РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2013 г. с. Алексеевка
Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Баймишева М.С.,
при секретаре Макаровой О.К.,
с участием прокурора Каприелянца А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № А2-211/2013 по заявлению прокурора Алексеевского района Самарской области о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области по организации сбора, вывоза отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в заявлении в интересах неопределенного круга лиц просит признать бездействие Администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области по организации сбора и вывоза отходов потребления незаконным и обязать орган местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на территории пос. Ильичевский, расположенную в 300 метрах от плотины пруда, расположенного в конце ул. Рабочей и Молодежной пос. Ильичевский (в северном направлении), на земельном участке площадью примерно 60 000 кв.м, произвести рекультивацию земельного участка, занятого несанкционированной свалкой отходов производства и потребления на территории пос. Ильичевский и организовать сбор и вывоз мусора от населения пос. Ильичевский.
В судебном заседании прокурор Каприелянц А.В. от заявления в части требований о ликвидации несанкционированной свалки и производстве рекультивации земельного участка отказался, в связи с добровольным удовлетворением требований, в остальной части заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель Администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявления прокурора не возражает.
Представитель заинтересованного лица – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против заявления не возражает.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления в зависимости от уровня муниципального образования. На уровне городских и сельских поселений органы местного самоуправления занимаются организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что регламентировано ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
Как следует из материалов дела и объяснений прокурора, в пос. Ильичевский органом местного самоуправления - Администрацией сельского поселения Алексеевка, не организован сбор и вывоз бытового мусора от населения.
Исходя из указанного, следует, что Администрация сельского поселения Алексеевка, не выполняя требования вышеуказанных нормативно-правовых актов, незаконно бездействует, что может привести к загрязнению земли, вод, атмосферного воздуха, следовательно, нарушает право граждан на благоприятную среду,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Алексеевского района Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области по организации сбора и вывоза отходов потребления.
Обязать Администрацию сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз мусора от населения пос. Ильичевский.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья подпись Баймишев М.С.