ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0012-01-2022-004404-77 №2-2557/2022 №33-1272/2023 |
Председательствующий судья первой инстанции |
Короткова Л.М. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,
при секретарях – Гусевой К.А., Андрейченко М.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, на решение Керченского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2022 года ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил признать решение отдела установления пенсий №4 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 27.05.2022 года об отказе ему в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости периоды его работы с 21.04.2006 года по 06.08.2014 год на ОАО «Судостроительный завод «Залив» и назначить пенсию по старости с 22.02.2022 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что 14 февраля 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом изменений, внесенных ФЗ № 350-ФЗ от 03.10.2018 года.
Решением отдела установления пенсий №4 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 27.05.2022 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
По подсчетам ответчика страховой стаж истца составил 07 лет 4 месяца 03 дня, при необходимых 13 годах.
При этом, ответчиком включен в расчет страхового стажа истца период его работы с 21.04.2006 года по 06.08.2014 год на ОАО «Судостроительный завод «Залив», поскольку отсутствует справка об уплате страховых взносов из Пенсионного фонда Украины.
С указанными действиями пенсионного органа истец не согласен, поскольку не включение вышеуказанного периода работы повлекло к принятию ответчиком решения об отказе в назначении пенсии.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены; признано незаконным решение отдела установления пенсий № 4 управления установления пенсий ГУ - Отделения ПФ РФ по РК от 27.05.2022 года об отказе ФИО1 Геннадиевичу в назначении страховой пенсии по старости; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить ФИО1 Геннадиевичу в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости период его работы с 21.04.2006 года по 06.08.2014 год на ОАО «Судостроительный завод «Залив» и назначить пенсию по старости с 22.02.2022 года.
Не согласившись с таким решением суда, Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Так, автор жалобы указывает, что учесть в страховой стаж спорный период работы истца с 21.04.2006 по 06.08.2014 в ОАО «Судостроительный завод «Залив» по трудовой книжке серии №, заполненной 29.05.2006г., и по справке от 31.01.2022 №, нет оснований, так как отсутствует справка об уплате страховых взносов, выданная Пенсионным фондом Украины.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы подержала, указывая на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика дополнительно пояснила, что 27.09.2022г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии в порядке закона №166-ФЗ, по результатам рассмотрения которого пенсионным органом принято решение о назначении соответствующей пенсии; спорные периоды в страховой стаж истца учтены.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, против доводов апелляционной жалобы возражала, указывая на их необоснованность.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, обозрев оригинал отказного дела ФИО1, личного дела военного пенсионера ФИО1, приходит к нижеследующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пришел к выводу, что поскольку истец с 2006 года осуществлял деятельность на территории Республики Крым на ОАО «Судостроительный завод «Залив», что подтверждается записями в трудовой книжке, и справкой работодателя об отчислениях страховых взносов, у ответчика отсутствовали основания для исключения указанного периода из страхового стажа истца, как и основания для отказа в назначении истцу страховой пенсии по старости по ст.8 Федерального закона №400-ФЗ.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, а также судом не применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, ввиду нижеследующего.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 14.02.2022г. ФИО1 обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отдела установления пенсий №4 управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 27.05.2022. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия подтвержденного страхового стажа 13 лет и справки силового ведомства Украины о получении (не получении) пенсии за выслугу лет (л.д.46-48).
В данном решении пенсионного органа указано, что согласно паспорта гражданина Российской Федерации ФИО1 Г.Г. на территории Республики Крым зарегистрирован с 19.11.2014г., потому применить нормы Федерального закона №208-ФЗ при исчислении стажа за периоды работы на территории Украины после января 2002 года для определения права на страховую пенсию и размера страховой пенсии нет оснований.
Также указано, что в период с 02.08.1978г. по 17.04.2002г. ФИО1 проходил военную службу в Министерстве обороны Украины; приказом МО Украины № от 15.04.2002г. уволен в запас по состоянию здоровья. Справка из силового ведомства Украины о назначении (не назначении) пенсии за выслугу лет (по инвалидности) ФИО1 не предоставлена; определить право на вид страховой пенсии по предоставленным документам не предоставляется возможным.
Согласно п.4 ст.13 Федерального закона №400-ФЗ, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Указано, что учесть в стаж период обучения в военном училище с 02.08.1978г. по 28.09.1982г. и период прохождения военной службы с 29.09.1982г. по 07.04.2002г. нет оснований, т.к. не предоставлен документ, что указанные периоды не включены при определении размера пенсии за выслуг лет (по инвалидности) по силовому ведомству.
По трудовой книжке серии №, заполненной 29.05.2006г. и по справке от 31.01.2022г. нет оснований учесть в страховой стаж период работы с 21.04.2006г. по 06.08.2014г. в ОАО «Судостроительный завод «Залив», т.к. отсутствует справка об уплате страховых взносов, выданная Пенсионным фондом Украины.
27.09.2022г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без фиксированной части (в порядке Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ), по результатам рассмотрения которого принято решение от 10.01.2023г. о назначении с 27.09.2022г. соответствующей пенсии; согласно принятого судебной коллегией в качестве нового доказательства в подтверждение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, расчета страхового стажа истца, спорный период работы истца включен в подсчет его страхового стажа.
Согласно материалов личного дела военного пенсионера ФИО1, предоставленных по запросу судебной коллегии Военным комиссариатом Республики Крым, а также справки Центра социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 07.10.2022г. №ТА-141732, ФИО1 с 26.07.2021г. пожизненно является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей»; при определении размера пенсии за выслугу лет учтены периоды службы, работы, иной деятельности с 02.08.1978г. по 17.04.2002г.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" данный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в настоящее время - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
Согласно подпункта "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из системного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что в силу п.2 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, ч.1 ст.5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одна пенсия по их выбору, как правило, в наиболее высоком размере.
Материалами дела достоверно подтверждено, что ФИО1 с 26.07.2021г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации №, последний имеет право на получение страховой пенсии (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) по п.6 ст.3 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001г., которая также была назначена истцу с даты его обращения в пенсионный орган – с 27.09.2022г.
Спорные периоды работы истца были учтены пенсионным органом при назначении страховой пенсии по старости.
Указанные выше юридически значимые обстоятельства по делу, в том числе назначение истцу пенсии за выслугу лет, обращение истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) судом при разрешении спора не устанавливались, тогда как именно на суд возложена обязанность при разрешении спора определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, и оценки таких обстоятельств на основании имеющихся доказательств по делу, соответственно оценки они не получили, положения Закона 4468-1, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, подлежащие применению в данном случае судом при разрешении спора не применены, что привело к неправильному разрешению спора по существу и ошибочности выводов суда об обоснованности заявленных исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения.
С учетом того, что спорные периоды учтены в страховой стаж истца, страховая пенсия по старости ((без фиксированной выплаты к страховой пенсии) истцу назначена с 27.09.2022г., что стороной истца не оспаривалось, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Следует отметить, что в рамках данного спора истцом не обжалуется незаконность действия пенсионного органа, доводов о незаконности назначении пенсии с 27.092022г. исковое заявление также не содержит, и в случае несогласия истца с такими действиями пенсионного органа последний не лишен права обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Учитывая приведенные выше судебной коллегией обстоятельства, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, не применении при разрешении спора нор материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, исходя из положений ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.04.2023.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – А.Г. Курская
Н.И. Любобратцева