Дело № 2-788/2022 †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††????????????? �����������������������������������������������������������������������������������������������������64RS0046-01-2021-015292-26РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при секретаре Карягиной Д.В.,
с участием прокурора Гараниной И.О.,
с участием представителя истцов Миняфова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к Кротовой Светлане Анатольевне об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении права и признании права муниципальной собственности, выселении,
установил:
Администрация муниципального образования «Город Саратов» и администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с исковым заявлением к Кротовой С.А. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении права и признании права муниципальной собственности, выселении.
В обоснование иска истцом указано, что Кротова С.А является собственником жилого помещения с кадастровым номером № площадью 18,1 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, ком.1.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчикам на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд в 2020 году предусмотрены денежные средства в размере 2528,4 тыс. руб.
Ответчику предлагалось подписать проект Соглашения о возмещении выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую квартиру составляет 872 690 рублей 88 копеек. Вышеуказанное Соглашение подписано не было.
Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ такие граждане, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Таким образом, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения, который согласно отчету об оценке стоимости жилого помещения составляет 872 690 рублей 88 копеек.
При изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ.
Ответчики до сих пор не заключили вышеуказанное Соглашение и значатся собственниками жилого помещения в аварийном доме по настоящее время.
Таким образом, в связи с незаключением с собственникамм аварийного жилого помещения соглашения об изъятии у них жилого помещения, на основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ у администрации района возникли основания для принудительного изъятия жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истцы просят изъять жилое помещение с кадастровым номером № площадью 18,1 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, ком.1 путем выкупа у ФИО1 с выплатой возмещения собственникам в размере 872 690 рублей 88 копеек за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов»; прекратить право собственности ответчиком на указанное жилое помещение и признать на него право собственности муниципального образования «Город Саратов», выселить ответчика из жилого помещения.
Представитель истцов администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания судом извещалась надлежащим образом, в том числе по адресу регистрации. Вместе с тем, возражений на момент рассмотрения дела относительно иска, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
При этом, ответчиком доказательств уважительности причин неявки также в судебное заседание представлено не было.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, комитета по финансам администрации муниципального образования <адрес> и комитета по управлению имуществом <адрес> о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении не заявили.
При указанных обстоятельствах, суд руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, выслушав мнение прокурора полагавшего исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ФИО1 является собственником жилого помещения с кадастровым номером № площадью 18,1 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, ком.1.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчикам на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Решением Саратовской городской Думы от 06.12.2019 № 59-461 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд в 2020 году предусмотрены денежные средства в размере 2528,4 тыс. руб.
Ответчикам предлагалось подписать проект Соглашения о возмещении выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую квартиру составляет 872 690 рублей 88 копеек. Вышеуказанное Соглашение подписано не было.
Рассматривая доводы ответчиков о наличии у них права на предоставление им иного жилого помещения взамен изымаемого, суд исходит из следующего.
Так, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса РФ дополнено частью 8.2, согласно которой граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Положения части 2 статьи 6 ЖК РФ допускают применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
К доводам стороны истца о том, что ответчики имеют право только на выплату возмещения, а предоставление равнозначного жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено, суд относится критически.
Доказательств, что на указанную дату ответчики обладали сведениями о том, что дом, в котором расположена квартира, признан аварийным, представлено не было.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Законом от 27.12.2019 № 473-Ф3 статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. статьей 3, которой предусмотрено, что названный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 41 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. Учитывая, что многоквартирный дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», ответчики, как собственники квартиры вправе претендовать на предоставление им в счет компенсации за жилое помещение либо денежной суммы, либо равнозначного жилого помещения в собственность.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Ответчики претендуют на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, следовательно, у администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по управлению имуществом города Саратова возникает обязанность предоставить им равноценное жилое помещение.
Спорное жилое помещение приобретено ответчиками до вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее ведения Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
При указанных обстоятельствах, суд приходя к выводу, что ответчики имеют право выбора способа переселения в форме предоставления им жилого помещения, а не выплаты выкупной стоимости за аварийное жилое помещение, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к Кротовой Светлане Анатольевне об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении права и признании права муниципальной собственности, выселении, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2022 года.
Судья: