Решение по делу № 2-694/2022 от 03.06.2022

Дело № 2-694/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка

Магаданская область                                                    30 июня 2022 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Зубакиной С.Н.

при секретаре Касауровой А.В.,

с участием истца - прокурора Хасынского района Андрющенко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района (далее МУП «Комэнерго», Предприятие) с иском об обязании совершить определенные действия.

Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования в ходе которой в деятельности Предприятия выявлены существенные нарушения установленных законом требований.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности Предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды, а также сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 указанного постановления для Предприятия установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка. С целью исполнения функции гарантирующей организации по осуществлению водоснабжения в установленной зоне ответственности, Предприятием в установленном законом порядке получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты> и являющимся неотъемлемой ее частью, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки. Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы. До настоящего времени МУП «Комэнерго» работы по оценке запасов подземных вод по лицензии <данные изъяты> не проведены.

Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, которые включают подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, поскольку эксплуатация месторождения подземных вод в отсутствие утвержденных запасов может привести к нерациональному их использованию и утрате. Бездействие Предприятия нарушает интересы неопределённого крута лиц, поскольку неисполнение требований экологической безопасности при природопользовании может повлечь ухудшение одной из компонентов окружающей среды и, соответственно нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённую статьёй 42 Конституции РФ.

В порядке ч. 2 ст. 153 ГПК РФ судья, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и при согласии прокурора открыл судебное заседание.

Прокурор в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске. Указал, что ко дню рассмотрения дела исковые требования прокурора ответчиком не удовлетворены.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 4,6,15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под понятием гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно части 1 статье 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу статьи 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

В судебном заседании установлено, что МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением <данные изъяты>. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха <данные изъяты> К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды <данные изъяты> а также сбор и обработка сточных вод <данные изъяты>

Из постановления администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

Пунктами 2, 2.1 указанного постановления для МУП «Комэнерго» установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка.

МУП «Комэнерго» получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты>, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки.

Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» внесено представление об устранении нарушений, по результатам которого действенных мер, направленных на их устранение, ответчиком не принято.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП «Комэнерго» не принимает должных мер по исполнению требований федерального законодательства по экологической безопасности, что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исходя из изложенного, суд считает заявленные прокурором Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц требования к МУП «Комэнерго» Хасынского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, а иск прокурором, освобожденным от уплаты госпошлины, был подан в интересах неопределенного круга лиц, на основании п.п.3 п.1 ст.333.19 и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход бюджета МО «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комэнерго» Хасынского района <данные изъяты>) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подсчёт эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов по лицензии <данные изъяты> и направлении материалов оценки запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

В апелляционном порядке решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 4 июля 2022 года.

Председательствующий            подпись            С.Н. Зубакина

Дело № 2-694/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка

Магаданская область                                                    30 июня 2022 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Зубакиной С.Н.

при секретаре Касауровой А.В.,

с участием истца - прокурора Хасынского района Андрющенко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района (далее МУП «Комэнерго», Предприятие) с иском об обязании совершить определенные действия.

Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования в ходе которой в деятельности Предприятия выявлены существенные нарушения установленных законом требований.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности Предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды, а также сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 указанного постановления для Предприятия установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка. С целью исполнения функции гарантирующей организации по осуществлению водоснабжения в установленной зоне ответственности, Предприятием в установленном законом порядке получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты> и являющимся неотъемлемой ее частью, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки. Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы. До настоящего времени МУП «Комэнерго» работы по оценке запасов подземных вод по лицензии <данные изъяты> не проведены.

Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, которые включают подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, поскольку эксплуатация месторождения подземных вод в отсутствие утвержденных запасов может привести к нерациональному их использованию и утрате. Бездействие Предприятия нарушает интересы неопределённого крута лиц, поскольку неисполнение требований экологической безопасности при природопользовании может повлечь ухудшение одной из компонентов окружающей среды и, соответственно нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённую статьёй 42 Конституции РФ.

В порядке ч. 2 ст. 153 ГПК РФ судья, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и при согласии прокурора открыл судебное заседание.

Прокурор в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске. Указал, что ко дню рассмотрения дела исковые требования прокурора ответчиком не удовлетворены.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 4,6,15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под понятием гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно части 1 статье 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу статьи 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

В судебном заседании установлено, что МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением <данные изъяты>. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха <данные изъяты> К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды <данные изъяты> а также сбор и обработка сточных вод <данные изъяты>

Из постановления администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

Пунктами 2, 2.1 указанного постановления для МУП «Комэнерго» установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка.

МУП «Комэнерго» получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты>, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки.

Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» внесено представление об устранении нарушений, по результатам которого действенных мер, направленных на их устранение, ответчиком не принято.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП «Комэнерго» не принимает должных мер по исполнению требований федерального законодательства по экологической безопасности, что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исходя из изложенного, суд считает заявленные прокурором Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц требования к МУП «Комэнерго» Хасынского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, а иск прокурором, освобожденным от уплаты госпошлины, был подан в интересах неопределенного круга лиц, на основании п.п.3 п.1 ст.333.19 и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход бюджета МО «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комэнерго» Хасынского района <данные изъяты>) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подсчёт эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов по лицензии <данные изъяты> и направлении материалов оценки запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

В апелляционном порядке решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 4 июля 2022 года.

Председательствующий            подпись            С.Н. Зубакина

Дело № 2-694/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка

Магаданская область                                                    30 июня 2022 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Зубакиной С.Н.

при секретаре Касауровой А.В.,

с участием истца - прокурора Хасынского района Андрющенко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района (далее МУП «Комэнерго», Предприятие) с иском об обязании совершить определенные действия.

Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования в ходе которой в деятельности Предприятия выявлены существенные нарушения установленных законом требований.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности Предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды, а также сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 указанного постановления для Предприятия установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка. С целью исполнения функции гарантирующей организации по осуществлению водоснабжения в установленной зоне ответственности, Предприятием в установленном законом порядке получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты> и являющимся неотъемлемой ее частью, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки. Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы. До настоящего времени МУП «Комэнерго» работы по оценке запасов подземных вод по лицензии <данные изъяты> не проведены.

Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, которые включают подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, поскольку эксплуатация месторождения подземных вод в отсутствие утвержденных запасов может привести к нерациональному их использованию и утрате. Бездействие Предприятия нарушает интересы неопределённого крута лиц, поскольку неисполнение требований экологической безопасности при природопользовании может повлечь ухудшение одной из компонентов окружающей среды и, соответственно нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённую статьёй 42 Конституции РФ.

В порядке ч. 2 ст. 153 ГПК РФ судья, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и при согласии прокурора открыл судебное заседание.

Прокурор в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске. Указал, что ко дню рассмотрения дела исковые требования прокурора ответчиком не удовлетворены.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 4,6,15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под понятием гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно части 1 статье 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу статьи 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

В судебном заседании установлено, что МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением <данные изъяты>. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха <данные изъяты> К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды <данные изъяты> а также сбор и обработка сточных вод <данные изъяты>

Из постановления администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «Комэнерго», эксплуатирующее центральные сети холодного водоснабжения и (или) канализационные сети в населенных пунктах Хасынского городского округа, наделено статусом гарантирующей организации.

Пунктами 2, 2.1 указанного постановления для МУП «Комэнерго» установлена следующая зона деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки и очистки сточных вод: п. Атка, п. Талая, п. Хасын, п. Палатка.

МУП «Комэнерго» получена лицензия на пользование недрами <данные изъяты> с целью добычи подземных вод из МППВ «Палаткинское», участки «Центральный» и «Дальний» для хозяйственного-питьевого и производственно-технологического водоснабжения поселка Палатка.

Согласно пункту 4.1.1 Лицензионного соглашения, утвержденных приложением к лицензии <данные изъяты>, объем разрешенной добычи питьевой подземной воды в год составляет 789,06 тыс. м3 и 2161,8 м3 в сутки.

Пунктом 4.1.4 Условий определено, что недропользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить подсчет эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов с проведением их государственной экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» внесено представление об устранении нарушений, по результатам которого действенных мер, направленных на их устранение, ответчиком не принято.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП «Комэнерго» не принимает должных мер по исполнению требований федерального законодательства по экологической безопасности, что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исходя из изложенного, суд считает заявленные прокурором Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц требования к МУП «Комэнерго» Хасынского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, а иск прокурором, освобожденным от уплаты госпошлины, был подан в интересах неопределенного круга лиц, на основании п.п.3 п.1 ст.333.19 и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход бюджета МО «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комэнерго» Хасынского района <данные изъяты>) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подсчёт эксплуатационных запасов подземных вод по участкам водозаборов по лицензии <данные изъяты> и направлении материалов оценки запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

В апелляционном порядке решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 4 июля 2022 года.

Председательствующий            подпись            С.Н. Зубакина

2-694/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хасынского района
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Комэнерго"
Суд
Хасынский районный суд Магаданской области
Судья
Зубакина Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
hasinsky.mag.sudrf.ru
03.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2022Предварительное судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Дело оформлено
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее