Решение по делу № 33-766/2019 от 28.12.2018

Судья – Томилина Е.А.

Дело № 33 – 766

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Савельева А.А., судей Выдриной Ю.Г. и Абашевой Д.В., при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 30 января 2019 г. дело по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 г., которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел о признании действий общества с ограниченной ответственность «Джи-пром-Инжиниринг», выразившихся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением требований санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в д. Острожка Оханского района Пермского края, возложении обязанности на общество с ограниченной ответственность «Джи-пром-Инжиниринг» устранить нарушения прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно:

- разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Острожка Оханского района Пермского края, получить заключение органа Роспотребнадзора в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу;

-обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения д. Острожка Оханского района Пермского края использования водного объекта в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

-обязать в течении месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Острожка Оханского района через средства массовой информации или иным способом решение суда отказать.

Заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственность «Джи-пром-Инжиниринг» (далее по тексту – Общество) о признании противоправными действий в отношении граждан проживающих в д. Острожка Оханского района Пермского края, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению из водного объектов скважин подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением требований санитарного законодательства; о возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей- граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно: обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участков водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения д. Острожка Оханского района Пермского края и получить заключение органа Роспотребнадзора, в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Острожка Оханского района Пермского края использования водных объектов в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать в течении месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Острожка Оханского района через средства массовой информации или иным способом решение суда.

Предъявленные требования мотивированы тем, что Обществом при оказании коммунальных услуг по добыче и распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства, а именно – ответчиком не разработан проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) участков водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) в соответствии с договором аренды муниципального имущества от 17.12.2014 г. в д. Острожка Оханского района с наличием заключения органов Роспотребнадзора, использование водных объектов скважин в д. Острожка Оханского района допускается без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Острожка Оханского района Пермского края использования водных объектов. В связи с вышеизложенным, Общество при осуществлении деятельности по добыче и распределению воды из водных объектов скважин населению д. Острожка Оханского района Пермского края, допустило нарушение требований статей 11, 18, Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» пунктов 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пунктов 3.6. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Допущенные Обществом нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей являются услугой ненадлежащего качества, а также могут

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель истца. ссылаясь на положения ст.ст.2, 6, 8, 12, 23, 41.1 № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.1,11 № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полагает, что судом было допущено неверное толкование норм материального права, так как обязательное получение санитарно-эпидемиологических заключений законом предусмотрено для лиц, осуществляющих водоснабжение потребителям, к числу которых относится ответчик.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002 года утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции объект водоснабжения скважина в д. Острожка Оханского района Пермского края находятся в собственности Острожского сельского поселения Оханского муниципального района.

17 декабря 2014 года между администрацией Острожского сельского поселения и Обществом с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которому арендатору переданы объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, сроком на 15 лет с 01 января 2015 года по 31 декабря 2030 года.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел установлено, что в настоящее время эксплуатация принадлежащего Острожскому сельскому поселению водных объектов скважин в д. Острожка Оханского района, осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, обустройство которого призвано не допустить возможность загрязнения данного источника, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Сведения о том, что в настоящее время указанный водный объект используется иным лицом материалы дела не содержат, ответчиком и третьим лицом иные сведения не представлены.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 27, 43, 55 Водного кодекса Российской Федерации, статей 18, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что в полномочия органа местного самоуправления входят обязанности, связанные с организацией водоснабжения населения, а из условий заключенного договора аренды на арендатора – Общество с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» - не возложена обязанность по установлению границы зоны санитарной охраны и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты.

С указанными выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия в связи со следующим.

Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения не может быть возложена на пользователя водного объекта – Общество с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг», основан на неправильном толковании норм материального права.

Согласно положениям статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Виды водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов установлены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 года за № 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов», а также Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».

В соответствии с положениями п.п. «з» п. 2 Правил охраны подземных водных объектов, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п.7 Правил охраны подземных водных объектов, мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, разрабатываются в составе проектной документации на проектирование и строительство объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, а также технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.

Пунктами 13 и 14 Правил охраны подземных водных объектов, установлено, что охрана месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

Аналогичные положения о мероприятиях по охране водных объектов, включающие в себя установление на местности границ водоохранных зон установлены п.п. «а» п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, регулирующих сходные отношения.

Кроме того, в силу ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Таким образом, организация зон санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе водозаборов подземных вод – является одним из мероприятий по защите от загрязнения подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также способом обеспечения соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Следует также отметить, что положениями Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях (утв. Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 N СЭД-30-01-03-312), принятым в развитие указанных законоположений, установлено, что в качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации и осуществляющие забор (изъятие) водных ресурсов с целью обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Пермского края (п.1.2.).

Исходя из указанных положений, пользователи водных объектов, к числу которых относятся и арендаторы государственного (муниципального имущества) в силу прямого указания закона обязаны осуществлять мероприятия по их охране водного объекта, которые включают в себя установление режима хозяйственной деятельности в границах зон санитарной охраны, создание проекта разработки водного объекта в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что предполагает в том числе и разработку проекта зоны санитарной охраны, если она не была разработана ранее.

При этом выполнение или невыполнение предыдущим пользователем источников водоснабжения, а также их собственником обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию скважин в настоящее время, выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает.

Установление зон санитарной охраны источников водоснабжения, границ и режима зон охраны таких источников, не является актом, связанным с таким источником на весь период существования действия источника, а предполагает установление таких зон для каждого эксплуатирующего их лица с учетом специфики его хозяйственной деятельности.

Судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные положения предполагают обязанность по охране водных объектов, если соглашением сторон не указано иное, что в частности следует из п.5 Правил охраны поверхностных водных объектов, регулирующего сходные отношения.

Вместе с тем, договор аренды не содержит указаний на объем мероприятий по охране водных объектов и их распределение между сторонами, как собственником и арендатором указанного имущества.

При этом из договора аренды от 17 декабря 2014, заключенного между администрацией Острожского сельского поселения и Обществом, следует, что арендатор принял на себя обязательства по обеспечению содержания имущества в состоянии, предусмотренном техническими, санитарными и противопожарными правилами; ведению соответствующей документации по объектам водоснабжения коммунальной инфраструктуры и предоставлении ее арендодателю по требованию последнего.

Таким образом, ответчик, как юридическое лицо, пользующееся указанным в иске объектом водоснабжения на праве аренды, обязан принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, поскольку право аренды не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Поскольку законом прямо предусмотрена обязанность ответчика как пользователя водного объекта осуществлять его охрану в соответствии с требованиями закона и подзаконных нормативных актов, а договором аренды распределение между его сторонами мероприятий по охране водного объекта не распределены, оснований для освобождения ООО «Джи-пром-Инжиниринг» от обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны в отношении используемого им источника водоснабжения.

То обстоятельство, что положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6, ч.ч.1, 2 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации водоснабжения, создания условий, необходимых для подачи воды, не исключает обязанность пользователя водного объекта по его эксплуатации в соответствии с установленными требованиями, в том числе санитарными нормами и условиями договора аренды.

Поскольку бездействие ответчика, как непосредственного пользователя водного объекта в данном случае является противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения р возложении на ответчика обязанности устранить указанные нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и охраны водных объектов.

Согласно абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Судебная коллегия, принимая во внимание указанные положения закона и правовую позицию Верховного Суда РФ, также приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей настоящее судебное постановление путем его размещения в средствах массовой информации или иным путем в течение 30 дней с даты вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нытвенского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 г. отменить.

Постановить по делу новое решение.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Джи-пром-Инжиниринг» обязанность устранить нарушения прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно:

- разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Острожка Оханского района Пермского края, получить заключение органа Роспотребнадзора в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу;

-обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения д. Острожка Оханского района Пермского края использования водного объекта в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

-обязать в течении месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Острожка Оханского района через средства массовой информации или иным способом решение суда

Председательствующий:

Судьи:

33-766/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (Западный территориальный отдел)
Ответчики
ООО "Джи-пром Инжиниринг"
Другие
Администрация Острожского сельского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее