РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2017 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-31/17 по административному иску Негробовой Ю.П. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Негробова Ю.П. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером №, - равной его рыночной стоимости в размере 4 141 494 руб.,
- с кадастровым номером №, - равной его рыночной стоимости в размере 2 730 518 руб.,
- с кадастровым номером №, - равной его рыночной стоимости в размере 4 877 113 руб.
В обоснование иска указала, что является собственником вышеуказанных земельных участков, считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанных земельных участков являются недостоверными и нарушают права истца, как плательщика налога, поскольку кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № установлена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 12 096 354,06 руб., 7 975 217,88 руб., 14 115 632,51 руб.
Согласно отчету об оценке № г., выполненному оценщиком ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 4 141 494 руб., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 2 730 518 руб., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 4 877 113 руб.
На основании изложенного, истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Просит требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Негробовой Ю.П. – Стенин Н.В., действующий на основании доверенности 63 АА 3850381 от 28.10.2016 г., доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Представители ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще. В письменных отзывах ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, Мэрия г.о. Тольятти возражала против удовлетворения исковых требований, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Самарской области не направило своего представителя в судебное заседание, о дате слушания дела извещено надлежаще, отзыв на заявленные требования не представило.
Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Негробовой Ю.П. в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что Негробова Ю.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №; земельного участка с кадастровым номером №, а также является собственником земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Согласно отчету об оценке № №., выполненному оценщиком ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 4 141 494 руб., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 2 730 518 руб., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01.01.2013г. составила 4 877 113 руб.
Как следует из положительного экспертного заключения № г. на указанный отчет, выполненного экспертом ФИО1., регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков № 00148, экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объектов оценки подтверждена.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Из представленного заявителями отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков был применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, отказ от применения других методов и подходов обоснован.
В представленном отчете, имеется полное описание объектов оценки со всеми характеристиками, с указанием перечня использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, проанализирован рынок объектов оценки, сделан вывод, что оцениваемые земельные участки принадлежат к сегменту рынка земельных участков коммерческого назначения г. Тольятти Самарской области, а именно, к рынку участков, предназначенных под размещение объекта недвижимости с надстроем административно-торгового назначения (страница 45 отчета). Также в отчете проанализировано наиболее эффективное использование объектов оценки, которое, как сделал вывод оценщик, совпадает с текущим использованием (страница 60 отчета).
Использованные в отчете объекты аналоги (страница 74 отчета) имеют сходные с объектом оценки характеристики, в частности: категорию, назначение, дату предложения, права на объект, площадь, расположены в Автозаводском района г. Тольятти. Введены скидки на торг, на транспортную доступность, на наличие инженерных коммуникаций. В комментарии к расчету описан процесс внесения поправок и корректировок, приведено их обоснование (страницы 74-78 отчета).
Стоимость 1 квадратного метра объектов оценки составила 2 078,02 руб.
Рыночная стоимость земельных участков, определенная методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, составила 4 141 494 руб., 2 730 518 руб., 4 877 113 руб.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона №135-ФЗ.
Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Суд пришел к выводу, что требования Негробовой Ю.П. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайств о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельных участков в размерах, равных их рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений в ГКН также установлены названной нормой.
В государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной решением суда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим заявлением является 29.11.2016г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Негробовой Ю.П. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 4 141 494 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 2 730 518 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 4 877 113 рублей.
Дата подачи Негробовой Ю.П. заявления в суд – 29.11.2016г.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.01.2017 г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь