период владения ФИО земельным участком каких – либо претензий на спорный земельный участок со стороны иных лиц заявлено не было.
Ответчик ФИО, представитель ответчика - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не прибыли, уведомлены надлежаще, о причинах неявки суд не известили.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены о времени и месте судебного заседания, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования ФИО и его представителя, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Судом установлено, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 21 мая 2013 года № истцу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного по адресу: бульвар Декоративный, 1-А, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Основанием для принятия указанного решения послужило обращение ФИО в феврале 2012 года в Севастопольский городской Совет с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, в соответствии с которым, к таким документам, в частности, относятся изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года акты органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка (п. 11).
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года (позднее 1 января 2019 года – в редакции Закона города Севастополя от 26.12.2017 N 391-ЗС).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец ФИО в порядке, предусмотренном земельным законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до марта 2014 года, обратилась в уполномоченный орган с целью получения бесплатно в собственность земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее - Порядок).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 ноября 2016 года № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного: <адрес>., кадастровый квартал №, образуемый земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».
То есть фактически ФИО продолжено ранее начатое оформление прав на земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года № 25-ПП «Об утверждении порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».
Истцом подготовлен межевой план и акт согласования местоположения границ земельного участка.
Согласно межевому плану спорного земельного участка его площадь составляет 438 кв.м, смежным с образуемым земельным участком является земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчику ФИО
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частью 1 статьи 39 Федерального Закона Российской Федерации № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 2 статьи 39 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности»).
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (часть 2 статьи 40 Федерального Закона Российской Федерации № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности»).
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального Закона Российской Федерации № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности», если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № 91/5/15-72618 от 11 июля 2017 года приостановлено осуществление кадастрового учета спорного земельного участка, в связи с наличием в предоставленном межевом плане кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, письменного возражения ФИО, являющейся собственником земельного участка смежного с испрашиваемым, относительно согласования местоположения границ образуемого участка, а также в связи с наличием разночтений в представленном межевом плане и Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении координат характерных точек границ образуемого земельного участка.
Согласно письменному заявлению ФИО, приложенному к межевому плану, она возражает против согласования местоположения границ образуемого участка в связи с тем, что спорный земельный участок был предоставлен ФИО, которым начата процедура оформления права собственности на него.
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что процедура согласования местоположения границ образуемого земельного участка со смежными землепользователями является в своем роде гарантией недопущения нарушения их прав, как собственников земельных участков, при определении границ вновь образуемого земельного участка.
Следовательно, отказ в согласования местоположения границ, образуемого земельного участка смежным землепользователем, должен быть направлен на защиту его права, которое может быть нарушено образованием земельного участка.
Вместе с тем, отказ ФИО в согласовании границ земельного участка ФИО, в действительности не направлен на защиту ее права, которое может быть нарушено установлением границ земельного участка, а обоснован исключительно из несогласия с тем, кто должен быть собственником смежного с принадлежащим ей, земельного участка.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков (пункт 6 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 762).
Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством.
Вместе с тем судом не установлено обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку в соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 ноября 2016 года № 4423-РДЗ, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), площадь спорного земельного участка 485 кв.м, тогда как согласно межевому плану площадь земельного участка составляет 438 кв.м. Кроме того, координаты характерных точек в межевом плане не совпадают с координатами характерных точек образуемого земельного участка в утвержденной Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 ноября 2016 года № 4423-РДЗ схеме земельного участка.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установление границ спорного земельного участка в соответствии характерными точками представленного истцом межевого плана приведет к тому, что 47 кв.м земли, предоставленной в соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 ноября 2016 года № 4423-РДЗ, останется неиспользованной, что может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, образованию чересполосицы, то есть нерациональному использованию земли, что противоречит положениям п. 6 ст. 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, требования истца сами по себе противоречивы, так как истец просит установить местоположение границ выделенного ей земельного участка площадью 485 кв.м в характерных точках границ согласно межевому плану, тогда как площадь земельного участка в соответствии с межевым планом 438 кв.м. Что свидетельствует о невозможности установления границ земельного участка в соответствии с представленным истцом межевым планом.
Руководствуясь ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
О проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы истец не ходатайствовала, доказательств устранения разночтений в представленном межевом плане и Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении координат характерных точек границ образуемого земельного участка не представила.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО надлежит отказать.
Относительно исковых требований ФИО, суд приходит к выводу о нижеследующем.
В обоснование заявленных требований ФИО ссылается на давность владения спорным земельным участком, то есть на те обстоятельства, что он, не являясь собственником означенного земельного участка, с 1993 года добросовестно, открыто и непрерывно им владеет, за время владения каких–либо претензий на спорный земельный участок со стороны иных лиц заявлено не было, что является, по его мнению, основанием для признания за ним права собственности на спорный земельный участок.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Статьей 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с частью 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (часть 3 статьи 234 ГК РФ).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (пункт 16 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Согласно пункту 19 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Учитывая вышеприведенные разъяснения, лишь совокупность, вышеприведенных условий, является основанием для признания за лицом права собственности в силу приобретательной давности.
Следовательно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Указывая, что он добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком с 1993 года, истец просит суд признать за ним право собственности на означенный земельный участок в силу приобретательской давности.
В судебном заседании истец признал факт того, что предусмотренных законом оснований для использования и владения спорным земельным участком у него не возникло, фактически спорный земельный участок был им занят самовольно.
Поскольку согласно вышеприведенным разъяснениям, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество, следует установить, имеет ли спорный земельный участок собственника или же в установленном законом порядке признан бесхозяйным.
Как установлено судом, право частной собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
Следует учесть, что до 18 марта 2014 года на территории города Севастополя отношения, связанные с приобретением права на земельный участок за давностью пользования, регулировались нормами Земельного кодекса Украины 2001 года, вступившего в действие с 1 января 2002 года, в частности, нормами части 1 статьи 119, предусматривающими, что граждане, которые добросовестно, открыто и беспрерывно пользовались земельным участком в течение 15 лет, но не имели документов, свидетельствующих о наличии у них права на этот земельный участок, могли обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о передаче его в собственность или предоставлении в пользование. При этом частью 2 статьи 119 Земельного кодекса Украины особо оговаривалось, что передача земельного участка в собственность или в пользование граждан на основании приобретательской давности осуществлялась в порядке, установленном этим Кодексом, то есть с соблюдением процедуры предоставления земельных участков в собственность граждан (статья 118).
Судом установлено, что решением Севастопольского городского совета от 17 декабря 2013 года №, ФИО дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного в районе Декоративного бульвара.
Однако следует отметить, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Вместе с тем, суд не может прийти к выводу о добросовестности владения ФИО земельным участком, поскольку он изначально был осведомлен об отсутствии оснований возникновения у него права собственности в отношении указанного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении иска ФИО, суд учитывает, что право собственности в силу приобретательной давности не может быть признано за лицом, владеющим спорным недвижимым имуществом, если этому лицу был известен собственник имущества.
В городе Севастополе на момент занятия ФИО спорного участка не были определены границы города как населенного пункта, земли коммунальной и государственной собственности разграничены не были.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.
Распоряжение землями государственной собственности, а также землями, находящимися за пределами населенного пункта осуществлялись их собственником, коим являлся государственный орган исполнительной власти – Севастопольская городская государственная администрация.
Поскольку ФИО обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в Севастопольский городской Совет, следовательно, ему было известно о том, кто является собственником земельного участка.
В Российской Федерации также действует презумпция государственной собственности на землю, закрепленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Самовольное занятие земельных участков влечет административную ответственность.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц установлен ЗК РФ, а также положениями Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что исключает возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений ст.234 ГК РФ.
Учитывая изложенное, исковые требования ФИО удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении как первоначального иска, так и иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, судебные расходы истцов с учётом положений статьи 98 ГПК РФ не возмещаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Решил:
Исковые требования ФИО к ФИО об установлении границ земельного участка оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок по приобретательной давности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Анашкина
Решение в окончательной форме составлено 11 апреля 2018 года