Решение по делу № 33а-3511/2020 от 08.09.2020

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-3511/2020

Судья Волкова Е.Н. УИД21RS0023-01-2020-005252-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Савелькиной Г.О., судей Орловой И.Н., Евлогиевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску избирательного объединения Чебоксарское городское отделение Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары о признании незаконным и отмене решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 9 августа 2020 года № 44/373 о регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, представленного избирательным объединением «ЧУВАШСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», поступившее в суд апелляционной инстанции по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя избирательного объединения Чебоксарское городское отделение Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Михайлова И.П. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 июня 2020 г. № 2144 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва.

Решением Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары (далее - МИК г. Чебоксары) от 31 июля 2020 года № 35/253 зарегистрирован список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, представленный избирательным объединением Чебоксарского городского отделения Чувашского республиканского отделения политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – местное отделение политической партии КПРФ).

Решением Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 9 августа 2020 года № 44/373 зарегистрирован список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, представленный избирательным объединением «ЧУВАШСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (далее – региональное отделение политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ).

18 августа 2020 года местное отделение КПРФ, действуя через представителя Михайлова И.Н., обратилось в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары о признании незаконным и отмене решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 9 августа 2020 года № 44/373, указывая на наличие оснований, предусмотренных подпунктом «б.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для отказа в регистрации списка кандидатов, представленного региональным отделением КОММУНИСТЫ РОССИИ. Так, в нарушение п. 5 ст. 22.1 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» список кандидатов заверен Первым секретарем Комитета регионального отделения КОММУНИСТЫ РОССИИ Федуловым Р.П., не являющимся уполномоченным представителем избирательного объединения.

Также указывает, что выводы рабочей группы по проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов регионального отделения КОММУНИСТЫ РОССИИ и принятое на их основе решение комиссии, нарушают требования, предусмотренные пунктом 14 статьи 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» и подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку рабочая группа не только устранилась от проверки подписей избирателей в силу имеющихся полномочий, но и не учла ряд очевидных нарушений, проверка подписей проведена недобросовестно.

27 августа 2020 года представитель местного отделения КПРФ Михайлов И.Н. уточнил основания заявленного требования, указав на то, что оплата печати подписных листов, стоимости бумаги, а также других сопутствующих расходов, связанных с изготовлением подписных листов за счет средств избирательного фонда не осуществлялась. Из 366 (20 процентов от 1829) подписей, отобранных путем случайной выборки (жребия), 3 подписи не были проверены рабочей группой, а фактическое количество недостоверных и (или) недействительных подписей составляет 78 подписей, а не 4 подписи, как отражено в протоколе об итогах проверки подписных листов от 6 августа 2020 года. При этом к проверке подписей не привлекались эксперты, не использовалась система ГАС «Выборы», данные избирателей в подписных листах не сравнивались с реестром избирателей, не направлялись запросы в Управление по вопросам миграции, МВД Чувашской Республике.

В судебном заседании суда первой инстанции представители местного отделения КПРФ Михайлов И.Н. и Данилов Г.В. поддержали заявленное требование, представитель Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары Иванов Р.Г. возражал относительно заявленного требования.

Заинтересованные лица - региональное отделение КОММУНИСТЫ РОССИИ, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в судебное заседание не направили своих представителей.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с названным решением, представитель местного отделения КПРФ Михайлов И.Н. подал апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования. Автор жалобы указывает на неверность вывода суда об определении количества недействительных и (или) недостоверных подписей при повторной проверке подписей, указанным административным истцом в протоколе об итогах проверки подписных листов от 17 августа 2020 года и ведомости проверки подписных листов регионального отделения КОММУНИСТЫ РОССИИ в папке 4 (66 подписей), папке № 5 (300 подписей).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца местного отделения КПРФ Михайлов И.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары Иванов Р.Г. оснований для отмены оспариваемого решения не усмотрел, однако с выводом суда о наделении представителя местного отделения КПРФ Михайлова И.Н. соответствующими полномочиями на обращение в суд в соответствии с требованиями законодательства и с выводом об отсутствии пропуска на обращение в суд с уточненным исковым заявлением, изменившим основания ранее заявленного иска, не согласился.

Прокурор Яковлев А.Г. полагал решение законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

В силу ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в суд может обратиться избирательное объединение, зарегистрированное по тому же избирательному округу.

Порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Чувашской Республики регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее - Законом Чувашской Республики № 41), а порядок реализации гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями их деятельности урегулированы Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Федеральный закон № 95-ФЗ).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, политическая партия КПРФ действует на основании устава, принятого II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями), имеет в своей структуре, в числе прочего, Чувашское республиканское отделение, сведения о котором в установленном законом порядке внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно решению от 22 декабря 2018 года, принятому на XIII совместном Пленуме Комитета и Контрольно-ревизионной комиссии Чувашского республиканского отделения политической партии КПРФ, утверждена структура названного регионального отделения, включающая в числе прочего, Чебоксарское городское отделение Чувашского республиканского отделения политической партии КПРФ (выписка из протокола № 13).

Суд первой инстанции, проверяя доводы представителя Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары Иванова Р.Г. об отсутствии у представителя местного отделения КПРФ Михайлова И.Н. процессуальной правоспособности на подачу административного искового заявления правильно исходил из их необоснованности.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенция указанных органов подлежит указанию в уставе (п.2 ст. 21 Федерального закона № 95-ФЗ).

Пунктом 5.12 устава политической партии КПРФ предусмотрено, что Бюро Комитета местного отделения КПРФ, в числе прочего, извещает избирательные комиссии соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органах местного самоуправления, решает иные вопросы, предусмотренные Уставом партии, а также иные вопросы по поручению Комитета местного отделения или вышестоящих органов партии.

Пунктом 5.14 устава политической партии КПРФ предусмотрено, что первый секретарь Комитета без доверенности представляет местное отделение КПРФ во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами; в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ выдает доверенности на право представлять интересы местного отделения, решает иные вопросы по поручению Конференции, Комитета или Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также вышестоящих партийных органов.

Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что местное отделение КПРФ не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем, по мнению административного ответчика, первый секретарь Комитета местного отделения КПРФ Воронков Е.В. не вправе был выдавать доверенность Михайлову И.Н., также не вправе был выдавать такую доверенность и первый секретарь Комитета Чувашского республиканского отделения КПРФ ...

Проверяя данный довод, судом первой инстанции установлено, что на 47-й Конференции местного отделения КПРФ от 7 июля 2020 года выдвинут список кандидатов по единому избирательному округу в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва (пункт 4), принято решение о назначении Михайлова И.Н. уполномоченным представителем избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием указанного избирательного объединения в выборах (пункт 6).

На заседании Бюро местного отделения КПРФ от 22 июля 2020 года Михайлов И.Н. назначен членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения местного отделения КПРФ в целях оперативного решения вопросов, связанных с участием названного избирательного объединения на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, а также ему делегированы дополнительные полномочия, в частности, представление интересов местного отделения КПРФ во всех административных органах, вести административные дела в судах общей юрисдикции с правом подписания административного искового заявления (протокол № 18).

Представление интересов местного отделения КПРФ в суде осуществлялось на основании доверенности от 25 июля 2020 года, выданной первым секретарем местного отделения КПРФ ...., доверенности от 25 июля 2020 года, выданной первым секретарем местного отделения КПРФ ... и удостоверенной первым секретарем Комитета Чувашского республиканского отделения политической партии КПРФ ... а также доверенности от 25 июля 2020 года, выданной первым секретарем Комитета Чувашского республиканского отделения политической партии КПРФ ...

Учитывая, что перечень полномочий Бюро Комитета местного отделения КПРФ, а также полномочий первого секретаря Комитета местного отделения КПРФ является открытым, представленные протоколы заседания Бюро местного отделения КПРФ, а также доверенности, подтверждают право на предъявление настоящего иска, его подписание и представление интересов уполномоченным лицом избирательного объединения местного отделения КПРФ, у суда первой инстанции, вопреки доводам представителя Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары Иванова Р.Г., отсутствовали правовые основания для оставления иска без рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных п. 25 ст. 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.

Одним из оснований для отказа в регистрации списка кандидатов служит наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона (пп. «б.1» п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 38 поименованного закона регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2, 3 ст. 33 названного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в соответствии с п. 17 ст. 37 этого закона.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, п.1 ст. 22.1 Закона Чувашской Республики № 41 выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.

Судом установлено и видно из материалов дела, что региональное отделение политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 3 июля 2012 года, первым секретарем Комитета названного избирательного объединения является ...

Решением Политбюро ЦК политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ от 25 июля 2020 года утверждено постановление Комитета регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ от 25 июля 2020 года о выдвижении списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по единому избирательному округу в количестве 39 человек.

Постановлением Комитета регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ от 25 июля 2020 года назначены уполномоченными представителями избирательного объединения, в числе прочих, ...

