УИД 22RS0013-01-2022-007462-44
Дело № 2-541/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Данилиной Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скорых Е.А., при секретаре Кабловой М.М.
с участием представителя ответчика Н.В. Беспалова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой ЮВ к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении и отпускных выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Емельянова Ю.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении и отпускных выплат.
В обоснование требований указано, что с 24 апреля 2017 года истец была назначена на государственную гражданскую службу в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю.
На основании приказа ФНС России от 09.08.2021 № ЕД-7-4/730 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю с 29.11.2021 реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю.
На момент реорганизации истец занимала должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1 в Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю. Приказом № от 16 ноября 2021 года служебный контракт № от 24 апреля 2017 года был расторгнут с 26 ноября 2021 года, истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная п.3.1. ч.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в сумме 90 704 руб. 88 коп., а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 14 530 руб. 64 коп., выплачена за минусом НДФЛ 13% в сумме 12 641 руб. 66 коп., что подтверждается расчетным листком за ноябрь 2021 года.
С начисленной суммой истец не согласна, так как при расчете компенсации не полностью учтены премии, фактически начисленные в течение 12 месяцев перед увольнением, что привело к снижению размера месячного денежного содержания и неправильному расчету суммы компенсации в размере четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск. Межрайонная ИФНС России №10 по Алтайскому краю в расчет денежного содержания не включала суммы выплаченных средств материального стимулирования и премий выплаченных за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Истец также считает, что расчет отпускных выплат в 2021 году Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю производился неверно, без учета выплаченных средств материального стимулирования и премий.
На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, истец просит суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в свою пользу 157 579 руб. 95 коп., в том числе: сумму недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 92 608 руб. 88 коп., сумму недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 16 454 руб. 38 коп. (удержать НДФЛ в сумме 2139,07 руб., подлежащий уплате в соответствующей бюджет), сумму недоплаченных отпускных выплат за период отпуска с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года в размере 8628 руб. 45 коп. (удержать НДФЛ в сумме 1121 руб. 70 коп., подлежащий уплате в соответствующий бюджет), сумму недоплаченных отпускных выплат за период отпуска с 30 апреля 2021 года по 13 сентября 2021 года в размере 11303 руб. 85 коп. (удержать НДФЛ в сумме 1469 руб. 50 коп., подлежащий уплате в соответствующий бюджет), денежную компенсацию (проценты) за невыплату в установленный законодательством срок недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 92 608 руб. 88 коп. за каждый день невыплаты, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день подачи заявления (16 ноября 2022 года) в размере 23 584 руб. 39 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., возложить обязанность произвести удержания налогов и сборов с сумм недоплат и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.
В судебное заседание истец Емельянова Ю.В. не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд находит возможным. В письменном ходатайстве указывает о том, что срок обращения в суд не пропущен.
В судебном заседании представитель ответчика Беспалов Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь в обоснование возражений на доводы, приведенные в отзыве на иск.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом № 79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
На основании части 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В силу части 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
На основании части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
На основании абзаца 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7» даны разъяснения о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года № 34-КГ19-4.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 24 апреля 2017 года № истец Емельянова Ю.В. с 24 апреля 2017 года была назначена на должность государственного налогового инспектора в отдел камеральных проверок №1.
24 апреля 2017 года между сторонами был заключен служебный контракт №.
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 01.10.2020 к служебному контракту от 24.04.2017 № гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит: а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностной оклад) в размере 4511 руб. в месяц, б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 413 руб. в месяц; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 10% этого оклада; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы размере 60% должностного оклада, д) ежемесячного денежного поощрения в размере 4511 руб. в месяц, е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 12 октября 2020 № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2019 года по 23 апреля 2020 года был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 30 календарных дней с 26 октября 2020 года по 25 ноября 2020 года.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 22 апреля 2021 года № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2020 года по 23 апреля 2021 года был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 1 календарный день, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день на 3 календарных дня, всего на 4 календарных дня с 11 мая 2021 года по 14 мая 2021 года.На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 07 июня 2021 года № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2020 года по 23 апреля 2021 года был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 09 августа 2021 года № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2020 года по 23 апреля 2021 года был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 30 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 16.11.2021 № заключенный с истцом служебный контракт расторгнут, Емельянова Ю.В. с 26 ноября 2021 года освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
Согласно указанному приказу, Емельяновой Ю.В. подлежала выплата компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 17,5 дней за период работы с 24 апреля 2021 года по 26 ноября 2021 года, за не использованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 1,75 дня за период с 24 апреля 2021 года по 26 ноября 2021 года, за не использованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве 0,56 дней за период с 24 апреля 2021 года по 26 ноября 2021 года, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
При увольнении Емельяновой Ю.В. работодателем выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 90 704 руб. 88 коп., а также денежная компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в сумме 14530,64 руб.
Приказом Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю от 21 сентября 2018 г. № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю, согласно пункту 2.2 которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов.
На основании пункта 2.3 указанного выше Положения размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, в том числе участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), и максимальными размерами не ограничивается.
Также суд находит обоснованными доводы истца о необходимости учитывать при исчислении указанных выплат суммы выплачиваемых премий в связи с нижеследующим.
Согласно п. 2.2., 2.4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы..., утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 02 октября 2009 года № ММ-7-5/483@, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов. Решение о выплате премии гражданским служащим принимается руководителем Федеральной налоговой службы и оформляется приказом Федеральной налоговой службы.
Приказом Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю от 14 сентября 2018 года № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №1 Алтайскому краю, премирования, выплаты единовременного поощрения, современной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, согласно п. 2.2. которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции.
В то же время указанные премии выплачивались сотрудникам инспекции за особо важные и сложные задания, при этом учитывались показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего; личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ; за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ.
В связи с этим в соответствии с положениями п.5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания Емельяновой Ю.В.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из начисленных и полученных Емельяновой Ю.В. выплат средств материального стимулирования и премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи, которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.
Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, не означает, что данные средства не являются денежным содержанием Емельяновой Ю.В., поскольку выплата указанных средств производилась систематически, а потому они должны учитываться при расчете денежного содержания.
В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, премии сверх установленного фонда оплаты труда, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт Емельяновой Ю.В.), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование, премии подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.
Проверив расчеты предъявленных ко взысканию сумм недоплат компенсации за неиспользованный отпуск, компенсационной выплаты в размере четырехмесячного денежного содержания, суд приходит к выводу о том, что сумма недоплаты 4-х месячного денежного содержания при увольнении составляет 92 608 руб. 88 коп., компенсация за неиспользованный отпуск составляет 15 653 руб. 26 коп.
Данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца с возложением на Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обязанности произведения удержания с указанных сумм налогов и сборов и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченных отпускных выплат за период с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года и за период с 30 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года, суд исходит из следующего.
Ответчик просит применить к спорным правоотношениям последствия пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части выплат, связанных с предоставлением Емельяновой Ю.В. отпуска с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года и за период с 30 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года
Согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Истец не просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском.
В силу п. 10 ст.46 Закона о государственной гражданской службе выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 07 июня 2021 года № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2020 года по 23 апреля 2021 года был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 09 августа 2021 года № Емельяновой Ю.В. за период работы с 24 апреля 2020 года по 23 апреля 2021 года был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 30 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года.
Суд находит обоснованными доводы стороны ответчика о том, что, истец, ежемесячно получая расчетные листки, в которых отражены все суммы полученных премий, материального стимулирования, денежного содержания не могла не знать о нарушении своего права при получении заработной платы, а также отпускных, начиная с 15 июня 2021 года по 03 сентября 2021 года без учета оплаты сумм материального стимулирования и премий.
С настоящим иском Емельянова Ю.В. обратилась в Бийский городской суд Алтайского края 16 ноября 2022 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте, то есть с пропуском срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, в том числе, то, что истец в пределах установленного срока для разрешения индивидуального трудового спора о взыскании недоначисленных выплат в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда не обращалась, кроме того истец не считает, что срок на обращение в суд пропущен, не ходатайствует о его восстановлении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании суммы недоплаченных отпускных выплат за период отпуска с 25 июня 2021 года по 09 июля 2021 года и за период с 30 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года
При разрешении требования Емельяновой Ю.В. о взыскании денежной компенсации за задержку недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" в ст.136 ТК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В связи с тем, что в установленный срок работодатель не произвёл Емельяновой Ю.В. в полном объёме выплаты при увольнении, причитающиеся работнику, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация (проценты) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.
При этом довод представителя ответчика о невозможности применения в данном случае положений ст. 236 ТК РФ основан на неверном толковании норм материального права.
Оценивая доводы сторон в указанной части, суд исходит из следующего.
Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ).
Этому праву работника в силу ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В силу п. 10 ст.46 Закона о государственной гражданской службе выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска, в то время как истцом расчет компенсации за невыплату отпускных в полном объеме произведен с даты ухода в отпуск в соответствующий период.
Ч. 1 ст. 140 ТК РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 ТК РФ, согласно ч. 1 которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку неправомерными действиями работодателя нарушены трудовые права истца, а, именно, право на своевременную и в полном объеме выплату компенсационной выплаты при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных выплат, на ответчике лежит обязанность компенсации за несвоевременную выплату сумм денежного содержания.
Ссылка ответчика на судебную практику о необоснованности применения в данному случае ст. 236 ТК РФ судом отклоняется, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, представляет собой толкование норм права и пример его применения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Истцом представлен расчет суммы компенсации за несвоевременную выплату денежных средств за период с 26 ноября 2021 года по 16 ноября 2022 года в общей сумме 23 584 руб. 39 коп.
С учетом изложенного, компенсация должна быть рассчитана за период с 27 ноября 2021 года по 16 ноября 2022 года, и ее размер составляет 23 538 руб. 08 коп., исходя из следующего расчета:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
92 608,88 |
27.11.2021 |
19.12.2021 |
23 |
7,50 % |
1/150 |
92 608,88 * 23 * 1/150 * 7.5% |
1 065,00 р. |
92 608,88 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
92 608,88 * 56 * 1/150 * 8.5% |
2 938,79 р. |
92 608,88 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
92 608,88 * 14 * 1/150 * 9.5% |
821,13 р. |
92 608,88 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
92 608,88 * 42 * 1/150 * 20% |
5 186,10 р. |
92 608,88 |
11.04.2022 |
03.05.2022 |
23 |
17,00 % |
1/150 |
92 608,88 * 23 * 1/150 * 17% |
2 414,00 р. |
92 608,88 |
04.05.2022 |
26.05.2022 |
23 |
14,00 % |
1/150 |
92 608,88 * 23 * 1/150 * 14% |
1 988,00 р. |
92 608,88 |
27.05.2022 |
13.06.2022 |
18 |
11,00 % |
1/150 |
92 608,88 * 18 * 1/150 * 11% |
1 222,44 р. |
92 608,88 |
14.06.2022 |
24.07.2022 |
41 |
9,50 % |
1/150 |
92 608,88 * 41 * 1/150 * 9.5% |
2 404,74 р. |
92 608,88 |
25.07.2022 |
18.09.2022 |
56 |
8,00 % |
1/150 |
92 608,88 * 56 * 1/150 * 8% |
2 765,92 р. |
92 608,88 |
19.09.2022 |
16.11.2022 |
59 |
7,50 % |
1/150 |
92 608,88 * 59 * 1/150 * 7.5% |
2 731,96 р. |
Итого: |
23 538,08 руб. |
||||||
Сумма основного долга: 92 608,88 руб. |
|||||||
Сумма процентов по всем задолженностям: 23 538,08 руб. |
Итого размер процентов (денежной компенсации) в связи с невыплатой указанных выше сумм составит 23 538 руб. 08 коп., с учетом требований ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в сумме 23 538 руб. 08 коп.
При этом суд учитывает, что денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса РФ, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-04-05/11096).
При разрешении требования Емельяновой Ю.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Положениями ст. 237 ТК РФ предусмотрено право работника на возмещение морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Как следует из разъяснений, содержащихся в вышеприведенном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года, суд в силу ст.ст. 21 (абз.14 ч.1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со ст. 237 ТК РФ в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В данном случае при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Емельяновой Ю.В., суд учитывает доводы истца о невозможности своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими ей по праву, размер задолженности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая принципы справедливости и разумности, суд считает возможным взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, отказав в остальной части требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку взыскание указанной компенсации в большей сумме не соответствует критерию разумности.
Таким образом, исковые требования Емельяновой Ю.В. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Емельяновой Юлии Викторовны удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю (ОГРН 1042201654505) в пользу Емельяновой ЮВ (<данные изъяты>) сумму недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 15 653 руб. 26 коп., сумму недоплаты компенсационной выплаты при увольнении в размере 92 608 руб. 88 коп., с возложением обязанности произведения удержания налогов и сборов с сумм недоплат и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю (ОГРН 1042201654505) в пользу Емельяновой ЮВ (<данные изъяты>) компенсацию за задержку выплат за период с 27 ноября 2021 по 16 ноября 2022 года в размере 23 538 руб. 08 коп., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья Е.Б. Данилина
Мотивированное решение составлено 29 марта 2023 года.