Дело № 2-3288/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Пенкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 08 ноября 2016 года дело по исковому заявлению Мининой Л.Б. к Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании пострадавшей от паводка, обязании включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Минина Л.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Морозовского СП ОМР Омской области о признании пострадавшей от паводка, обязании включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации, в обоснование исковых требований указав, что она с семьей проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Собственником дома является истец, также в доме прописаны Садыков Б.Ф., Садыков М.Б. В апреле 2016 г. дом и земельный участок оказались в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми водами. Частично было утрачено имущество: вода в доме дошла до уровня пола, подмыло фундамент и стены дома, выпал угол фундамента, лопнула стена дома, углы дома повело, печная труба в доме до сих пор не просохла. На земельном участке плодово-ягодные деревья и кустарники пострадали от воды. Право истца и членов ее семьи на получение единовременной материальной помощи было нарушено, так как на обращение от 11.07.2016 г. в Администрацию Морозовского СП ОМР Омской области был получен письменный отказ от 08.08.2016 г. № 02-20/579, согласно которого истец и члены ее семьи не были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с поздним обращением. Прием заявлений от граждан не был организован Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области, и разъяснительная работа о необходимости обращения граждан с указанным заявлением не проводилась. С учетом уточнения исковых требований, просит обязать Администрацию Морозовского СП ОМР Омской области включить ее и членов ее семьи в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи.
В судебном заседании истец Минина Л.Б. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Морозовского СП ОМР Омской области Криворучко А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос о разрешении уточненных исковых требований истца оставила на усмотрение суда, суду пояснила, что в апреле 2016 г. в связи с обильным снеготаянием возникла критичная паводковая ситуация, произошло подтопление паводковыми водами ряда домостроений граждан, проживающих на территории Морозовского СП ОМР Омской области, в том числе домостроения истца и членов ее семьи. В соответствии с протоколами межведомственного оперативного штаба по предупреждению возможных последствий паводка на территории Омской области от 13.05.2016 г. и от 30.05.2016 г. Администрация Морозовского СП ОМР Омской области осуществляла прием заявлений граждан до 29.04.2016 г. (первая волна), и до 14.06.2016 г. (вторая волна). Истец подала заявление за пределами указанных сроков, когда списки граждан были уже сформированы, и направлены в Администрацию ОМР Омской области. По указанным причинам последовал отказ во включении истца и членов ее семьи в соответствующие списки граждан.
Представители третьих лиц Администрации ОМР Омской области, Правительства Омской области, ГУ МЧС России по Омской области, Главного управления региональной безопасности Омской области, третьи лица Садыков Б.Ф., Садыков М.Б. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на человека).
Из методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из названного фонда, утвержденных МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 и Приказа МЧС от 29.08.2014 № 470 «Об утверждении порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» следует, что списки граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне чрезвычайной ситуации, подтвержденному регистрацией.
Таким образом, в соответствии с установленным порядком выплата единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека предоставляется гражданину при условии, если он постоянно проживал в зоне чрезвычайной ситуации, обратился с заявлением о включении в списки лиц на оказание материальной помощи, и был включен в данные списки.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В судебном заседании установлено, что в апреле 2016 г. на территории Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сложилась чрезвычайная ситуация в результате обильного паводка.
Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г. на территории Морозовского сельского поселения введен режим функционирования «Чрезвычайной ситуации». Этим постановлением определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории д. Ракитинка Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Установлено, что собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, является истец Минина Л.Ю., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
В жилом доме по указанному адресу прописаны и проживают истец Минина Л.Б., третьи лица Садыков М.Б., Садыков Б.Ф., что подтверждается копиями представленных в дело паспортов.
Из пояснений истца следует, что в апреле 2016 г. принадлежащий ее семье дом с надворными постройками находился в зоне стихийного бедствия, в зоне подтопления паводковыми водами.
Указанное обстоятельство помимо пояснений истца подтверждается также представленными в материалы дела фотоснимками, и не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного разбирательства.
11.07.2016 г. Минина Л.Б. обратилась к Главе Морозовского сельского поселения ОМР Омской области с заявлением о включении истца и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи, т.к. дом и земельный участок, где истец и члены ее семьи проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации на территории Морозовского сельского поселения, вызванной подтоплением паводковыми водами.
08.08.2016 г. Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области Мининой Л.Б. был дан ответ № 02-20/579, в котором содержится отказ включить истца и членов ее семьи в соответствующие списки по мотиву того, что документы не были поданы в определенные сроки.
Вместе с тем, анализ указанных выше нормативных требований федерального законодательства о составлении списков граждан на предоставление единовременной материальной помощи не содержит сроков подачи заявлений для граждан.
В целях реализации подпунктов "г", "д" пункта 2, пунктов 10, 11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, постановлением Правительства Омской области № 219-п от 20.07.2016 г. утвержден Порядок организации деятельности органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области по оказанию единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам Российской Федерации в связи с введением на территории Омской области режима чрезвычайной ситуации в 2016 году.
Как установлено п. 1 названного Порядка, органы местного самоуправления Омской области участвуют в реализации настоящего Порядка в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 29 августа 2014 года № 470.
В соответствии с п. 3 Порядка не позднее 10 дней после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Омской области (если иной срок не установлен законодательством) граждане обращаются в орган местного самоуправления Омской области, обеспечивающий подготовку документов в соответствии с приказом, с заявлением по форме согласно приложению N 9 к Правилам.
Далее, п.п. 4, 5, 6 Порядка урегулировано, что после сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с федеральным законодательством, орган местного самоуправления Омской области подготавливает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) (далее - списки), в соответствии с приложениями № 10, 12 к Правилам. В течение 3 рабочих дней после подписания списков главой местной администрации списки направляются в Главное управление региональной безопасности Омской области (далее - Главное управление) с приложением копий заявлений, документов, удостоверяющих личность граждан в соответствии с федеральным законодательством (п. 4 Порядка).
Главное управление не позднее 20 рабочих дней после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Омской области (если иной срок не установлен законодательством):
1) подготавливает сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), и необходимых бюджетных ассигнованиях в соответствии с приложением N 11 к Правилам (далее - сводные данные) и обеспечивает согласование и подписание сводных данных с Главным управлением МЧС РФ по Омской области, Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области и Министерством финансов Омской области в соответствии с федеральным законодательством;
2) вносит Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области согласованные и подписанные сводные данные, а также списки;
3) представляет утвержденные Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области сводные данные, списки для последующего согласования в Сибирский региональный центр МЧС РФ, МЧС РФ в соответствии с федеральным законодательством.
В случае принятия решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Главное управление осуществляет деятельность по оказанию гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, постановлением Правительства Омской области № 219-п от 20.07.2016 г. предельный срок подачи гражданами заявлений о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в органы местного самоуправления определен как не позднее 10 дней после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Омской области.
В судебном заседании установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной с негативными последствиями подтопления паводковыми водами в 2016 году для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области распоряжением Правительства Омской области № 51-рп 18 апреля 2016 г. введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Омской области № 154-рп от 26.10.2016 г. режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, введенный вышеуказанным распоряжением № 51-рп от 18.04.2016 г. отменен.
Как указывалось выше, Минина Л.Б. обратилась в Администрацию Морозовского СП ОМР Омской области с соответствующим заявлением 11.07.2016 г. По состоянию на 11.07.2016 г. режим чрезвычайной ситуации на территории Омской области не был снят, следовательно, истец Минина Л.Б. не нарушила сроки на подачу заявления.
Поэтому изложенный в письме № 02-20/579 от 08.08.2016 г. отказ Администрации Морозовского СП ОМР Омской области во включении истца и членов ее семьи в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, по мотиву несоблюдения сроков обращения, не соответствует нормативным требованиям и является незаконным.
Факт проживания истца и членов ее семьи в зоне чрезвычайной ситуации не оспаривался представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельства, в соответствии с подп. «г» п. 2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» истец и члены ее семьи подлежат включению в списки граждан на оказание единовременно материальной помощи.
С учетом изложенного, уточненные исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15.02.2014 ░. № 110.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2016 ░.