№2-1410/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2014 года г.Давлеканово РБ
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Антипова А.С.,
с участием прокурора Архаткина В.С.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Давлекановского района РБ к администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан о признании бездействия в части непринятия мер к благоустройству придомовой территории жилых многоквартирных домов по <адрес> незаконным, обязании провести работы по благоустройству придомовой территории,
установил:
Прокурор обратился с иском, в котором просит признать бездействие администрации городского поселения г. Давлеканово МР Давлекановский район в части непринятия мер по благоустройству придомовой территории многоквартирных жилых домов по <адрес> незаконным; обязать администрацию городского поселения г.Давлеканово МР Давлекановский район провести работы по благоустройству придомовой территории многоквартирных жилых домов по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска прокурор указал, что Прокуратурой Давлекановского района на основании обращения жителей многоквартирных домов по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере благоустройства территории городского поселения, относящейся к указанным домам.
В соответствий п. 19 ч.1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Согласно данным ООО «Кадастр» земельные участки под указанными домам не сформированы, их государственный кадастровый учет не проведен. Таким образом, земля под данными многоквартирным домами (включая придомовую территорию) находится в собственности органа местного самоуправления.
В силу п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.2.25 - 2.2.26, 3.5.86, 3.5.87, 3.5.97 Нормативов градостроительного проектированияРеспубликиБашкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 №153, для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечиваться возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей и озеленения).
Автостоянки на территории жилой, смешанной жилой застройки (встроенные, встроенно-пристроенные, подземные) предназначены для хранения автомобилей населения, проживающего на данной территории. Подъезды к автостоянкам должны быть изолированы от площадок отдыха и игр детей, спортивных площадок.
Планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках.
Согласно п.З ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
Пунктам 5.2, 10.3 Правил благоустройства и санитарной очистки городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район установлено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами.
Организацию уборки иных территории осуществляют местная администрация муниципального образования, по муниципальным контрактам, договорам со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского поселения осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией городского поселения в соответствии с планом капитальных вложений.
Установлено, что по адресу: <адрес> перед многоквартирными жилыми домами на придомовой территориичастично отсутствует асфальтобетонноепокрытие внутриквартального проезда, имеются выбоины, ухабы и неровности, из - за отсутствия дренажной системы осадки скапливающиеся во дворе дома в результате дождей, талого снега в весенний период образуют большие скопления воды, грязи, что затрудняет движение пешеходов по дороге, тротуару, а также движение автомобильного транспорта.
Территория детской игровой площадки не имеет ограждения, имеющееся деревянное игровое оборудование имеет неустойчивое положение, деревянные скамейки сломаны, подъезды к автостоянке не изолированы от территории детской игровой площадки.
Круг подростков и взрослых, постоянно и временно пользующихся элементами благоустройства придомовой территории указанных домов меняется, в связи с чем меняется их число и состав, а поэтому определить круг лиц, чьи права нарушаются в результате непринятия органом местного самоуправления мер по благоустройству дворовой территории, не предоставляется возможным.
Содержание территории участка жилой застройки с коллективным пользованием придомовой территории должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанное бездействие органа местного самоуправления является недопустимым, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает конституционное право граждан на благоприятные условия окружающей среды.
Прокурор Архаткин В.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика - администрации городского поселения г.Давлеканово - Андреев А.Б., Гайсина А.Ф. с иском не согласилась, сославшись на доводы, указанные в письменном возражении, указав при этом, что администрация ГП в данном случае не бездействует, что подтверждается представленными доказательствами: договором на выполнение кадастровых работ, схемой планировочной организации земельного участка, как свидетельство того, что администрацией заказан проект благоустройства данных придомовых территорий. Кроме того, по доводам представителей истцов, в срок, указанный в иске, провести работы по благоустройству придомовых территорий не представляется возможным, так как данные работы будут производиться за счет бюджета городского поселения. В удовлетворении исковых требований просят отказать.
Представитель третьего лица - ООО «Сантехэлектромонтаж» Фаткуллин Д.Т. исковые требования поддержал в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами в материалах дела доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании по адресу: <адрес> перед многоквартирными жилыми домами на придомовой территориичастично отсутствует асфальтобетонноепокрытие внутриквартального проезда, имеются выбоины, ухабы и неровности, из - за отсутствия дренажной системы осадки скапливающиеся во дворе дома в результате дождей, талого снега в весенний период образуют большие скопления воды, грязи, что затрудняет движение пешеходов по дороге, тротуару, а также движение автомобильного транспорта.
Территория детской игровой площадки не имеет ограждения, имеющееся деревянное игровое оборудование имеет неустойчивое положение, деревянные скамейки сломаны, подъезды к автостоянке не изолированы от территории детской игровой площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом доказательствами: письменным обращением жильцов дома <адрес> на имя прокурора Давлекановского района РБ (л.д.7), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), справкой ООО «Кадастр» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9), копией градостроительного заключения (л.д.11-13), копиями фотографий (л.д.14-21), справкой ОГИБДД МВД России по Давлекановскому району (лд.22).
В соответствий п. 19 ч.1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Согласно данным ООО «Кадастр» земельные участки под указанными домам не сформированы, их государственный кадастровый учет не проведен. Таким образом, земля под данными многоквартирным домами (включая придомовую территорию) находится в собственности органа местного самоуправления.
В силу п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.2.25 - 2.2.26, 3.5.86, 3.5.87, 3.5.97 Нормативов градостроительногопроектированияРеспублики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 №153, для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечиваться возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей и озеленения). Автостоянки на территории жилой, смешанной жилой застройки (встроенные, встроенно-пристроенные, подземные) предназначены для хранения автомобилей населения, проживающего на данной территории. Подъезды к автостоянкам должны быть изолированы от площадок отдыха и игр детей, спортивных площадок. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках.
Согласно п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
Пунктам 5.2, 10.3 Правил благоустройства и санитарной очистки городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район установлено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами.
Организацию уборки иных территории осуществляют местная администрация муниципального образования, по муниципальным контрактам, договорам со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Таким образом, установлено, что указанные в иске прокурора факты отсутствия благоустроенной придомовой территории жилых многоквартирных домов по <адрес> в действительности имеют место, в связи с чем суд считает необходимым обязать ответчика провести работы по благоустройству придомовой территории многоквартирных жилых домов по <адрес>, установив, в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, срок исполнения данного обязательства до ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, доводы представителей ответчика о том, что администрацией городского поселения предпринимаются меры по проведению работ в данном направлении подтверждаются представленными в судебном заседании договором на выполнение кадастровых работ № от ДД.ММ.ГГГГ, проектами Благоустройства придомовой территории по Государственного унитарного предприятия - проектного института «БАШЖИЛКОММУНПРОЕКТ». То есть, факт бездействия администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в части непринятия мер к благоустройству придомовой территории жилых многоквартирных домов по <адрес> своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Давлекановского района РБ прокурора Давлекановского района РБ к администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан о признании бездействия в части непринятия мер к благоустройству придомовой территории жилых многоквартирных домов по <адрес> незаконным, обязании провести работы по благоустройству придомовой территории удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского поселения г.Давлеканово МР Давлекановский район провести работы по благоустройству придомовой территории многоквартирных жилых домов по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Давлекановского района РБ прокурору Давлекановского района РБ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Давлекановский Суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья: подпись: