Дело № 2-4689/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дмитренко В.М.,
при секретаре судебного заседания Румянцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садуллаева ФИО9, Шевченко ФИО10 к Администрации городского округа Щёлково Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области о признании права совместной собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Садуллаев А.К, Шевченко Т.А., уточнив исковые требования (л.д. 203), обратились в Щёлковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Щёлковского муниципального района, ТУ ФАУГИ по Московской области о признании права совместной собственности на жилой дом.
В обоснование исковых требований указали что истцам на праве совместной собственности на основании договора купли - продажи принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 2243кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2007 г.
Истцами на указанном земельном участке возведен жилой дом 3-этажный, строительство которого осуществлялось без разрешения на строительство (без уведомления о планируемом строительстве).
Факт возведения жилого дома подтверждается техническим планом.
Истцы обратились 24.04.2019 г. в Администрацию городского округа Щёлково Московской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, в ответ на которое Администрация уведомлением от 26.04.2019г. сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по следующим основаниям:
- земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны государственного Национального парка федерального значения «Лосиный остров».
земельный участок полностью расположен в свободной от застройки 150 - метровой полосе вдоль границ государственного природного национального парка «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка).
земельный участок находится в пределах приаэродромных территорий аэродромов: Чкаловский, Черное.
Между тем, категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № прямо предусматривают индивидуальное жилищное строительство.
Истцы обращались за согласованием в Минприроды РФ (обращение зарегистрировано в Минприроды 27.05.2019г.), однако до настоящего времени ответа на поданное обращение не поступило.
Таким образом, истцами предпринимались меры к оформлению права собственности на возведенный жилой дом во внесудебном порядке.
Между тем, администрацией городского округа Щёлково Московской области в уведомлении от 26.04.2019 г. сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
На основании изложенного, с учетом результатов проведенной по делу судебной комплексной землеустроительной и строительно-технической экспертизы и уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцы просят суд:
Признать за Садуллаевым ФИО11, Шевченко ФИО12 право совместной собственности на жилой дом общей площадью 658, 1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы Садуллаев А.К, Шевченко Т.А. не явились, извещены, их представитель Лобова Е.Н., действующая на основании доверенности (копия в деле), поддержали заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить в полном объеме, поддержала дополнительные пояснения по иску, в соответствии с которыми земельный участок истцов к какие-либо зоны с особыми условиями использования территорий не попадает, сведений об ограничениях в использовании земельного участка не имеется. Кроме того, в ходе проведения экспертизы было установлено, что на земельный участок, принадлежащий истцам на праве собственности, не накладываются ограничения на возведение объектов ИЖС, а жилой дом, возведенный истцами, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Щёлково Московской области Лычагин А.Н., действующий на основании доверенности (копия в деле) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика - ТУ ФАУГИ по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) Новицкая Н.А., действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против заявленного иска, просила отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, доводы истца и возражения ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом экспертного заключения, суд приходит к следующему.
Основания приобретения права собственности предусмотрены в ст. 218 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Создание имущества с нарушением требований законодательства не влечет возникновения права собственности. В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истцам на праве совместной собственности на основании договора купли - продажи принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 2243кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2007 г.
Истцами на указанном земельном участке возведен жилой дом 3-этажный, строительство которого осуществлялось без разрешения на строительство (без уведомления о планируемом строительстве).
Факт возведения жилого дома подтверждается техническим планом.
Истцы обратились 24.04.2019 г. в Администрацию городского округа Щелково Московской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, в ответ на которое Администрация уведомлением от 26.04.2019г. сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по следующим основаниям:
- земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны государственного национального парка федерального значения «Лосиный остров».
земельный участок полностью расположен в свободной от застройки 150 - метровой полосе вдоль границ государственного природного национального парка «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка).
земельный участок находится в пределах приаэродромных территорий аэродромов: Чкаловский, Черное.
Между тем, категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № прямо предусматривают индивидуальное жилищное строительство.
Истцы обращались за согласованием в Минприроды РФ (обращение зарегистрировано в Минприроды 27.05.2019г.), однако до настоящего времени ответа на поданное обращение не поступило.
Таким образом, истцами предпринимались меры к оформлению права собственности на возведенный жилой дом во внесудебном порядке.
Между тем, администрацией городского округа Щелково Московской области в уведомлении от 26.04.2019 г. сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкцииобъекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу, с кадастровым номером 50:14:0040113:94 относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - личное подсобное хозяйство. В выдаче разрешения на ввод построенных объектов в эксплуатацию, уполномоченным на то органом было отказано.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п. 35 Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка", в пределах охранной зоны ГПНП "Лосиный остров" запрещается:
- строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок;
- проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка;
- применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств;
- размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей;
- охота и рыбная ловля.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.
Положения ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости"В реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах:
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 18.07.2019 № 194-ФЗ)
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ)
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 222-ФЗ)
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ)
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 № 194-ФЗ)
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке предусмотрена п. 3 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» - рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Определением суда от 27 августа 2019 года, по настоящему делу назначена судебная комплексная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам <данные изъяты>
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
Определить входит ли земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в охранную зону Национального парка «Лосиный остров», с особыми условиями использования?
Соответствует ли нормам СНиП, СанПин, требованиям противопожарной безопасности не нарушает ли права и законные интересы третьих лиц возведенный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ?
Из заключения экспертов <данные изъяты> следует, что по сведения ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен вохраной зоне особо охраняемой природной территории Национальный парк «Лосиный остров» (ЗОУИТ 50.00.2.900). Границы указанной зоны с особыми условиями использования территории учтены в ЕГРН.
В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", в отношении охранной зоны особо охраняемой природной территории Национальный парк «Лосины остров», установлен следующий перечень ограничений в границах данной природной зоны:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах") (п. п. 1 - 8 ч. 15 ст. 65).
В результате соотнесения экспертами <данные изъяты> Правил землепользования и застройки территории (части территории) <адрес>, утвержденных Решением от 12.12.2017 года № Совета Депутатов Щелковского района Московской области с границами земельного участка истцов с картой границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, установлено, что в какие-либо другие зоны с особыми условиями использовании территории по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № не попадает.
Земельный участок истцов расположен в территориальной зоне «Ж-2. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.» Данная зона застройки установлена для обеспечения и формирования жилых районов и отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Одновременно эксперт указал, что в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют сведения об ограничениях в использовании данного земельного участка.
В результате проведенного обследования конструкций объекта исследования было установлено, что их общее состояние характеризуется как исправное, факторов угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу людей от недопустимых разрушений и деформаций конструкций не выявлено.
Возведенный на земельном участке с кадастровым номером № жилой дом соответствует основанным, предъявляемым к объектам индивидуального жилищного строительства, строительным норма и правилам, требованиям технической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам, не угрожает жизни и здоровью и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.).
При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд находит выводы, изложенные в заключении экспертов <данные изъяты> объективными, обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется, поскольку заключение эксперта содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, являются определенными и не имеют противоречий, полностью согласуется с материалам дела, ответы на все поставленные перед экспертами вопросы даны в пределах их полномочий и компетенции с точки зрения смыслового содержания и лингвистической терминологии исследованных высказываний, содержащихся в представленных на экспертизу материалах дела, без какой-либо правовой оценки, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, экспертиза назначена в соответствии с требованиями ст. 79 - 80 ГПК РФ, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется.
Заключение экспертов <данные изъяты> в судебном заседании не оспорено, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено, заключение соответствует материалам дела, данных о какой–либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет, сведения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах, доводы истца сводятся, по сути, к несогласию с выводами экспертов, изложенных в заключении, а вопросы права, вопреки доводам ответчиков, экспертом не были разрешены, в связи с чем суд признает заключение экспертов <данные изъяты> допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.
При этом суд отклоняет доводы ответчика о том, что истцами нарушен режим охранной зоны Национального парка «Лосины остров», поскольку относимых и допустимых доказательств данных утверждений материалы не содержат.
При таких обстоятельствах, установив, что жилой дом, общей площадью 658, 1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, возведен истцами в соответствии с действующими документами градостроительного зонирования в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, принимая во внимание, что на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в зоне с особыми условиями использовании территории (ЗОУИТ 50.00.2.900) не накладываются ограничения на возведение объектов индивидуального жилищного строительства, суд находит исковые требования Садуллаева ФИО13, Шевченко ФИО14 Александровны к Администрации городского округа Щёлково Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области о признании права совместной собственности нажилой дом обоснованными и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Садуллаева ФИО15, Шевченко ФИО16 к Администрации городского округа Щёлково Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области о признании права совместной собственности на жилой дом - удовлетворить.
Признать за Садуллаевым ФИО17, Шевченко ФИО18 право совместной собственности на жилой дом общей площадью 658, 1кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в техническую документацию органами технической инвентаризации (БТИ), Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «Росреестра» по Московской области, в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Дмитренко В.М.
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019 г.
Мотивированное решение составлено 05.11.2019 г.
Судья Дмитренко В.М.