Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2017года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Постоялко С.А.,
при секретаре Румыниной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манчук Л. Н. к Мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> об обязании включить в список и предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Манчук Л.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Полагала, что состоит на учете и включена в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, однако из ответа администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> узнала, что на учете в указанной категории не состоит, с заявлением о включении истца в список не обращалась. Между тем, постановлением администрации Бобровского сельского совета истец была поставлена на льготную очередь для получения жилья до достижения 23 летнего возраста. В настоящее время постоянным местом жительства истца является <адрес>, в связи с чем истец должна быть включена в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, и жилое помещение должно быть предоставлено на территории <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Мэрия <адрес>, Министерство социального развития <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>.
Истец Манчук Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Дацюк Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения.
Представитель ответчика Мэрии <адрес> Степанова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика <адрес> Гвоздева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 22-25).
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> Лебедева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения.
Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассматривать в его отсутствие.
Представитель ответчика <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> Ярошенко Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 43-46).
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно части 1 статьи 57 которого, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, абзацу четвертому статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013, исходя из которой, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судебным разбирательством установлено, что Чернова Л. Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец – Чернов Н. И., мать – Чернова Г. А., что подтверждается свидетельством о рождении III-ТО №, выданным Бобровским сельсоветом <адрес>.
Также судом установлено, что в свидетельстве о рождении истца в графе отец - Чернов Н. И., записан со слов матери истца. Доказательств обратному суду не представлено.
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> комиссии по делам несовершеннолетних на основании того, что Чернова Г. А., мать Черновой Л.Н., <адрес> народным судом лишена родительских прав, несовершеннолетняя Чернова Л.Н. помещена в Алтайский приемник – распределитель для несовершеннолетних для дальнейшего определения в детское государственное учреждение (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Чернова Г.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивом Комитета <адрес> по образованию следует, что по документам архивного фонда Профессионального училища № Детский дом <адрес> края в личном деле Черновой Л.Н. воспитывалась в детских домах <адрес>:
- в Каменском детском доме с ноября 1984 года по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевки КрайОНО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в Каменском школьном детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевке КрайОНО – 287 от ДД.ММ.ГГГГ);
- в Тальменском детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (поступила по путевке ГУНО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в Каменском детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по путевке ГУНО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в детском доме при ПУ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В детских домах находилась на полном государственном обеспечении. В личном деле справки о закреплении жилой площади на Чернову Л.Н. нет. Сведения о родителях мать – умерла (л.д. 10).
Директором Профессионального училища № в адрес администрации <адрес> направлено письмо, в котором директор ПУ № просил поставить на льготную очередь Чернову Л.Н. и выслать в их адрес справку с указанием номера очереди и число (л.д. 8).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Бобровского сельсовета <адрес> Чернова Л.Н. была поставлена на льготную очередь для получения жилья в <адрес> (л.д. 7).
Из справки № администрации Бобровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Бобровского сельсовета <адрес> Чернова Л.Н. поставлена первая на льготную очередь для получения жилья в <адрес> (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Чернова Л.Н. обратилась с заявлением в Администрацию Бобровского сельского совета <адрес>, в котором просила сообщить ей сведения о том, решен ли вопрос о выделении Черновой Л.Н., безвозмездной субсидии для приобретения жилья по программе «Дети-сироты» (л.д. 47).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление главой администрации Бобровского сельского совета <адрес> был подготовлен ответ, из которого следует, что Чернова Л.Н. была поставлена на предварительный регистрационный учет, также ДД.ММ.ГГГГ Чернова Л.Н. была поставлена в очередь на получение субсидии по программе «Дети-сироты» и по «развитию села». После выпуска из детского дома Черновой Л.Н. необходимо было приехать и зарегистрироваться в <адрес>, после чего обратиться с заявлением на предоставление субсидий (л.д. 48).
Согласно сведениям, полученным на запрос суда из <адрес> (л.д. 29):
- информации о реализации Манчук (Черновой) Л.Н. права на получение жилья на льготных условиях в администрации <адрес> отсутствует;
- на территории Бобровского сельсовета <адрес> жилых помещений Манчук (Черновой) Л.Н., в период с 2006 года по настоящее время не предоставлялось;
- каких – либо сведений о Манчук (Черновой) Л.Н., как о гражданине, состоящем на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в архиве администрации Бобровского сельсовета <адрес> не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ между Манчук И. М. и Черновой Л. Н. был заключен брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака Черновой Л.Н. присвоена фамилия Манчук, что следует из копии свидетельства о заключении брака (л.д. 6).
Из справки ЖСК «СОЛНЕЧНЫЙ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 2002 года по настоящее время по адресу: <адрес>, микрорайон «Солнечный» <адрес>, проживают: Манчук И.М., Манчук Л.Н., Манчук Р.И. (2009 года рождения), Манчук Н.И. (2014 года рождения).
Согласно домовой книге жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон «Солнечный» <адрес>, на регистрационном учете состоит Манчук И.М. (л.д. 53-55).
Согласно домовой книге жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на регистрационном учете по указанному адресу состоит: Герд О.М., Чернова Л.Н., Манчук Р.И., Манчук Н.И. (л.д. 56-58).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого дома, общей площадью 113,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Манчук М.В. в размере ? доли в праве общей долевой собственности и Гладкова И.Н. в размере ? доли в праве общей долевой собственности.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Манчук М.В. в размере ? доли в праве общей долевой собственности и Гладковой И.Н. в размере ? доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Материалами дела подтверждено, что истец не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма, жилого помещения, что подтверждается ответами из Росреестра и БТИ, доказательства обратному суду не представлено. Также иных сведений о наличии у истца жилого помещения, на которое у нее было право владения, пользования и распоряжения, в материалы дела не представлено.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч.1 ст. 1 указанного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Часть 1 и 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ устанавливает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом. В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.
Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ истцу отделом опеки и попечительства администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> был дан ответ, согласно которому из ответа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о Манчук (Черновой) Л.Н. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями отсутствуют, учетное дело из органа местного самоуправления (администрации <адрес>) не направлялось, с заявлением о включении в список на их территории Манчук (Черновой) Л.Н. не обращалась (л.д. 12).
Между тем, на основании представленных в материалы дела доказательств, в ходе судебного разбирательства, судом установлено, что Манчук Л.Н. ранее состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения 23-летнего возраста, в связи с чем, имеет право на обеспечение жилым помещением в установленном порядке.
При этом ссылка на то, что в настоящее время истец достигла возраста 23 лет и, соответственно, положения действующего законодательства о детях-сиротах на нее не распространяются, судом не принимается, поскольку истец была своевременно выявлена и поставлена на учет с включением в соответствующий список, однако ввиду отсутствия необходимого контроля со стороны органов местного самоуправления сведения об истце не включены в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения.
То обстоятельство, что истец первично поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Бобровского сельсовета <адрес> не может служить основанием для отказа в предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения по месту ее жительства в <адрес>.
Аналогичная позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, согласно которой, определяя место жительства детей-сирот, судам нужно исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предоставление же жилого помещения указанной категории лиц исключительно по месту выявления и первичного закрепления ребенка является ошибочным, поскольку это противоречит федеральному законодательству, несмотря на то, что такой порядок был закреплен законодательством ряда субъектов Российской Федерации, регулирующим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением.
Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по месту жительства, и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из указанного Обзора, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Таким образом, и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Судом установлено, что в период с 2002 года по настоящее время истец проживает на территории <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование истца о включении в список по месту жительства в <адрес>, о предоставлении жилого помещения, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно Положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г.Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Таким образом, с момента включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>.
Доводы представителей ответчиков о наличии очереди на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц, указанной категории, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях. Исходя из положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достигла возраста 18 лет, суд полагает требования истца о предоставлении ей по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м., обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, возлагая на мэрию <адрес> обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, суд считает необходимым указать, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, предоставление такого жилого помещения должно производиться за счет средств областного бюджета <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Манчук Л. Н., удовлетворить.
Обязать <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> включить Манчук Л. Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Возложить на мэрию <адрес> обязанность предоставить Манчук Л. Н. по договору найма специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья /подпись/ С.А. Постоялко