Дело № 2-4694/2021
УИД: 24RS0046-01-2021-005175-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2021 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Слинявчук Д.А.
с участием помощника прокурора Свердловского района г.Красноярска Мартиросян Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Мальцевой Валентине Ивановне, Мальцеву Алексею Владимировичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности; встречному иску Мальцевой Валентины Ивановны к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска обратилось в суд с иском к Мальцевой В.И., Мальцеву А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности. Требования мотивированы тем, что Мальцева В.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу № от 16.02.2015г., указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.03.2021г. № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Ответчику Мальцевой В.И., как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 02.06.2020 года было направлено требование № о его сносе в разумный срок до 01.10.2020г., которое ответчиком Мальцевой В.И. не исполнено. В установленном порядке истцом был определен размер денежного возмещения за изымаемое у ответчиков жилое помещение, а также стоимость убытков, понесенных собственником при его изъятии; Мальцевой В.И. предлагалось заключить соответствующее соглашение о выплате возмещения, однако от его подписания собственник отказался. В связи с изложенным, Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска просит изъять для муниципальных нужд у ответчика Мальцевой В.И. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> определив размер возмещения в сумме 1 907 254 рублей; выселить и снять с регистрационного учета ответчиков Мальцеву В.И. и Мальцева А.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; прекратить право собственности Мальцевой В.И. на указанное жилое помещение; признать право собственности на эту квартиру за муниципальным образованием город Красноярск.
Мальцева В.И. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, согласно которому, с учетом уточнения требований, просит обязать МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ей в собственность другое благоустроенное жилое помещение не менее 43,1 кв.м., но не более 56,1 кв.м. в рамках действующего закона Красноярского края от 09.07.2020г. №9-4060 « О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции».
В судебном заседании представитель Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» – Сидорова К.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить, против удовлетворения встречных исковых требований возражала.
Ответчик, истец по встречному иску – Мальцева В.И., ее представитель – Губич Р.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, полагают, что в связи с изъятием для муниципальных нужд спорного аварийного жилья, муниципальное образование г. Красноярск обязано предоставить Мальцевой В.И. равнозначное жилое помещение, в связи с чем, настаивали на удовлетворении встречных исковых требований.
Ответчик Мальцев А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил суду соответствующее заявление.
Представители третьих лиц департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, ГУ МВД России по Красноярскому краю судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Мальцева В.И. на основании решения Свердловского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.16-19).
В данном жилом помещении постоянно проживают и состоят на регистрационном учете Мальцева В.И. и ее сын Мальцев А.В., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.152).
Заключением межведомственной комиссии от 16.02.2015 года №, вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N47, в связи с износом, приводящем к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д.6).
02.06.2020 года Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска в адрес Мальцевой В.И. направлено требование о проведении сноса спорного жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в срок до 01.10.2020 года; собственник предупрежден о том, что в противном случае будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ. Ответчик Мальцева В.И. в установленный в уведомлении срок о своем решении не сообщила, снос не произвела (л.д.9,10).
Кроме того, согласно утвержденному "Перечню земельных участков и жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" жилой дом по <адрес> внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.
При этом разделом 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными; предоставление осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приложением №1 к названной Региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, куда, в том числе, включен жилой многоквартирный дом № по <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025г.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.03.2021 года № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение №№, расположенное в многоквартирном доме по <адрес>, было признано подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено обеспечить подготовку проектов соглашений и заключение от имени муниципального образования - города Красноярска с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, либо предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений; организацию переселения граждан, проживающих в жилых помещениях; выплату собственникам изымаемых земельных участков и жилых помещений. МКУ «Управление капитального строительства» поручено проведение рыночной оценки изымаемых земельных участков и жилых помещений, а также рыночную оценку земельных участков и (или) жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых; представление документов, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений, на рассмотрение комиссии по определению размера возмещения (л.д. 7-8).
18.03.2021 года Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска в адрес Мальцевой В.И. направлено уведомление о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд города земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома № по <адрес> признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (л.д.11).
Во исполнение вышеуказанного распоряжения администрации г.Красноярска от 12.03.2021г. №<адрес>, Муниципальным образованием – город Красноярск был подготовлен и направлен в адрес Мальцевой В.И. проект Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, в соответствии с Отчетом об оценке № от 07.04.2021г., составленного ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 43,1 кв.м., с учетом убытков, а также с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2037 кв.м., составляет 1 907 254 рублей. От заключения Соглашения на предложенных условиях Мальцева В.И. отказалась, настаивала на предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого (л.д. 20,21,22,24-97).
Также из материалов дела следует, что ответчик Мальцева В.И. иного жилого помещения на праве собственности не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН, справкой БТИ, согласно ответам администраций районов г. Красноярска, сведения о заключении с ней договоров социального найма отсутствуют.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Согласно положениям части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.
При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.
Спорный аварийный жилой дом по ул. Судостроительная,14 в феврале 2015 года включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы; с этого же момента Мальцева В.И. - ответчик по первоначальному иску внесена в список граждан, подлежащих расселению до 01.09.2025г.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Указанный Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа или предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Мальцева В.И. - собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора обеспечения ее жилищных прав и, предъявив встречное исковое заявление, она выразила свое волеизъявление именно о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры, признанной аварийной в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан, т.е. определилась с выбором.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, принимая во внимание тот факт, что поскольку изъятие квартиры у ответчика по первоначальному иску обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу, решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственника, которому направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, а также принимая во внимание, что аварийный и подлежащий сносу дом по <адрес> включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для изъятия у ответчика по первоначальному иску Мальцевой В.И., принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд.
Исходя из того, что в рамках действующей региональной адресной программы Мальцева В.И. вправе претендовать на предоставление взамен изымаемой квартиры другого равнозначного жилого помещения, Мальцева В.И. выбрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ей в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, подлежит изъятию у последней в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, с учетом того, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственнику изымаемого жилого помещения, следовательно, с учетом выраженного волеизъявления Мальцевой В.И. на предоставление ей в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает встречные исковые требования Мальцевой В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд считает необходимым обязать истца по первоначальному иску предоставить Мальцевой В.И. взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах г. Красноярска, благоустроенное применительно к условиям г. Красноярска в соответствии с условиями действующей региональной адресной программы, отказав в удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск о выкупе изымаемого жилого помещения путем выплаты собственнику денежной компенсации.
Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности Мальцевой В.И. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск только после предоставления ответчику Мальцевой В.И. по первоначальному иску равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 56,1 кв.м. (43,1+13) и не менее 43,1 кв.м.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчиков будет являться основанием для снятия с регистрации ответчиков Мальцеву В.И. и Мальцева А.В.., состоящих на регистрационном учете по месту жительства в спорной квартире, после предоставления им иного жилого помещения.
Доводы представителя Муниципального образования города Красноярска о том, что у Муниципального образования город Красноярск в настоящее время отсутствуют другие жилые помещения для предоставления взамен изымаемых для муниципальных нужд, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку отсутствие свободных жилых помещений, не является основанием для ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Мальцевой Валентине Ивановне, Мальцеву Алексею Владимировичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности; - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Мальцевой Валентины Ивановны к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению - удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Мальцевой Валентине Ивановне на праве собственности на территории Муниципального образования город Красноярск равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее 43,1 кв.м. и не более 56,1 кв.м., взамен принадлежащего Мальцевой Валентине Ивановне на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у Мальцевой Валентины Ивановны принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 43,1 кв.м., после предоставления ей равнозначного жилого помещения площадью не менее 43,1 кв.м.
Прекратить право собственности Мальцевой Валентины Ивановны на жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления ей на праве собственности жилого помещения площадью не менее 43,1 кв.м.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за Муниципальным образованием город Красноярск после предоставления Мальцевой Валентине Ивановне равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 43,1 кв.м.
Выселить Мальцеву Валентину Ивановну и Мальцева Алексея Владимировича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> после предоставления Мальцевой Валентине Ивановне равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 43,1 кв.м.
Решение суда является основанием для снятия Мальцевой Валентины Ивановны и Мальцева Алексея Владимировича с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> после предоставления Мальцевой Валентине Ивановне жилого помещения общей площадью не менее 43,1 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Мальцевой Валентине Ивановне, Мальцеву Алексею Владимировичу об изъятии спорного жилого помещения посредством его выкупа путем определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Т.П. Смирнова
Мотивированное решение составлено: 03.11.2021 года
Председательствующий судья: Т.П. Смирнова