Список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ в прошитом виде заверен первым секретарем Комитета названного избирательного объединения ... что по мнению административного истца служит самостоятельным основанием для признания незаконным и отмене решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 9 августа 2020 года № 44/373.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования по указанному основанию, проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения регионального законодательства в части противоречат положениям федерального законодательства, в связи с чем, не применимы.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

Пунктом 1.1. ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию пакет документов, предусмотренный п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (п. 14.2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ).

Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) - п. 14.4 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

Между тем, п. 5 ст. 22.1 Закона Чувашской Республики № 41 предусмотрено, что список кандидатов по единому избирательному округу представляется на бумажном носителе по форме, утверждаемой избирательной комиссией муниципального образования. Список кандидатов по единому избирательному округу должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Пунктом 10 ст. 22.1 Закона Чувашской Республики № 41 предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в п. 4 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом.

Следовательно, положение, предусматривающее необходимость заверения представленного списка кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения противоречит положениям федерального законодательства, в связи с чем, согласно п.6 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ не подлежит применению.

Кроме того, п. 19 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 содержит отсылочную норму к ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ в части регулирования порядка регистрации кандидатов, списка кандидатов, основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Таким образом, представленный в избирательную комиссию и материалы дела список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ в прошитом виде, заверенный первым секретарем Комитета названного избирательного объединения Федуловым Р.П., вопреки утверждению административного истца, отвечает требованиям пунктов 14.1 и 14.4 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем, указанное основание обоснованно признано судом первой инстанции не служащим основанием для отмены оспариваемого решения.

Подпунктом «в.1» п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, служит основанием для отмены регистрации списка кандидатов.

Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 этой же статьи).

Решением Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 29 июня 2020 года № 11/20 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутых по единому избирательному округу и составляющий 1827 подписей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов, составляет 2011.

Судом установлено и видно из материалов дела, что уполномоченным представителем регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ в Муниципальную избирательную комиссию города Чебоксары в поддержку списка кандидатов представлены подписи избирателей в количестве 2011, содержащихся на 690 листах в 7 папках.

Из протокола рабочей комиссии от 1 августа 2020 года видно, что для проведения случайной выборки (жребия) отобрано 366 подписей, в т.ч. из папки № 5 (300 подписей) и из папки № 4 (66 подписей).

Из ведомости проверки подписных листов и протокола об итогах проверки подписных листов от 6 августа 2020 года следует, что рабочей группой выявлено 4 недостоверных и (или) недействительных подписи по основанию, предусмотренному пп. «ж» п. 14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 (не оговорено исправление в отчестве, адресе, номере паспорта, номере квартиры избирателя), количество достоверных и действительных подписей составило 362, в связи с чем, не установлено оснований для отказа в регистрации регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ.

Административным истцом представлен протокол об итогах проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов избирательного объединения регионального отделения политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ, содержащий сведения о том, что выявлено 78 недостоверных и (или) недействительных подписей, в том числе по пп. «ж» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 – 26 подписи избирателей, по пп. «е» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 – 7 подписей избирателей, по пп. «ж» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 – 42 подписи избирателей, по пп. «о» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41 – 34 подписи избирателей.

Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются:

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пп. «е»);

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (пп. «ж»);

- все подписи избирателей если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (пп. «з»);

- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума (пп. «о»).

Аналогичные положения содержатся в пп. «е», «ж», «з», «о» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41.

Частью 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Аналогичные положения предусмотрены п.7 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41.

О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.

При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.

Проверяя доводы административного истца о неправомерном признании только 4 подписей избирателей недействительными (недостоверными), суд первой инстанции исследовал подлинные подписные листы и сделал вывод о законности признания 4 подписей избирателей недействительными (недостоверными), дополнительно усмотрев основания для признания недействительными (недостоверными) 13 подписей избирателей, содержащихся в папке № 5, применив приведенные выше нормы материального права.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом судебном акте, содержащем правовую оценку каждой подписи избирателей, оспариваемых административным истцом.

Судебная коллегия, сопоставив утверждения суда первой инстанции с содержанием подписных листов, в которых находятся оспариваемые подписи, не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции.

Таким образом, 17 подписей избирателей, признанных недействительными судом, составляет 4,64 процента, что обоснованно признано судом первой инстанции недостаточным для отказа в отмене регистрации кандидата.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя избирательного объединения Чебоксарское городское отделение Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Михайлова И.П - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.О.Савелькина

Судьи: И.Н. Орлова

Т.Н.Евлогиева

33а-3511/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Избирательное объединение Чебоксарское городское отделение Чувашского республиканского отделения Политической партии "Коммунистическая партия РФ"
Ответчики
Муниципальная избирательная комиссия г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
08.09.2020Передача дела судье
09.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2020Передано в экспедицию
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее